Часть 1: http://www.anti-orange-ua.com.ru/content/view/1913/42/
Натуралистические памятники в мире
Двое из четырёх детей на проекте памятника жертвам УПА являются несколько натуралистическим фрагментом. Раньше уже устанавливали похожие памятники, это не всегда мешало таким газетам как «Избирательная» («Wyborcza»). Примем во внимание памятник в Балтиморе, открытый 19 ноября 2000 (см. фото 11), там польские эмигранты в Америке почтили жертвы Катыни и убитых на Востоке. На этом монументе также явно повешены два человека, а посередине стоят три польских офицера, связанные верёвкой. Разумеется, памятник может кого-то испугать. Также возможно разное толкование. Одно из них – это «пламя свободы», так же как обсуждаемое «дерево правды».
Фото 11
Катыньское увековечивание, открытое 20 сентября 1980 года в Канберре в Австралии, также приводит в ужас. Изображает разлагающиеся трупы, подкрашенные тёплым цветом, как будто кровью (см. фото 12). Можно утверждать, что жестокий сюжет демонстрирует солдат, пробитый штыком, известный катыньский Памятник в Джерси (см. фото 13). Посмотрим на памятник холокоста в Сан-Франциско, он просто жуткий, но и прекрасный (см. фото 14). Следует признать, что очень верно воспроизводит события и фактически является предостережением для будущих поколений. Немного менее жестокий, но также ужасный по форме памятник жертвам II Мировой войны в Москве.
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Изображает идущих худых, голых людей. Можно подумать, что находятся в очереди в газовую камеру (см. фото 15).
Фото 15
Наконец, пожалуй, самым ужасающим из всех представленных здесь памятников является именно этот у украинских соседей (!) и именно на Волыни (!), а конкретно во Владимире-Волынском. Это памятник советским пленным, замученным в этом городе (см. фото 16). Изображает худую, чудовищную фигуру прямо между металлическими сваями, привязанную к ним именно колючей проволокой (!). Разве он не напоминает явно приведённый ранее случай – едва не убитого офицера Красной Армии (!), освобождённого поляками? Тот случай произошёл во Владимире-Волынском (!). Что же за стечение обстоятельств! Стоит изучить настолько, насколько перечисленные памятники являлись предметом критики «Избирательной Газеты» («Gazety Wyborczej»)...
Фото 16
«Избирательная газета» в атаке
Однако упомянутый элемент «натурализма» сразу дал «Избирательной Газете» предлог для «обстрела». Наверное, указанная газета могла бы атаковать памятник раньше или позже, так как её линия политкорректности достаточно известна. Обычно именно размещённые там статьи сугубо субъективно и избирательно показывают историю, связанную с резнями, в пользу сред украинских националистов и апологетов УПА. Чаще всего вопросы там вырываются из контекста, и так комментируется материал, подготовленный надлежащим образом. «Газета» также известна попытками создания впечатления симметрии преступлений с польской стороны, вероятно, чтобы случайно не думать, что УПА в своей жестокости и её массовости была исключительной. «Газета» скорее примет девиз «УПА – это не только преступления», который был заголовком статьи Марцина Войцеховского (Marcina Wojciechowskiego) 18.10.2006. Любые вопросы, негативно и отчётливо показывающие деятельность УПА, оказываются не на руку «Избирательной Газете» (например, статья Павла Смоленьского (Pawła Smoleńskiego) 30 марта 2005). 27 февраля 2007 года «Газета» печатает статью Михала Войтчука (Michała Wojtczuka), «Неужели в столице будет установлен ужасный памятник жертвам УПА?». Мы видим, как просто памятник «становится» ужасным. Какого драматизма придаёт делу это слово, употребленное, словно был принят какой-то другой из остальных проектов. Упомянутая статья была ещё продублирована путём перепечатки в Метре, бесплатной газете этого же издателя. Памятник описан как ужасный, конечно без пояснения, что такие «ужасные» методы убийства повсеместно применялись Украинской Повстанческой Армией. Сама «ужасность» этой организации, отбеленной «Газетой» упомянутым способом, никогда не смогла оказать такое «ужасное» впечатление на большинство журналистов «ГВ». Это сделал лишь символический памятник, представляющий, однако, не полностью реалистический вид, а более символический. Разумеется, «Избирательная» процитировала человека, который считает, что проект памятника бьёт по хорошим отношениям с Украиной.
Это напоминает некоторые аспекты кампании Эрнста Цунделя (Ernsta Zuendel’a), организовавшего бойкот фильма «Список Шиндлера», как пропагандирующего ненависть к современным немцам, показывающего жестокость, вид голых женщин и искажающего историческую правду (см. приложение к статье).
