Это русское выражение в самый раз подходит к интервью, которое взял Александр Муратов у Васыля Кука, а «Зеркало Недели» (www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/634/55820) сделало его достоянием гласности. Не стоит удивляться Васылю Куку, ныне 94-летнему члену и деятелю ОУН. Греко-католический священник, бывший член ОУН и узник во Вронках, доктор философии, Юрий Федоров, написал, что от члена ОУН требовалось отрицание всего: отца и матери, Бога и совести, закона и этики, любви к ближнему и личных человеческих ощущений. Это означает, что В. Куку можно быть фарисеем. Кроме этого: ОУН-УПА обвинена в совершении преступления геноцида (в оригинале народовбивства - ред.), поэтому В. Кук, как тот, который несет ответственность за те преступления, имеет право говорить неправду.
Иначе обстоит дело с теми, кто берет и публикует такое интервью. Существует правило, по которому тот, кто берет и публикует интервью без объяснения, что редакция не согласна со всеми его утверждениями, берет на себя ответственность за его содержание. То, что заявления В. Кука далеки от правды, будет видно из ниже сказанного. В таком случае необходим вопрос: в чьих интересах публикация, о которой идет речь? Пусть читатели и Редакция сами дадут на него ответ. Я же спрашиваю: кто такой Александр Муратов (кинорежиссер), что он берется за интервью с видным бандеровцем, или он, случайно, героизируя ОУН-УПА, не думает ли о съёмке очередной кинокартины о «геройстве» бандеровцев?
Заслуживает внимания определение «национализма», сделанное В. Куком, согласно которому националист - это человек, который заботится об интересах нации, причём В. Кук заявляет, что немецкий национализм был нацизмом, а в Италии был фашизм. Если бы такое сказал необразованный мальчик из Галиции, то этому можно было бы не удивляться, но это говорит (а О. Муратов не опровергает) «командир УПА», человек, который изучал право. Национализмы, надо сказать, бывают разные, их нельзя отождествлять, как это делает О. Муратов, с патриотизмом.
ОУН была (и до сих пор есть) движением идеологически-политическим, у нее была идеология, одобренная в 1929 году основывающим Конгрессом, которой была (и есть до сих пор) доктрина Дмитрия Донцова, а согласно этой доктрине: для здоровых специес (то есть для украинской нации - В.П.) волевой инстинкт не ограничен ничем ... Будьте рабовладельцами и добытчиками ... Экспансия - не только самоутверждение собственной воли к жизни, но и отрицание её в других ... Нападение и оборона, утверждение своего и отрицание чужого ... Фанатизм и аморальность ... Фанатик - сразу признает свою правду объявленной ... Мораль, о которой здесь говорю, отбрасывала человечность, которая запрещала вредить другим ... идея есть непримиримая, бескомпромиссная, грубая, фанатичная, аморальная ... Историю творят фанатики ... творческое насилие и инициативное меньшинства - управляющие силы ... сковать и принудить к послушанию окружение ... бессмыслицей является международная правда ... чем можно сплотить это сборище? (украинский народ - В.П.) Прежде всего, установить ряд догм, ряд правил, ряд аксиом во всех сферах общественной жизни, резко очерченных, ясно противопоставляемых всем другим, бескомпромиссных; установив правду единую и безошибочную. Во-вторых - вдохновить эту правду, зажечь массу верой... В конце концов - вбить (в смысле втиснуть - В.П.) эту веру и эту правду во взбаламученные временами перемен и чужими влияниями мозги своей массы, без сожаления побеждая отступников.
Или В. Кук не читал эти установки? Он их знает! Но если о них рассказать, то это означало бы признать украинский (интегральный) национализм разновидностью фашизма. А удостоверяет этот факт следующее: в период между мировыми войнами ОУН была членом фашистского интернационала, который назывался «Съезд заграничных национал-социалистов» (припомним, что название «нацисты» образовано именно от „National-Sozialistische") с центром в Штутгарте, а НСДАП (фашистскую немецкую гитлеровскую партию) представлял в ней Й. Геббельс. Чем этот факт объяснит В. Кук? Иного объяснения, чем то что ОУН была разновидностью фашизма - нет.
В. Кук не решился сказать, что не только немецкие эсэсовцы, но и украинские эсэсовцы (из дивизии СС-Галичина) получают государственные немецкие военные пенсии, что противоречит утверждению мельниковцев о существовании т.н. «Украинской Национальной Армии - УНА».
Отец В. Кука работал железнодорожником, железная дорога в Польше была государственной. В. Кук родился в 1913 году, поэтому в школу ходил в Польше, образование получал в гимназии (по старой системе учебу начинали с 10-ти лет), как говорит В. Кук, его оплачивала железная дорога, то есть польское государство. И польское плохое государство, с которым боролся В. Кук, оплачивало его обучение в украинской частной гимназии!
