Тимошенко против Ющенко
Лидеры двух оранжевых команд, занявших исходные позиции перед смертельной схваткой, имеют говорящие имена. Тимошенко носит имя рода Юлиев, из которого вышел знаменитый Гай, чьё имя (Цезарь) почётное звание (император) на тысячелетия стали наименованием высшего титула в европейской табели о рангах. Имя Ющенко в переводе означает «победитель». Вся их предшествующая политическая деятельность в целом соответствует именам. Юлия Владимировна действительно обладает всепобеждающей волей к абсолютной власти. Виктор Андреевич действительно выходил победителем из всех житейских передряг, хоть вроде бы и не имел оснований надеяться на счастливый исход: по итогам его руководства Нацбанком, комиссия Рады, возглавляемая депутатом Сусловым, требовала возбудить уголовное дело, а он стал Премьером. Из Кабмина Кучма выгнал с позором за непрофессионализм и развал работы, а он подался в лидеры оппозиции и через пару лет захватил власть.
Но до сих пор, на тернистом жизненном пути Юлия Владимировна и Виктор Андреевич либо не пересекались, либо, в последнюю пятилетку, выступали как одна команда. Теперь они враги. После тех заявлений, которые Тимошенко вполне сознательно позволила в прямом эфире «Интера», владелец чистых рук и автор тезиса о любых друзях не простит её никогда. В свою очередь Юлия Владимировна - женщина отнюдь не глупая, а политическая интуиция у неё развита сильнее, чем у всех депутатов Рады, с министрами и президентом, взятых вместе. Если она сказала то, что сказала, то можно только представить себе какую ненависть к бывшему партнёру по «майдану» она испытывает.
Тимошенко тоже ни разу никого не прощала. Более того - она самый мстительный из всех украинских политиков последних полутора десятилетий. Она не будет долго сидеть на берегу реки, чтобы увидеть, как мимо проплывает труп врага, скорее она сожжёт себя, страну и всё до чего сумеет дотянуться, чтобы удовлетворить чувство мести. В отличие от Иосифа Виссарионовича она не считает месть блюдом, которое подают холодным, и всегда пытается наказать обидчика здесь и сейчас. Если бы не вышеупомянутое политическое чутьё и полная беспомощность и неадекватность украинского политикума, Юлия Владимировна, всегда готовая бороться со всеми сразу, давно бы сгорела. Но она, хоть и не Виктория, постоянно идёт от победы к победе.
Личностные качества противостоящих политиков и состав их команд обещают интересные пол года, но уже сейчас можно выделить основные, наиболее вероятные варианты развития событий.
В команде Ющенко нет практически ни одного человека, способного общаться с прессой в условиях острого политического противостояния. Главный ющенковский «Цицерон», недавно назначенный госсекретарём Олег Рыбачук, даже на волне оранжевой эйфории, будучи вице-премьером по евроинтеграции и попытавшись попиариться, уже через месяц-два заставил смеяться над собой и над евроинтеграцией всю страну, включая её оранжевую часть. Порошенко Третьяков, Мартыненко, Жвания - личности не публичные. Червоненко - тот случай, когда «лучше жевать, чем говорить». Сам Ющенко со своим стандартно-кучмовским набором вздохов о тяжёлой жизни президента и многочасовыми рассуждениями на тему, как было бы хорошо, если бы все были бы такими же моральными как он, так же любили бы вышиванки, глечыки, вулыкы и Говерлу, за пол года надоел стране хуже, чем Кучма за десять лет. В общем, соревноваться с Тимошенко на почве открытости в прямом диалоге через СМИ эта команда не может.
У Юлии Владимировны, конечно, тоже не всё радужно, в смысле спикеров. Но сама она - признанный демагог, способный часами убаюкивать «маленького украинца» сладкими обещаниями. Очень убедительно выглядит Александр Турчинов, сумевший, кстати, в отличие от министра внутренних дел Луценко, не скомпрометировать себя в должности председателя СБУ открытием сотен откровенно заказных уголовных дел. Кстати он же не дал оранжевой камарилье учинить расправу над ведомством, выгнав оттуда последних профессионалов. СБУ - едва ли не единственная структура, избежавшая оранжевой кадровой чистки, которая (чистка) уже привела к полному развалу органов управления государством. Томенко и Терёхин - конечно не шедевр и в народе авторитетом не пользуются, но болтать умеют не хуже Рыбачука. Зинченко говорит складно, убедительно и внушает доверие своими беспрерывными отставками из власти «в борьбе за народное счастье».
