Нет ничего удивительного в том, что со второй попытки Ехануров прошёл. Кравчук однозначно прогнозировал это ещё по итогам первого (провального) голосования. И мы с ним были полностью согласны, отмечая, что однозначно заинтересована в провале любого кандидата в Премьеры, кроме себя лично лишь Юлия Владимировна Тимошенко, а её сорока депутатов (включая перебежчиков из бывших синих фракций) слишком мало для эффективной блокады утверждения. В то же время, следует отметить, что президент очень постарался взять реванш и неизвестно не перестарался ли, разберём по порядку.По состоянию на вечер вторника пропрезидентские силы в Раде имели достаточное количество голосов для утверждения Еханурова Премьером, но не смогли обеспечить явку всех своих депутатов. Вечером в среду, лидеры фракций, побывавшие на совещании у Ющенко, уверенно заявляли, что Ехануров получит 230-237 голосов, но не больше.
Этого хватало для уверенного утверждения. Тем не менее, Ющенко, судя по всему, решил продемонстрировать силу президента и наличие уверенного большинства в парламенте.
Несмотря на заявления отдельных депутатов фракции БЮТ об оказываемом на них давлении, Ющенко удалось получить в свою пользу семь голосов этой фракции. Среди них голос Головатого, который поддержал Еханурова и в первый раз. Здесь можно говорить о принципиальной позиции. Остальные шесть отказников дают возможность Тимошенко активно пиариться, обвиняя преступный режим Ющенко в давлении на депутатов, то есть, в восстановлении кучмизма. Ещё более спорным было привлечение к голосованию фракции Партии регионов. Буквально месяц назад Ющенко их иначе как бандитами не называл. Его избиратели это помнят. Тем не менее, за 15 минут до голосования по Еханурову он подписал с Януковичем меморандум, давший 50 голосов фракции за Премьера. Такой ход был бы оправданным, если бы Ехануров не добирал голосов. Но его прохождение было уже обеспечено. В меморандуме Ющенко обещал прекратить политические преследования и реприватизацию, гарантировал вступление в силу политреформы. Тем самым он публично признал, что преследования были - нельзя прекратить то, чего нет. Этим он дал козырь в руки СДПУ(о) - своих наиболее непримиримых противников, которые восемь месяцев позиционируют себя, как наиболее последовательных и непримиримых борцов с политическими репрессиями. Ещё один козырь он дал в руки Тимошенко. Опираясь на пункт меморандума о прекращении реприватизации, она может теперь заявлять, что президент отказался от своих предвыборных обещаний - вернуть незаконно приватизированные предприятия государству и более уверенно намекать на сговор с Пинчуком уже не отдельно взятого Порошенко, а лично Ющенко. Фактический отказ от преследования Кучмы по делу Гонгадзе и прочим обвинениям, которые Ющенко выдвигал против экс-президента, находясь в оппозиции, лишь подольёт масла в огонь. Более того, Юлия Владимировна может теперь смело предъявлять всем оранжевым, ещё сохранившим симпатии к Ющенко факт «сговора с бандитами, которые хотели разогнать майдан, когда мы на нём боролись за свободу».
При этом, Виктор Андреевич получает в «регионалах» весьма неустойчивых союзников с проблематичной политической перспективностью. Уже факт переговоров Януковича и Ющенко вызвал реакцию отторжения не только у убеждённых оранжевых, но и у убеждённых синих. В Интернете на донецких форумах появились заявления бывших сторонников «регионалов» о намерении голосовать за КПУ, ПСПУ и т.д. Сейчас эти настроения усилятся, а электорат потянется к Тимошенко - оранжевый и к эсдекам - синий. Они, между прочим, объективно являются союзниками, хоть и открещиваются от подобных подозрений всеми силами.
Наконец самим фактом переговоров и уступок своим политическим даже не оппонентам, а врагам, президент продемонстрировал факт своей политической слабости - создание «широкой коалиции», политически разновекторных сил стало возможным только после принципиального отказа ближайшего окружения Ющенко от перманентного права на формирование правительство и захват в нём ключевых портфелей. Сейчас президент вынужденно опёрся на неустойчивую сине-оранжевую коалицию, в силу того, что его собственного авторитета не хватало для продолжения прежней политики, прежними средствами. Произошла своего рода частичная парламентская революция. Ющенко заключил союз с умеренной оппозицией, которую ещё месяц назад называл маргинальной, поскольку находился перед выбором: капитулировать перед Тимошенко и лишиться всей власти немедленно или договориться с Януковичем и поделиться частью власти с синими.
Конечно, у президента есть и выигрышные моменты. Он всё же сумел получить легитимный Кабмин и тем несколько микшировать политический кризис, снизив его остроту. Он сумел частично восстановить подконтрольность своего секретариата за счёт реформирования его структуры. Переименовав госсекретаря в председателя секретариата (автоматически переименовываются и должности заместителей) он нашёл способ уволить мятежных замов Рыбачука. Кроме того, с ликвидацией Кабинета президента теряет должность Третьяков, увольняемый без скандала и без заявлений об отставке. Ликвидируется двоевластие в президентской канцелярии. Сокращаются, приближаясь к требованиям Конституции, полномочия секретаря СНБО. Впрочем, раз им перестал быть Порошенко, то это был логичный, ожидаемый шаг. Можно ожидать, что возрастёт управляемость президентских структур. Правда, учитывая личность Рыбачука, это вопрос проблематичный.
Сумеет ли президент воспользоваться позитивом, полученным за счёт утверждения Еханурова и нивелировать негатив?
