Стенограмма выступления экс-Госсекретаря Украины Александра Зинченко на пресс-конференции, посвященной его отставке.
Добрый день, дорогие друзья!
После того, как президент принял мою отставку, я впервые выступаю как публичный политик. Чем руководствуюсь: большая тревога и реальная опасность, вот те слова, которые отражают мои чувства и мысли. И не только мои. Так думают много простых людей и политиков, предпринимателей и служащий. Очевидным является тот факт, что большинство украинцев не понимает, что проиходит. Я не владею истиной в последней инстанции, верю президенту и верю в президента, потому рассчитываю, что и президент, и вся властная команда должны почувствовать и понять - человеческое терпение иссякает. Народ не хочет и не будет молчаливо наблюдать за ситуацией во власти, не того он ждал и не на то надеялся.
Коррупция - главная причина опасности. 3-4 месяца в начале года взяточники и преступники притихли. Они почувствовали холодное дыхание реального справедливого возмездия, но сейчас коррупция и взяточничество снова набирают силу. Во многих случаях превышают предыдущий ее масштаб, расползаются в глубину и проникают в поры центральных и региональных структур. Это явление приобретает системный характер.
Хочу сразу сказать - нет проблемы окружения президента, вокруг него много честных, порядочных и патриотично настроенных людей. Но достижения осени прошлого года, воли и желаний всего народа, результат героических сотен тысяч патриоторв в стране пытается использовать в собственных интересах небольшая группка авантюристов от политики. Создав свое клановое ООО, организовав информационную блокаду президента, переведя его в виртуальный, а не реальный мир, цинично и нагло перекручивая настоящую жизнь, настоящие аспекты этой жизни, игнорируя надежды и веру своих соотечественников, они шаг за шагом реализуют план максимально использовать власть для собственного накопления капитала, приватизировать и присвоить все, что только возможно. Цель - монополия - наискорейшее перебирание властных полномочий в свои руки.
Вспомните: - „узок круг этих акционеров, страшно далеки они от народа".
Считаю, что не поздно остановить этот процесс, собственно говоря, именно поэтому я тут сегодня. Но вместе с тем убежден - если не сделать этого решительно и жестко, я подчеркиваю - безотлагательно - в стране произойдет контрреволюция.
Слова, кторые стали звучать последнее время в критическом плане об окружении президента нуждаются в персонификации. Назову некоторых - секретарь СНБО Петр Порошенко, первый помощник президента Третьяков, несколько их партнеров таких, как Мартыненко, цинично и системно реализуют свой сценарий использования власти в своих интересах. Содержание сценария имеет следующие составные элементы: собственность, суды, правоохранительные органы, кадры, средства информации, власть. Именно Порошенко добивался и в конце концов достиг незаконной передачи под контроль СНБОУ судебной ветви власти, хотя она по своему смыслу является независимой.
Протесты судебной общественности оказались гласом вопиющего в пустыне. Вместо долгожданной судебной реформы мы наблюдаем стон общества от несправедливости того, что должно быть вершиной правосудия. Снова как во времена Кучмы вернулось телефонное право и откровенное прямое давление на суд, свои преступления новые властители освящают якобы волей президента. Якобы... знаю и убежден, он не делегировал Порошенко свои полномочия. Хозяйственные и административные конфликты не решаются, а обслуживаются капиталом. Возрождаются тарифы и услуги в этой сфере. Земельная реформа, по версии Порошенко, вырождается в систему подчинения самого важного государственного ресурса себе на пользу. Осуществляется неприкрытое и циничное давление на субъектов хозяйственной деятельности путем угроз утраты ними части собственности.
Предпринимателям Крыма, Одессы, Донецка, Днепропетровска, Ильичевска, Винницы, Черновцов, многих других городов Украины хорошо знаком этот почерк. Для того, чтобы полностью развязать себе руки, осуществляется попытка взять под свой контроль правоохранительные органы. Оправдывается это необходимостью реформы правоохранительной системы. Вроде бы с такими высказываниями трудно не согласиться, но в действительности это имеет целью сосредоточение в своих руках и оперативных служб, и службы правительственной связи, и службы безопасности, системы разведки и контрразведки.
