Фрагмент протокола допроса от 26 июля 1944 года Орлюка Юхима, сына Прохора, рождённого в 1907 году в селе Могилно вербского района волынской области, украинца, из крестьян-бедняков, образование 3 класса, беспартийного, женатого, не судимого, проживающего в селе Могилно вербского района волынской области, работающего председателем Сельсовета в селе Могилно.
Вопрос: Имело место какое-нибудь преследование какой-либо из этих национальностей (польской и украинской), в чём оно проявлялось, а также какая из сторон совершала преследования?
Ответ: В период немецкой оккупации в cеле Могилно (Mohilno) имело место преследование польского населения бандеровцами. Происходило это следующим образом. Приблизительно в мае или в июне 1943 года в село Могилно приехали два человека. Одного из них из села Острувки (Ostrówek), расположенного на расстоянии около 1 км от Владимира-Волынского, сельские жители называли "Железный". Второго человека не знаю. Оба собрали в школе села Могилно всех жителей-украинцев из села Могилно и объявили, что были присланы из Украинской Повстанческой Армии. Затем "Железный" спросил присутствующих, хотят ли они и будут ли бороться с врагом (с кем конкретно, не сказал). Собравшиеся ответили, что будут бороться с врагом. Дальше он говорил, что Германия проигрывает войну, что в Германии произойдёт революция, что Красная Армия дойдёт только до старой границы, а также, что в это время Украинская Повстанческая Армия, в состав которой входит много людей, восстанет и начнет создание независимого украинского государства. На том собрании я был лично. Кроме того присутствовали там Прогнюк Васыль, Прогнюк Кирило, Морозюк Иосип и Саганюк Васыль, которые теперь живут в селе Могилно и другие.
Приблизительно через неделю после этого собрания в село Мохилно приехали из УПА Луцюк Володымир - сын Васыля, житель села Марцеловка (Marcelówka) вербского, Недбайло Мыкола из села Старый Осередэк (Oseredek Stary), Фищук Антон - сын Ивана из села Марцеловка вербского района и другие, фамилий которых я не знаю. В общей сложности их было примерно 10-15 человек. Они собрали в овадненьском лесу всех мужчин села Могилно (только украинцев) в возрасте приблизительно 20 - 30 лет, и занимались муштрой. Я знаю об этом от присутствовавшего Солонюка Мыколы (погиб от взрыва снаряда).
Потом, приблизительно через полторы - две недели Луцюк, Недбайло, Фищук и другие собрали всех мужчин - украинцев в овадненьском лесу, вечером привёли их к селу Могилно, выстроили в ряд и Луцюк сказал: "С сегодняшнего дня вы мобилизованы властью Украинской Повстанческой Армии и становитесь солдатами, следовательно, должны делать то, что мы вам прикажем. За невыполнением приказа вы будете расстреляны. Сейчас мы пойдём ликвидировать всех поляков, проживающих в селе Могилно, потому что власти УПА издали приказ о ликвидации всех поляков, так как они напали на наш штаб в лесу и убили нескольких наших товарищей. Мы их будем убивать, а вы должны убирать трупы".
Потом все присутствующие (больше 100 человек) были поделены на группы, сколько всего было групп, я не знаю. В составе той группы, в которую я входил, были Луцюк Володымир, Недбайло Мыкола, Фищук Антон, а также мужчины из села Могилно - Артесюк Мыкола, Артесюк Якив, Артесюк Кырило, Фищук Михайло, Горбонь Михайло, Костелецкий Олекса, Кремнюк Кузьма и Бондар Федор; других я не помню, всего 13-14 лиц. Все они теперь живут в селе Могилно. Нашей группе были назначены два дома, в которых жили лица польской национальности, то есть семья Гачиньского Юзефа сына Яна (или Юзефа), состоящая приблизительно из трёх человек, а также семья Щуровского Антони, состоявшая из четырёх человек. Первыми в дома входили Луцюк, Недбайло и Фищук Антон. Это они убили всех тех семь человек, очевидно стреляя, потому что были слышны выстрелы. Мы вместе с другими выкопали в поле перед их домами, приблизительно на расстоянии 50 метров, три ямы и закопли - в двух ямах по три человека, а в одной яме - одого.
Выже я показал, что семья Гачиньских состояла из трёх человек, а семья Щуровских из четырёх, вношу поправку: семья Гачиньских состояла из четырёх человек, но были убиты 3 человека из семьи; я не знаю, из скольких человек состояла семья Щуровских, но, пожалуй, из семи или восьми человек, из той семьи были убиты четыре человека. Поляки не оказали никакого сопротивления, некоторым из них удалось убежать и спастись, например, Гачиньскому Юзефу, а также, из того что говорил Панасевич Александр, из семьи Щуровских спаслись бегством сын Юзеф, жена Щуровского Юзефа - Антонина, а также дочь или сестра...
ДА СБУ, фонд. 13, документ 1020, к. 136-143
Оригинал, рукопись.
Источник (на польском языке): http://www.jednodniowka.com/forum/viewthread.php?forum_id=8&thread_id=37&rowstart=20