В. Кук много говорит об австрийских правах, но, как человек просвещенный, как галичанин, говоря о русинах, должен был сказать и о галичанах-русофилах, которых то «правовое» государство упекло вместе с детьми в концлагеря (Терезин, Талергоф), опережая на много лет в организации концлагерей гитлеровскую Германию.
В. Кук упоминает об украинцах, которые стали римскими католиками, «забывая» при этом сказать, что их в Галиции называли «латынныкамы» (в Холмщине «калакутамы»), и что их, как «предателей украинской нации», ОУН Бандеры поголовно истребляла, т.е. убивала, вместе с детьми.
В. Кук говорит об украинском «Пласте», намекая, что эта организация была построена на принципах английского «скаутинга», что является обыкновенной ложью, и это подтверждает сам В. Кук, говоря, что функции «Пласта» после 1930 года ОУН взяла на себя. При случае В. Кук говорит, что без собственного идеологического стержня государство не может существовать. Это означает, что В. Кук хорошо понимает значение идеологии, а ею была (и до сих пор есть) доктрина Д. Донцова.
Отвечая на вопрос А. Муратова, В. Кук заявляет, что украинцы в 1944 году не хотели идти в Красную Армию, прятались от призыва, но умалчивает о самом главном: что Служба безопасности (СБ) ОУН Бандеры (о которой В. Кук вообще не упоминает, а ведь именно её украинцы Волыни и Галиции боялись больше, чем немецкого гестапо) публично применяла пытки, запрещала идти на призывные пункты; семью того, кто шёл в Красную Армию, уничтожали, а имущество жгли.
Наилучшими и самыми убедительными аргументами являются архивные документы, в частности авторства формирований ОУН, а из них видно, что ОУН-УПА не вела боев с целью уничтожения немецких боевых сил; в конце концов ОУН-УПА такими действиями помогала бы советским партизанам, которые боролись против немцев. Немцы выступали против ОУН-УПА в течение лета 1943 года, так как эти формирования истреблением польского населения дезорганизовали им сбор контингентов (молодежи для вывоза на работу в Германию - ред.). Противостояние ОУН-УПА и немецких сил длилось всего немногим более полугода - от мая до декабря 1943 года, т.е. от времени, когда Украинская вспомогательная полиция, политически подчиненная ОУН Бандеры, «пошла в лес», до первых совместных действий немецких и бандеровских сил в декабре 1943 г. В этот период т.е. с мая по декабрь 1943 г. происходили оборонительные бои ОУН-УПА с немцами.
В.Кук говорит, что украинская молодежь шла в УПА, во избежание вывоза на работы в Германию, но замалчивает тот, самый существенный факт, что в УПА добровольно служили только бандеровцы, остальных же ОУН Бандеры «мобилизовала», т.е. насильно взяла в УПА. Под конец 1943 года более 90% УПА составляли «мобилизованные» волынские крестьяне. В таком случае УПА, вопреки В. Куку и А. Муратову, не была повстанческим движением, так как во всём мире повстанческие движения образуются из добровольцев. УПА не была также народно-освободительным движением, так как ОУН Бандеры, которая была организатором УПА, старалась создать украинское государство фашистского типа, которое не было целью украинского народа.
В. Кук говорит о евреях, грузинах, азербайджанцах в УПА, однако замалчивает тот факт, что всех их СБ расстреляла, когда начал приближаться фронт.
А. Муратов заявляет, что читал постановление ІІІ-го ВСОУН (август 1943 г.), в которое в 1950 году были внесены «поправки» - заменены многократно употребляемые слова «новый порядок» (гитлеровский Neue Ordnung), словами „демократический порядок», и которое (постановление) Степан Бандера расценивал, как предназначенное для тех, кто вне организации, так как ОУН имела свое постановление с 1929 года, и оно оставалась обязательным для ОУН. Пусть В. Кук укажет на документ, в котором С. Бандера проявил себя как демократ, признавая постановление III-го ВСОУН!
В. Кук говорит, что для ОУН каждый (украинский) человек представляет ценность, так чем он объяснит уничтожение Службой безопасности ОУН Бандеры в 1941-1950 годах минимум 80 тысяч человек украинского мирного населения?
Что означает «УССГ» (Украинское Соборное Самостоятельное Государство), о котором говорит В. Кук? Ответ на этот вопрос короткий: перманентные войны со всеми соседями Украины. Потому что ОУН считает, что украинская этнографическая территория простирается от Крыныци (возле Кракова) до побережья Каспийского моря, от Пряшивщыны в Словакии к Курской области в России. Для В. Кука являются оправданными массовые убийства, так как ОУН-УПА (а прежде всего СБ, о которой, как это сказано выше, он молчит) совершала их «на украинской этнической территории» - Волынь и Галиция, а также «Закэрзонье» - это, как считает ОУН, территория украинская, поэтому на ней можно убивать беззащитное польское население - от младенцев до более чем столетних старцев. Чем же, повторим это, он оправдает массовые убийства украинцев? Тем, что они не были бандеровцами? Бандеровцами не были 99% украинцев!