Верхом цнизма и пренебрежения законом является попытка сделать из СНБОУ, а точнее из его аппарата «новый НКВД» - всесильный и могущественный. Чего стоит только предложение Порошенко сделать своим заместителем руководителя комитета по разведке. Или ввести в штат СНБОУ 60 генеральских должностей. Секретарем в приемной Порошенко должен быть обязательно генерал. Это и есть так называемая демилитаризация государственных структур. Вместо того, чтобы все усилия сосредоточить на срочной реформе оборонного ведомства - все усилия направлены на собственность и торговлю. Это Укрспецэкспорт и аналогичные ведомства. Разве будет время заниматься складами боеприпасов в таких условиях?
Прямое поручение президента заняться проблемой «Русланов», которые перхватывают в других странах, проигнорировано.
В систему министерства внутренних дел переведено из бывшей налоговой администрации хорошо знакомых Порошенко генералов - именно они превратились в оплот его влияния в этой системе из-за личной преданности - я хочу подчеркнуть эти слова. Вместе с руководителем государственного таможенного комитета Скомаровским в систему таможен переведено ряд людей, которых открыто называют не иначе как контрабандистами. Они начали «честно» отрабатывать высокое доверие.
Таможня поставлена на службу одной группе людей. Присваивается система СМИ, скупаются каналы, теле- радиосети, в ход идут договоренности с олигархами про разделение каналов, про распределение частотного ресурса. Возобновлены сомнительные и преступные схемы приватизационного процесса. В городах появились «представители Порошенко». Именно с ними нужно поделиться имуществом, собственностью, прибылью, акциями. Далее как в кино: «а если не будут брать - отключим газ», Включаются системы силового давления. Или наоборот после запугивания следует команда придерживаться права как свидетельства подконтрольности вопроса.
Далее - первый помощник президента Третьяков с точностью до микрона воспроизводит систему своего предшественника в АП Кучмы Левочкина. Войдя в наблюдательные советы Сбербанка, «укртелекома», издательского дела, контролируя процесс в нефтегазовой сфере. Именно его усилиями было возобновлено заместителя НАК «Нефтегаз Украины» господина Воронова, который успешно организовывал газовые схемы при режиме Кучмы. Сегодня Третьяков успешно работает на ниве перераспределения сфер в СМИ. Именно он отрезал президента от адекватного потока информации, пропуская нужных людей. Это не сложно сделать соответственно организовав, точнее, дезорганизовав рациональный рабочий график президента, доступ к нему.
Те, кто имеет собственное мнение, живое и нестандартное, по 3-5 месяцев ждут воли помощника. Попасть к президенту другой возможности нет. Среди них немало тех, кто не меньше Третьякова и президента работал на общую победу революции. Порошенко, Третьяков и компания, ссылаясь якобы на волю президента назначают своих куда только можно. Сознательно давят на независимую судебную ветвь власти, свободно чувствуют себя в приватизационных процессах.
Казалось, именно в том высшем эшелоне власти должны работать условие и требование майдана - разделение бизнеса и власти. Это именно вас касается, Петр Алексеевич. Ведь на самом деле они не просто пренебрегают этим, они поняли - власть наша и должна работать на нас. Странно наблюдать такие действия на фоне необычайно свежего собственного исторического опыта, кажется, что происходит калькирование недостатков системы Кучмы, даже партию создают не как политическую организацию, а как бизнес-клуб, как декор административного ресурса. Кстати, по поводу моей принадлежности к руководству НСНУ. 7 июля этого года я послал на имя Романа Бессмертного письмо, в котором сообщил о выходе из всех руководящих органов. Мотивация в письме следующая - я принял решение воздержаться от участия в деятельности руководящих органов партии на время пребывания на должности госсекретаря Украины. Считаю своей обязанностью быть честным перед вами и перед всеми украинцами и работать с полной отдачей на указанном напрвлении. Казалось бы, если такая небольшая и немногочисленная группка, то почему под угрозой оказались системные достижения революции? Ответ прост - носители угрозы имеют величайшие возможности влиять на государственные процессы, монополизировать влияния на президента.