Приложение
В принципе, «Газета» не отрицает преступления УПА. Однако резню на Волыни изображает в различных странных контекстах. Примером может быть определение, что жертвы на Волыни – это жертвы «жестокости польско-украинской войны» (30 марта 2005). При этом употребление выражения «польско-украинская война» может внушать симметрию преступлений с польской стороны и в контексте Волыни общественную реакцию в духе: «массово резали и одни, и другие», что является исторической неправдой и отрицанием правды. В упомянутой архивной статье Павла Смоленьского (Pawła Smoleńskiego) автор называет геноцид на Волыни именем «антипольского террора». Здесь существует очередное сгибание правды. Потому что слово «террор» не равно термину «резня».
Впрочем, сам Смоленьски применяет похожий аргумент или же, вернее, формулировку, как Цундель, только по отношению к выставке картин, изображающих волынскую резню. Свой текст озаглавливает «Эпатирование жестокостью и правда истории». Сама чрезмерная пропаганда вопроса «фальшивой фотографии», о котором написано дальше «Избирательной», несомненно, увеличивает ряды отрицающих волынскую резню. Представление же резни в другом характере, чем она была, вообще отрицает её. Через день после своей предыдущей статьи атакующим памятник был Михал Войтчук (Michał Wojtczuk) «Znów nadaje» (28.02.2007). Мы можем прочитать телефонную беседу с Марианом Конечным. Процитируем слова Войтчука: «Это небывало неприличный памятник [...] На памятнике есть трупы детей! Хотел бы господин ежедневно проходить мимо него на улице? [...] Сам господин говорит страшные [вещи] Так почему господин хочет сегодня эпатировать этой чудовищностью?». Мне кажется, что этого журналиста, как и нескольких других, характеризует своеобразное отношение. Памятник и любые вопросы, связанные с напоминанием жестокости УПА, вызывают у них гораздо больше эмоций, чем сама жестокость УПА. Кажется, что чудовищность действий УПА не имеет для них такого значения, когда принимают во внимание, скажем, «национально-освободительный [sic!]» характер этой формации. Также «ГВ» публикует (01.03.2007) статью под названием «Украинцы о памятнике жертвам УПА»: «Газета» сообщает, что идея установки памятника не по душе публицисту одной из украинских газет, который называет это «скандалом». Я сам не знаю, в критике упомянутого украинского публициста шла речь о форме («Газета» снова её описывает) или об идее установки самого памятника. Сам текст озаглавлен «Расцарапывание ран». В том же тексте для противовеса мы читаем о памятнике в Павлокоме убитым украинцам и годовщине Акции «Висла». Разумеется, этим двум событиям не придаётся отрицательный контекст. На этом не конец, можем прочитать в «Избирательной» ещё один текст под названием «Щекотливый памятник» (02.03.2007). Снова 30-40 процентов текста является повторением отрицательной оценки проекта памятника, остальное – это очередной раз информация, как сильно проект не по душе публицисту. Спустя несколько дней (07.03.2007) в рамках мнения читателей «Газета» печатает иронический текст «Этот памятник является слишком спокойным». Процитируем заключительный отрывок, показывая, каким способом «читатель» обращается к автору проекта Мариану Конечному: «Господин профессор – памятник ещё не отлит, возможно что-нибудь исправить. Маленьким детям выколоть глазки, обрезать одну из свисающих ступней. Нужно встряхнуть народ. Этого требует историческая политика. Ну же! За работу!». В скором времени также можем увидеть опубликованное обращение к Председателю Совета Столичного города Варшавы Леху Яворскому с подписями известных людей против проекта памятника (13.03.2007). Обращают на себя внимание подписи журналистов «Избирательной Газеты». Спустя месяц (17.04.2007) «Избирательная» снова напоминает о вопросе. Очередной раз мы можем прочитать описание памятника и найти информацию о подписавшихся под обращением, уже упоминавшихся раньше. Ещё находим заметку о встрече представителей подписавшихся с Анджеем Пжевозником. В общих чертах текст можно подытожить выражением «nihil novi» (лат. – «ничего нового» – прим. переводчика). «Избирательная» атакует проект памятника, как минимум 7-кратно (!), ещё до публикации статьи Дариуша Столи (Dariusza Stoli) и Ады Рутковской (Ady Rutkowskiej).