А. Муратов не обошел вопрос о С. Бандере, а в ответ, на который можно было надеяться, получил национального «героя», с именем которого на устах эсбисты безжалостно убивали поляков, украинских председателей колхозов, агрономов, фельдшеров, учителей. В. Кук вспомнил также соратника С. Бандеры, который в своем жизнеописании 1941 года сказал, что он, как глава украинского правительства (созванного 30 июня 1941 г. во Львове), «выступает за перенесение немецкого опыта истребления жидов в Украину». Это следовало из фашистской разновидности ОУН и в первую очередь проявилось расстрелом евреев в Бабьем Яру в сентябре 1941 года, совершенному по приказу немцев мельниковским «Буковинским куренем», который в Киеве был переформирован в украинскую полицию. А упоминавшуюся приверженцами ОУН Елену Телигу немцы расстреляли за непослушание в феврале 1942 года.
Жалким выглядит утверждение В. Кука о том, что С. Бандера «провозглашением Украинского Государства» (30 июня 1941 г.) старался «принудить немцев стать на нашу сторону». Такое может говорить (и публиковать) сумасшедший. 30 июня 1941 г. Ярослав Стецько от лица ОУН Бандеры провозгласил во Львове «Украинское Государство», которое «будет тесно содействать с Национал-Социалистической Большой Германией, под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе» и которая «будет бороться дальше (вместе) с СОЮЗНОЙ НЕМЕЦКОЙ АРМИЕЙ». Читатели в Украине грамотные, сами оценят высказывания В. Кука.
Важно то, что В. Кук говорит, что он сам, как и С. Бандера, читал «Майн Кампф» А. Гитлера. Только абсолютный невежда мог в контексте этой книги думать об украинском государстве, ведь Гитлер недвусмысленно в ней сказал (и сказанное проводил в жизнь), что его целью является построить на Востоке Европы, то есть и на Украине, Lebensraum, т.е. «жизненное пространство» для немцев. Именно поэтому он осуществлял политику Drang nach Osten (Путь на Восток). На что рассчитывал С. Бандера, на что рассчитывала ОУН, а поэтому и В. Кук?
Автор этих строк имеет в своем распоряжении тысячи архивных документов, в частности авторства Бандеры, из них можно узнать о Тарасе Бульба-Боровце, о его отношении к немцам и большевикам. Среди документов есть также «Открытые письма к Руководству ОУН Бандеры» Боровца с серьезными обвинениями адресата в массовых убийствах, в фашизме ОУН, на которые ОУН Бандеры никогда не ответила. Из архивных документов видно, что бандеровцы совершали массовые убийства под «советской» маркой, а также под маркой Бульбы. Но нет документов, которые бы подтверждали противоположное.
Весьма интересной есть констатация В. Кука о том, что сегодня на Украине нет государственной идеологии. В. Кук, без сомнения, имел в виду националистическую идеологию. Это означает крах украинского национализма на Украине, даже несмотря на то, что на Украине действуют такие оборотни, как С. Кульчицкий, В. Серийчук, несмотря на то, что президент Украины В. Ющенко взял себе в советники личного секретаря Я. Стецько - Романа Зварича, что его советником является «вождь» бандеровцев на Украине - Алексей Ивченко.
К сожалению, несмотря на 94-летний жизненный опыт, В. Кук оказался верным украинскому фашизму, он защищает, а то и героизирует ОУН и образованные ею формирования. Это его сомнительное, с точки зрения морали, право. А как решает эту проблему украинское законодательство - не знаю, знаю зато, что в Польше и Германии пропаганда фашизма запрещена конституцией. Но кто дал право редакции «Зеркала недели» (при помощи А. Муратова) распространять пропаганду украинской разновидности фашизма?
Портрет В. Кука портит только единственный факт, о котором прямо в интервью он не хотел сказать - о его сотрудничестве с советским КГБ, о чем написано в www.oun-upa.org.ua: «Покаялся, написал об этом брошюру. Из заявления ген. КГБ Калугина, которая К(уком) не была опротестована: 'В. Кук завербован в 1944 г., теперь это наш товарищ' («Нескорена Нація», ч.8, 5 94, Б. Чуйко)». Вот и весь бандеровский «герой».
Важно одно: есть основания верить в мудрость украинского народа, который еще во время ІІ-й Мировой войны отверг фашизм. Он отвергнет его и теперь.
Заголовок этой статьи имеет отношение к В. Куку, А. Муратову и редакции «Зеркала недели».
12 февраля 2007 г.