Вопрс - докладывалось ли об этих или иных явлениях президенту? Да. Я неоднократно добивался у президента остановить Порошенко. На последних встречах снятие Порошенко и его команды с должностей стало ключевым условием возможности моей работы в команде президента. Почему не говорил открыто и публично ранее? По понятным обстоятельствам максимально пытался добиться единства команды. Вы никогда не слышали из моих уст ни единых обвинений ни в адрес Кабмина, или СНБОУ, или министерств. Считал и считаю, что секретариат президента - это один из основных факторов единения команды, уменьшения противоречий и недоразумений, иначе он не имел бы права называться президентским.
Я благодарю президента за исключительно яркий и длительный период сотрудничества, который, безусловно, навсегда останется ярким эпизодом, событием политической жизни и моей личной, и, безусловно, убежден, всей Украины. За доверие возглавить его аппарат, за терпение, за мужество переносить вызовы и большие испытания. Но у каждого есть выбор - можно смириться и войти в долю, все станет на свои места, и ООО будет работать мирно и согласии. Я же не могу и не хочу терпеть это надругательство над законом. И свой выбор сделал на майдане. Чего, собственно говоря, я и добиваюсь. Речь идет не собственно о структуре аппарата, или о каких-то дополнительных полномочиях. Своей отставкой я пытаюсь максимально остро и теперь уже публично дать понять и самому президенту, и властной команде крайнюю опасность ситуации. А те же, кто считает, что беспредел был, есть и будет хочу предупредить - глубоко ошибается. Я не выторговываю дивиденды, или свечные заводики, или особые условия, но нужно принять срочные меры. В первую очередь выполнить те обязательства, которые на себя мы брали на майдане. То обязательство, которое взял на себя президент в Сорочинцах на майдане 24 августа - решительно обновить кадры. Кстати, очень приязненно воспринятое на майдане.
Что я предлагаю. Первое - вернуть настоящее конституционное содержание деятельности всем органам власти, архитектура власти должна быть четко понятной как для граждан, так и для всех государственных служащих. От всевластия аппарата и секретаря СНБОУ вернуться к коллективной работе, подчеркиваю слово Совета СНБОУ, т.е. к нормальной процедуре и наработке и подготовке государственных решений, обсуждение, дискуссие, выработке решений, организация исполнения. Аппарат - как исключительно вспомогательная цепочка.
Следующее - требую увольнения секретаря СНБОУ Порошенко Петра Алексеевича. Следующее - создать президентский совет из наиболее влиятельных представителей общества как площадку для публичного обсуждения наиболее важных проблем сегодняшнего дня в Украине, не как замену СНБ. Там 12 наивысших государственных лиц Украины могут и должны обговаривать наиболее важные проблемы сегодняшнего дня. Но для того, чтобы возобновить нормальный общественный контроль над институциями нужно максимально использовать возможности соответствующих общественных институций.
Вторая позиция в цепочке - уволить первого помощника президента Третьякова.
Третья позиция - провести глубокие кадровые изменения в ключевых ведомствах - налоговая, таможня, прокуратура. На конкурсной основе. Подготовительная работа уже проведена по процедуре и по обязательном участии конкурсной комиссии. Четвертое - не допускать совместительства должностей в законодательной и исполнительной власти, немедленно уволить всех совместителей. Прератить прочную практику председательства высших должностных лиц в наблюдательных советах, общенациональных компаниях и предприятиях, которые имеют целью получение прибыли.
Думаю, что президент имеет все основания инициировать открытое и публичное обсуждение на высшем уровне в разных форматах острых проблем сегодняшнего дня. Только так можно начать развязывать узлы, а не создавать их, иначе померанчевая революция захлебнется. Именно она подняла с колен даже тех, кто был глубоко убежден в принципиальной невозможности глубоких демократических изменений в стране. Но скептики ошиблись - померанчевая революция произошла. Убежден - она победит и сегодня. Обязательно.
Благодарю вас за внимание.