Открытие Дариуша Столи и Ады Рутковской
19 мая 2007 г. упомянутые авторы печатают «Речи Посполитой» («Rzeczpospolitej») вдумчивую и очень интересную статью на тему своего открытия: эта самая распространённая фотография из всех, представляющих жертвы резни УПА, показывает другое событие – детей, убитых своей матерью цыганкой в ночь с 11 на 12 декабря 1923 года. Намерения авторов, как членов Комитета, были благородные: сообщение исторической правды к сведению общества. Стола и Рутковска принесли извинения за опубликование сильнодействующего материала, констатируя, что такие снимки не должны появляться в прессе. Трудно отказать справедливости такого определения. Следует ещё привести отрывки их статьи [подчёркивания – А.Ш.]: «Необходимо отметить, что хотя представленная рядом фотография является неверным доказательством преступлений, совершённых УПА по отношению к полякам, есть достаточно много других достоверных доказательств тех преступлений: польских, украинских и немецких документов и донесений, описывающих тысячи убийств безоружных мирных жителей разного пола и возраста, общих могил, скрывающих останки жертв, фотографий ужасающих также, как изображение повешенных детей. [...] Для историка XX в. является очевидным ответ на вопрос, помнить и увековечивать ли те события и их жертвы: им полагаются уважение и память. Народ – это общность памяти и забвения, но мы не считаем чтобы «политика забвения» помогала примирению между людьми и народами. Важные события из прошлого следует вспоминать и увековечивать, даже, если это трудно и болезненно. Открытым и нелёгким вопросом является проблема, как это делать. Мы надеемся, что случай ложного памятника будет напоминать о необходимости сотрудничества на этом поле защитников Памяти и поборников Правды». Нет сомнений, что УПА совершала массовые жестокости в таком виде, являясь в этом отношении самой кровавой организацией в этой части Европы. Фотография из психиатрического ежегодника за 1928 год, пожалуй, не поразила всех только в одном аспекте. Имея ввиду подлинные «подвиги» УПА, многие люди ещё раньше были вынуждены с уверенностью подумать об их авторах «Это должны быть психопаты!!!». Практически большинство ветеранов УПА, которые принимали участие в убийствах, должны находиться в психиатрических ежегодниках, как та безумная мать, а не на пьедесталах ветеранов войны. К сожалению, пока что существует практика представления их как национальных героев, официальных ветеранов войны, чему должно воспротивиться психически здоровое общество польских элит.
«Избирательная газета» и волна энтузиазма
Как вскоре оказалось, «Избирательная» получила предлог, чтобы снова представить не одну, а целую серию критических статей, когда открылось, что это поступок обезумевшей цыганки, а не, как можно было иронически интерпретировать после чтения некоторых статей «Газеты» – «прекрасной, национально-освободительной формации», каким названием гордится УПА. С того времени, как дело возникло, фотография действительно служит популяризации УПА, а не её компрометации. Некоторым даже внушает, «какими многочисленными могут быть фальсификации доказательств преступлений этой «прекрасной» организации». Без сомнения, это было бы изображение, популяризированное вопреки намерениям авторов переломной статьи, если посмотреть на раннюю цитату.
Через 3 дня после статьи в «Речи Посполитой» («Rzeczpospolitej»), 22 мая 2007 года текст на эту тему появился в «Избирательной». Лично я не нашёл ни в нём, ни в каком другом хотя бы минимального упоминания в стиле, мы «Приносим извинения – эта фотография сильнодействующая, но мы должны её опубликовать» (в отличие от статьи в «Rzeczpospolitej»). Следовательно, впечатлительность в «Избирательной» проявляется… выборочно, в зависимости от необходимости момента. Статью написали Ян Фусецки (Jan Fusiecki) и известный с другой стороны Михал Войтчук. У всех апологетов УПА, или даже противников увековечивания дело вызвало волну энтузиазма. Также следует удивляться энергии, с которой «Избирательная Газета» распространяла дело упомянутой фотографии. Делу фотографии «Газета» посвятила, как минимум, 5(!) статей (22 мая, 2 июня, 11, 17 июля и 20 декабря 2007 г.) статей. Видна большая заботливость, чтобы как можно меньше людей в обществе проглядело эту («хорошую»?) новость. Не включаю сюда публикации, посвящённые критике памятника перед тем, как выяснилось происхождение фотографии. Даже после изменения проекта памятника по-прежнему писали об упомянутом снимке. В другой статье констатируют прямо: «Безумие Долиньской (Dolińskiej) может быть увековечено в центре Варшавы Марианом Конечным, автором