В общем, на фронте медиа у Тимошенко подавляющее превосходство и единственное, что может сделать президентская команда - попробовать организовать ей информационную блокаду.
Однако, начало боевых действий показало, что Тимошенко отрабатывает ту же схему, на основе которой строилась предвыборная кампания Ющенко. Уловив момент, когда оранжевая часть населения начала разочаровываться в своих лидерах, она первая организовала выброс информации с указанием точных фамилий коррупционеров. Тем самым задан тон всей последующей дискуссии. Все возможные обвинения в нечистоплотности в адрес Юлии Владимировны и её соратников будут восприниматься как мелкая месть преступного режима, а попытки отмыть Порошенко и компанию заранее обречены на провал и лишь компрометируют Ющенко, отбирая у него сторонников.
Как показал опыт двух ющенковских кампаний (2002 и 2004 годов), в таких условиях информационная блокада неэффективна. «Поднявшимся с колен» телеканалам население просто не будет верить, воспринимая антитимошенковскую информацию с точностью до наоборот, а ограничение её доступа к эфиру убедительнее любых доказательств засвидетельствует, что власть боится разоблачений. К тому же конкретные обвинения всегда менее действенны, чем неизвестность. Неизвестность порождает слухи, слухи обрастают подробностями и само население, эффективнее всяких СМИ, организовывает антиправительственную пропаганду. Да и «Интернет» работает. Опять же, есть опыт двух кампаний, проведённых при помощи поездок по стране и беспрерывного личного общения с избирателями. Не стоит забывать, что Тимошенко совершила таких поездок столько же, сколько вся остальная команда Ющенко. При этом она не боялась отправляться в самые проблемные регионы и вступать в дискуссию с самыми подготовленными оппонентами.
Короче, информационную кампанию команда Порошенко-Ющенко проиграла до её начала, во-первых, потому, что это власть, а власти всегда верят меньше, во-вторых, потому, что они уже назначены коррупционерами.
Второй вариант нейтрализации Тимошенко - возобновление закрытых и возбуждение новых уголовных дел. Но, как правильно сказал Луценко, не имеет смысла наступать на кучмовские грабли. Если в виновность Тимошенко не поверили тогда, то тем более не поверят сейчас, если обвинять её начнут те же люди, которые ещё пол года назад усердно отмывали.
Наконец, третий, последний, наиболее эффективный, но и наиболее опасный для Ющенко вариант - отмена политреформы, сохранение за собой суперполномочий и формирование очередного «пропрезидентского большинства» в Верховной Раде пятого созыва.
С одной стороны, значительная часть населения по инерции, заложенной оранжевой пропагандой ещё год назад, негативно относится к самой идее реформы, воспринимая её как заговор кучмовских олигархов. В политикуме тоже отношение к ней неоднозначное: большое количество депутатов-мажоритарщиков и маргинальных партий лишится своих мест в парламенте. Им реформа ни к чему. Вся их политическая ценность заключается в том, что, пробравшись в парламент по купленным мажоритарным округам, они всегда готовы поддержать сильнейшего (как правило, президента). С другой - реформу нельзя отменить конституционным путём, а у Ющенко нет былого авторитета, чтобы обеспечить себе «мнение народа». В числе сторонников реформы наиболее влиятельные политики и политические силы, представляющие в действующем парламенте все цвета радуги: красные (КПУ), розовые (СПУ), синие (регионалы и эсдеки), оранжевые (БЮТ) и нейтралы (Народная партия Литвина). Выступить против такого набора - не только нарваться на попытку импичмента, которая может закончиться успехом, но и потерять контроль над регионами, в которых сильны эти политические силы, а это больше половины страны.