Учтём, что у него фактически выбили из рук тот аппарат, который должен был ликвидировать политреформу и сохранить за Ющенко полномочия - ближний круг в лице Порошенко, Третьякова и Мартыненко больше не контролирует серьёзные властные структуры и действовать, даже сохраняя доступ к телу, им будет значительно сложнее. Ющенко был вынужден частично уступить не совсем дружественным по отношению к нему политическим силам, контроль над Кабмином, фактически запустив политреформу явочным порядком. Ему удалось не допустить возвращение к власти Тимошенко и создать в парламенте временную коалицию, но он не смог ликвидировать основу политического влияния Тимошенко - приближающуюся политреформу. На мартовских, 2006 года, выборов в парламент Юлия Владимировна может рассчитывать на поддержку значительной части бывшего оранжевого электората. Для её симпатиков работа Кабинета Еханурова, принимающего страну в условиях наступившего экономического кризиса, неустойчивой парламентской поддержки, ориентации большинства политических сил на приближающиеся выборы и свёрстанного правительством Тимошенко популистского бюджета, гарантирующего продолжение кризисной спирали не только в текущем, но и в следующем году, будет лишним подтверждением справедливости жалоб экс-Премьера на то, что её правительство «подстрелили» на взлёте.
Таким образом, сегодняшние союзники, вытрясшие из президента все возможные уступки, становятся заинтересованы в налаживании отношений с Тимошенко, которая в будущем парламенте будет возглавлять если не крупнейшую, то одну из крупнейших фракций, определяющих судьбу правительственной коалиции. Этот фактр будет тем более существенным, чем ближе страна будет подходить к выборам.
В свою очередь Юлия Владимировна известна своей склонностью бороться до конца и никогда не сдаваться.
Мстительность её тоже известна. Можно предположить, что камень полученный ею вместо руки президента, она заботливо сохранит за пазухой, чтобы затем запустить в своего бывшего партнёра по майданной сцене.
Одновременно, с сохранением противостояния Ющенко-Тимошенко, а непримиримая позиция фракции БЮТ свидетельствует о том, что противостояние будет продолжаться, получают пространство для манёвра и возможность набирать очки синие партии. Рейтинг Ющенко, а значит и НСНУ уже не имеет шансов восстановиться. Обмен чемоданами с компроматом будет опускать его всё ниже. Но одновременно, хоть и не в такой степени, пострадает рейтинг Тимошенко. Не случайно на своей последней пресс-конференции она говорила о том, что междоусобная борьба наносит невосполнимый ущерб обоим оранжевым политикам.
Сомнительно, чтобы синие успели переманить на свою сторону значительную часть оранжевого электората, но возможность улучшить свои позиции в следующей Раде (особенно у непримиримо антиющенковских партий) у них есть.
После реформы, вес президента значительно упадёт. Это значит, что в Раде пятого созыва, из действующих на сегодня политических сил будут играть существенную роль БЮТ, СПУ, НП и ПР. Коалиция с НСНУ будет принципиально невыгодна, поскольку всем политическим силам будет выгодно списывать промахи и ошибки, совершённые властью в оранжевый год на президента. Другая эквивалентная фигура для битья просто будет отсутствовать. У фракций НСНУ и СДПУ(о), если последние не пойдут с кем-нибудь в блоке, будет возможность заявить о себе, только в том случае, если не удастся составить большинство четырём вышеперечисленным системообразующим фракциям, а фактор Ющенко сможет сыграть только в случае возникновения в пореформенной Украине правительственного кризиса, когда большинство распадётся (учитывая амбиции партийных лидеров, особенно Тимошенко, такое вполне возможно), а создать новое не удастся. Тогда президент сможет выступить сильным игроком, за счёт права решать отправить ли в отставку правительство или распустить парламент, назначив досрочные выборы. Однако, сразу после таких выборов, если на них не победит какая-нибудь пропрезидентская коалиция, он опять утратит всё своё влияние.
После утверждения Еханурова Премьером все политические силы сохраняют хорошие шансы на самостоятельную игру. Это уже служит гарантией того, что война всех против всех будет продолжаться (может быть в менее горячей форме). Тимошенко потеряла темп, но очевидно постарается его наверстать. Вопрос импичмента с повестки дня не снят и пиариться на «преступлениях президента» можно ещё долго. Ющенко получил некоторый запас времени и шанс переиграть ситуацию в свою пользу, но его команда и он сам до сих пор всё время демонстрировали очевидный недостаток технологичности и политической воли, а сейчас он ещё и обременён союзом с синими и нейтралами, перед которыми взяты определённые обязательства и частичной утратил контроль над механизмами реализации президентских полномочий. Синие рассыпались в качестве единой антиоранжевой силы, но получили союзников, гарантирующих им, как политическое прикрытие, так и возможность хорошего пиара за чужой счёт. Нейтралы Литивна могут рассчитывать, что в мутной воде политической неопределённости в их фракцию начнёт ещё более активно собираться население парламентского болота.
В целом, закончилось первое сражение долгой войны. Потрёпанные армии, не сумев разгромить противника отошли на прежние позиции и готовятся к новым боям. Тимошенко будет очевидно стремиться вновь активизировать политический кризис. Ющенко и фракции получившие места министров, губернаторов и другие коврижки, за голосование по Еханурову будут стараться сбить его накал. Но в полной стабилизации ситуации кроме Ющенко и его теряющего власть окружения не заинтересован никто. Значит в той или иной форме кризис будет продолжаться до самых мартовских выборов, а возможно (в зависимости от расклада сил в новом парламенте) и после них.
Владимир Павленко