более десяти памятников, самый громкий из которых – Нике». Постоянно и настойчиво проект памятника относят к фотографии, не учитывая невероятную жестокость УПА, выражающуюся точно в таком же роде. Чтобы можно было сказать, что Комитет Строительства Памятника Убитым УПА – это «Комитет Строительства Памятника Безумию цыганки”. Однако боюсь, что не найдётся достаточного количества «преступных цыган», чтобы приписать им убийство не менее 100 тыс. польского населения. Ибо уже давно существует практика приписывания убийств Советам (Советскому Союзу – прим. переводчика) и Германии в одежде УПА, ба! Эвгениуш Мисило (Eugeniusz Misiło) даже констатировал, что похищение поляков из Павлокомы это также работа НКВД [14], но саму «пацификацию» уже совершили исключительно поляки, и никто в них не переодевался. Дело фотографии, представленное «Избирательной», идеально вписывается в эту политику. После первой статьи о фотографии «Газета» печатает другие – содержащую историю преступления цыганки (17.07.2007 – следует признать, что очень интересную), а также интервью с Гжегожем Мотыкой (Grzegorzem Motyką) (02.06.2007) и статью под названием: «На памятнике рядом с детьми ещё повесили женщину»[!] (12.07.2007). Газета сообщает, что главное различие – это нагие груди повешенной матери. Каждая из остальных трёх статей предоставляла возможность, чтобы напомнить о фотографии. Та упомянутая интересная статья о преступлении даже представляет фрагмент, говорящий о резне УПА, что является небывалым для публикации в «Избирательной». Является небывалым, как тень консерватизма в одной из упомянутых статей в «Газете», относящихся к нагим грудям повешенной матери. Однако не было показано, как они отрезаны, что часто практиковалось уповцами. Спустя несколько месяцев (публикация 02.02.2008) Павел Смоленьски (Paweł Smoleński) начнёт интервью с Ярославом Калиновским (Jarosławem Kalinowskim) с приведения одного случая украинки с «отрезанной» (оп. цит.) грудью… Может быть поводом упомянутого консерватизма являются другие авторы тех двух статей. Следует упомянуть о четвёртой статье, интервью Марцина Войцеховского (Marcina Wojciechowskiego), а, вернее, об ироническом заголовке текста: «Наши страданий не причиняют» („Nasi cierpień nie zadają”). Потом можем почитать статью о номинациях на премию «Табурет» «Избирательной» и антипремию «Ножка от Табурета» (20.12.2007). Эта вторая была присуждена автору проекта памятника жертвам УПА. Газета очередной раз возмущается, что проект не подвергся слишком большим изменениям и художник добавил мёртвую женщину с голым бюстом.
Парадоксально, когда Данута Скальска (Danuta Skalska) осмелилась подвергнуть критике на радио «Львовская Волна» сначала проект памятника Степану Бандере (а потом сам монумент) – предводителю преступной организации, делом которой был геноцид поляков, сразу подвергнула себя на шарж «Избирательной Газеты» (18.01.2008). В общем, атака была реакцией на совокупность действий госпожи Дануты в пределах «Львовской волны», а также за критику награждений членов преступной организации, которых автор Михал Смолож (Michał Smolorz), выношу впечатление, с тенью симпатии назвал именем «престарелых ветеранов войны». Атака Смоложа была также возмездием за критику в исполнении Скальской по отношению к тем грекокатолическим священникам, которые освящают памятники преступникам. Однако в совокупности действий госпожи Дануты Скальской автор не увидел благотворительной роли, которую исполняет, оказывая помощь для бедных людей, живущих на Украине. Оценивая деятельность госпожи Скальской в эфире, Смолож назвал её, парафразируя, как «Львовская волна ненависти». Его статью могу парафразировать как «Избирательную волну глупости» или же «Волну избирательной глупости».
«Подлинная» фотография
Кто поместил обсуждаемую фотографию среди других – тех, представляющих бойни УПА – сегодня неизвестно. Или это было сделано целенаправленно, также трудно сказать. Если это сделал кто-то из кресовяков, тогда следует полагать, что это была просто ошибка. Никто бы не «фирмовал» эту фотографию, представляющую другое событие, имея столько различных достоверных фотографий и других доказательств на выбор, сознавая возможные последствия, разве, что это был человек, который хотел навредить кресовякам. Похожая оплошность с фотографией случилась в «Яд Вашем» («Yad Vashem») на год раньше. 12 мая 2006 «Польская газета» («Dziennik Polski») опубликовала сенсацию о том, как Яд Вашем использовал фотографии, представляющие так называемую «Кровавую Среду» в Олкуше (w Olkuszu), то есть расстрел польских жителей этого города, в контексте холокоста (см. фото 17).