По сути, Ющенко надо готовиться к тому, что НСНУ с треском проиграет парламентские выборы и ему придётся искать союзников для того, чтобы уравновесить влияние Тимошенко в Верховной Раде после 1-го января, а тем более после мартовских выборов 2006 года. В парламенте 4-го созыва Тимошенко может рассчитывать на ситуативный оппозиционный союз с эсдеками и коммунистами, а также, возможно с Партией регионов, если её не удастся заманить в правительство. Не в последнюю очередь, от раздачи министерских портфелей в Кабинете Еханурова будет зависеть и поддержка ПРП и УНР. Кроме того, этим силам, так же, как и НРУ будет сложно объясняться со своими избирателями, если новое правительство, как и обещали Ющенко с Ехануровым, начнёт нормализацию отношений с Россией - для правого электората Москва, что красная тряпка для быка. Скорее всего, Кабинет удастся утвердить (кому охота брать на себя ответственность за бардак в стране?), но устойчивое большинство пропрезидентские силы сформировать не смогут. Мороз и Литвин однозначно будут играть свою игру, и их интересы далеко не всегда будут совпадать с интересами придворной камарильи президента, контролирующей НСНУ.
На выборах в Раду пятого созыва НСНУ, в лучшем для себя случае, имеет шанс получить процентов пятнадцать голосов. От пятнадцати, до тридцати (в зависимости от успешности кампании) БЮТ. По десять-пятнадцать светит Литвину и Партии регионов и до десяти - Морозу. Пять-семь процентов могут собрать коммунисты. Остальные (эсдеки и ПСПУ), если и пройдут в Раду, то с минимальным результатом.
Никто не сможет сформировать большинство в одиночку - придётся договариваться. Причём у Ющенко уже не будет такого аргумента, как президентские полномочия, а коммунисты однозначно будут оппозиционны по отношению к обеим группам, но Тимошенко для них всё же окажется более «социально близкой». В зависимости от результата, полученного на выборах, «золотую акцию» могут получить либо регионалы, либо Ливтин, но у Партии регионов шансов значительно больше. Скорее всего, Тимошенко сможет с ними договориться, если поступится премьерскими амбициями, или отдаст, в качестве отступного за своё премьерство, ключевые должности в правительтве. В то же время, ющенковцы, к тому времени должны быть более склонны к переговорам, поскольку иначе они могут быть маргинализированы в оппозиции. Для Литвина определяющую роль будет играть кресло спикера, которое ему без зазрения совести могут пообещать как одни, так и другие.
В идеале, может быть сформировано «реформаторское лево-центристское правительство на основе блока БЮТ-СПУ-НП-ПР, контролирующее конституционное большинство. Его устойчивость будет определяться готовностью партнёров к выполнению взятых на себя обязательств, умением находить компромисс в противоречивых ситуациях, которые в политике рождаются на каждом шагу, и общей экономической ситуацией в стране. Если экономика завалится, то многие члены коалиции могут вдруг обнаружить, что в них проснулась оппозиционность и составить новый комплот (теперь уже с НСНУ). В новой политической системе вопрос будет решён просто - вотум недоверия, отставка правительства и формирование нового, на основе нового большинства.
Есть только одна проблема - рассмотренный здесь идеальный вариант не учитывает желания президентского окружения сохранить власть любой ценой. Если бы не этот факт, Ющенко уже бы капитулировал, сидел бы на пасеке, а Тимошенко управляла бы страной. Конституционного способа решить проблему, занимающую «лучшие умы» президентской команды нет. Но есть предложение Партии регионов, ввести реформу в действие немедленно и провести досрочные парламентские выборы. Это решение также идёт в разрез с Конституцией. Однако президент может заявить, что с целью входа из кризиса власти он выносит вопрос о досрочных парламентских выборах на всенародный референдум (и «забыть» внести туда же вопрос о досрочном вступлении в силу конституционной реформы). Времени, конечно, мало, но, опираясь на «волю народа» ещё можно успеть распустить парламент до января 2006 года. Борьба с кризисом, грозящим развалить страну - достаточное оправдание в глазах мирового сообщества. Референдум - частично легитимизирует подобное решение. Выборы нового парламента всё равно смогут состояться не раньше февраля, но президент с командой и с ручным «техническим» правительством окажутся единственными фигурами, оставшимися на политической шахматной доске. Два-три месяца всевластия и резкое изменение правил игры может дать Ющенко минимальное, шаткое, но всё же большинство в парламенте.
Думается окружение президента пошло бы и на полностью неконституционный и на полуконституционный вариант сохранения полномочий. Пошли же они на государственный переворот в 2004 году. Проблема в Ющенко - отвечать ему. Если политические противники пойдут до конца и соберут новый «майдан» то выбирать президенту придётся между Тяньаньмень и Чаушеску.
Владимир Павленко