Фото 17
Между тем, жертвы на фотографии – это не евреи, а поляки, расстрелянные 31 июля 1940. Фотография была подписана таким образом через 8 лет в Бюллетене Яд Вашем. Только был бы интересен вопрос: разве за это время стала символом холокоста олкушских евреев? Несомненно одно: Избирательная не интересовалась этим так, как снимком убийства, совершённого цыганкой, и не топтала Яд Вашем по пяткам так яростно, как Комитет.
Ещё лучше с известной фотографией четырёх американских солдат, устанавливающих флаг на Иво Джима. Об этом рассказывает фильм Клинта Иствуда «Знамя Славы». В течение всего фильма там чувствуется, что имеем дело с сюжетами и вопросами: Были ли эти сфотографированные солдаты первыми, кто устанавливал флаг, были ли какие-то другие, а пресса запечатлела тех других как первых, все ли были сфотографированы, был ли какой-нибудь солдат «подменён» и т. п. (см. фото 1. )
Фото 18
Для потребностей этого события мы слегка преобразовали слова Станислава Михалкевича, чтобы относились к фотографии с Иво Джима: «Даже если это не является правдой, что касается конкретного случая, это правда о явлении […] Даже если в подробностях это неправда, то вообще – правда. Акция этого типа случилась на Иво Джима». Разумеется, эти слова раздались в другом контексте – проекта памятника убитым УПА и его связи с фотографией. Неизвестно, сколько журналистов Избирательной Газеты его поняло.
Немного смешно, что, несмотря на изменения в проекте памятника – для «ГВ» он по-прежнему не будет связан с символикой преступлений УПА, а всегда с «безумием Долиньской» (Прошу оценить самим, насколько исправленная версия памятника похожа на «безумие Долиньской» – см. фото 19).
Фото 19
Теперь, спустя годы, я знаю, что во времена своей юности, когда смотрел видеоклип «Cranberries» – «Зомби», то видел «безумие Долиньской». Может быть, ирландская группа хотела запечатлеть именно это последнее «событие», а не символику чудовищных жертв среди детей в Белфасте? Следовательно, саму группу также пришлось бы расспросить от «Избирательной», что на самом деле хотела сообщить этим фрагментом видеоклипа. Однако если бы не было дела с фотографией, наверное, главным аргументом «Избирательной» против памятника осталось бы его сильное воздействие. Всего редакция этой газеты опубликовала, как минимум, 12 статей, атакующих проект памятника убитым ОУН-УПА. Ехидные говорят, что даже если в центре Варшавы хотели бы установить только клок из травы, посвящённый волынской резне 100 тыс. поляков, «Газета» также назвала бы его ужасным, поскольку на нём было бы подробно написано, кто и кого убивал, без тени симметрии. Я сам не знаю, насколько можно согласиться с этим определением, однако могло показаться, что только памятник, не обращающий на себя внимания в форме камня, доски или приведённого клочка и в не привлекательном месте мог бы удовлетворить «Избирательную Газету». Однако, как это на самом деле, знают разве только на небесах. И может в редакции на ул. Черской (Czerskiej), д. 8/10...
Автор статьи - Александр Шихт
1) С. Жук, Клочок пекла на Подолье, Варшава 2007, с. 23-24.
2) В. и Е.Семашко, Геноцид, совершенный украинскими националистами на польском населении Волыни 1939-1945. Т1, Варшава 2000, с. 811.
3) Там же, с. 322.
4) Там же, с. 270.
5) Там же, с. 85.
6) Там же, с. 434.
7) Там же, с. 234.
8) Там же, с. 844.
9) Там же, с. 543.
10) Л.Кулиньска, История Комитета Восточных Земель, Т1, Краков 2002, с. 378, Заметка происходит из списка материалов РГО Львов, составленная Уршулой Шумской в Волынском Комитете в 1944 году, так называемые «Зелёная Книга» и «Бурая Книга». Оссолинеум, отдел рукописей, шифр 16274.
11) Геноцид..., с. 114.
12) АВII/3332.
13) http://pl.youtube.com/watch?v=HJEySrDerj0
14) Е.Мисило, Павлокомская Провокация, Wprost, 21 мая 2006, с. 88.
Источник: Takie zbrodnie dokonywane przez UPA to fakt historyczny.
Jak było naprawdę ze sprawą słynnej fotografii w odniesieniu do pomnika ofiar OUN-UPA na Kresach?
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи