КОРР.: Виктор Варфоломеевич, что побудило Вас заняться историей, ведь Вы не историк по специальности?
Я действительно не историк и не занимаюсь историей в точном смысле этого слова. С 19 лет я исследую феномен украинского национализма, занимаюсь причинами его возникновения, развития, деятельности в межвоенный период, во время ІІ мировой войны и в послевоенный период.
Почему я, юрист по образованию, стал заниматься исследованием этого предмета? Ответ на этот вопрос непрост. Для того чтобы понять, что побудило меня исследовать украинский национализм, мне следует осветить некоторые факты из моей биографии.
Мой отец - украинец, мать - полька, венчались в православной церкви и по традиции, бытовавшей на Волыни, семья стала украинской. Рос я в многонациональном окружении - среди украинцев, поляков, евреев, чехов и не было ни одного случая, чтобы ссоры между детьми носили какую-нибудь национальную окраску, никто никого не называл "ляхом", "хохлом", "жиденком" или "пепичком". Также вели себя и взрослые: если и были ссоры (преимущественно между женщинами), то они тоже никогда не касались национального происхождения. Наша семейная жизнь проходила в согласии, во время католических праздников нас приглашали к себе католики-поляки, в свою очередь, во время православных праздников мои отец с матерью устраивали угощение у нас в доме.
В 1940 году большевистская власть депортировала нас на север Казахстана, среди депортированных было около 85% поляков, где-то 10% - украинцев и некоторое количество белорусов и евреев. Было время, когда мы жили в бараке, в котором ютилось более 300 человек и не случалось, чтобы возникали ссоры на национальной почве.
Итак, я вырос и возмужал, относясь к людям без оглядки на их национальную или вероисповедную принадлежность.
С ноября 1944 по март 1946 года мы жили на левобережье Украины, на Днепропетровщине, и представьте себе, что там никто даже не слышал о том, что творилось на Волыни и в Галиции во время войны. Об этих событиях я впервые узнал от своей тетки по матери, когда в 1946 году мы приехали в Польшу. Это было для меня сильным потрясением, ужасом, я не верил, что такое могло быть.
В 1946 году я начал учёбу в Польше, вначале в лицее, позже поступил во Вроцлавский университет на юридический факультет. Никто не знал, что я украинец, но догадывались, впрочем, никогда мне даже не намекали об этом.
В своей жизни я никогда не учился в украинской школе, дома мы разговаривали на украинском, отец научил меня читать и писать по-украински. Свой украинский язык я усовершенствовал, читая украинскую классику и изучая украинское правописание. Именно поэтому, когда в 1981 году я с женой и детьми эмигрировал в Канаду, меня взяли на работу как технического корректора в мельниковский (его издавали сторонники фракции ОУН А.Мельника) еженедельник "Новый Шлях", который выходил в Торонто. Именно в редакции этого еженедельника я наткнулся на украинскую националистическую литературу и на подшивку довоенного периода. Читая эти материалы, я ужаснулся тому шквалу ненависти, который бушевал в ней ко всему польскому и русскому. Кроме того, украинское окружение в Торонто питало и проявляло ненависть по отношению к полякам и русским.
Все это и побудило меня заняться украинским национализмом, я начал собирать материалы, касающиеся этой темы, поднял довоенные публикации изданий этого движения. Так началось мое исследование украинского национализма, который я классифицирую как разновидность фашизма. Это очень обширная тема.
Мои изыскания увенчались защитой докторской диссертации во Вроцлавском универститете в Институте политических наук с присвоением степени доктора гуманитарных наук в области политологии.
На сегодняшний день опубликовано более десяти публицистических и научных работ, среди них важнейшими считаю "Идеологию украинского национализма" и "Доказательства преступлений ОУН и УПА", эта книга является вторым томом работы "Украинский интегральный национализм как разновидность фашизма".
Таков мой путь - от юриста до политолога, изучающего украинский национализм. Последний представляет из себя не только историческое явление, но и философское, политическое, социологическое, психологическое - в общем, междисциплинарное.
КОРР.: В чем Вы видите причины возникновения украинского национализма и почему он так быстро распространился (преимущественно на Западной Украине) в 30-е годы?
Об украинском национализме нельзя говорить в одной плоскости: он был другой перед первой мировой войной, при чем качественно другой. Национализм, возникший в Галиции и в Западной Европе в двадцатых годах можно назвать разновидностью фашизма. Совершенно разными националистами были Симон Петлюра и Евгений Коновалец. К ним нельзя относиться одинаково.
В возникновении национализма фашистского типа решающую роль, на мой взгляд, сыграли два фактора: 1) Поражение ЗУНР (Западно-Украинской Народной Республики) в войне с Польшей; 2) Рождение фашистких движений в Западной Европе.
Относительно первого фактора: галицкие украинцы имели право на создание украинского государства на руинах Австро-Венгрии, т.к. это исконно украинские земли. Поляки имели право выступить против этого, т.к. до раздела Речи Посполитой (Польши) эти земли входили в ее состав.
Победила в этой войне Польша. Западно-Украинская Народная Республика потерпела поражение. Нужно уметь признавать поражение и победу сильнейшего, согласно с принципами политической культуры.
Тем временем офицеры ЗУНР не примирились с поражением. Вследствие поражения ЗУНР они стали никому не нужными, эмигрировали в Западную Европу, преимущественно во Францию и Германию, а также в Чехословакию.
А там уже тлели фашистские идеи. Мировоззрение фашизма очень подходит для тех, кто потерпел поражение, кто лелеял в себе ненависть ко всему польскому и русскому, ведь большевизм отождествлялся с Россией. Собственно в Германии одной из основных причин его возникновения послужило ее поражение в І мировой войне и позор Версаля.
В таких условиях бывшие офицеры УГА (Украинской Галицкой Армии - прим. ред.) во главе с Евгением Коновальцем сделали заявление о том, что они не признают поражения в войне с Польшей и что борьба будет продолжаться до победы. В значительной степени у истоков таких заявлений стояли немецкие устремления пересмотра границ, установленных Версалем.
Эти идеи были созвучны настроениям тех галичан, которые боролись на стороне ЗУНР и остались в пределах Польши.
Следует отметить, что развитию украинского национализма благоприятствовала Чехословакия, которая враждовала с Польшей из-за Заолзья.
Все это привело к быстрому развитию новоставшего украинского национализма в Галиции, но не во всей Западной Украине, например, на Западной Волыни украинские крестьяне более склонялись к большевикам. Украинский интегральный национализм - явление специфически галичское.
В своей пропаганде лидеры украинского национализма использовали такие социотехнические приемы как отождествление национализма с патриотизмом, чем вводили в заблуждение галичское население.
Польские политики также приложили руку к распространению национализма, когда силой пытались решить проблемы украинского меньшинства в Польше.
Проблема эта очень сложна, здесь я указал лишь на некоторые ее аспекты.
КОРР.: Большинство исследователей украинского интегрального национализма считает решающим в его создании деятельность Дмитрия Донцова.
Действительно, роль Дмитрия Донцова была решающей в становлении украинского интегрального национализма, он был единственным, кто сформулировал идеологию этого национализма, без которой, в свою очередь не появился бы фашизм в украинском эмигрантском и галицком политическом движении после І мировой войны.
Как уже было сказано, причины становления украинского, фашистского типа, национализма следует усматривать в поражении ЗУНР в войне с Польшей, следовательно, и в политическом факторе, в фашистских идеях, которые появились в Западной Европе.
И в Западной Европе, и в Галичине родилось движение - украинское, крайне националистическое, радикальное в своей программе и организации, но не имевшее идеологического базиса. Таковой сформулировал Донцов в изданной в 1926 году во Львове книге "Национализм"
Родился Д. Донцов на Южной Украине, в Таврии, был сыном обеспеченных родителей (семья Донцовых имела более 1000 га земли), говорящих по-русски. До I мировой войны Донцов - личность расплывчатая, исповедовал социалистические идеи, потом приткнулся к Украинской Центральной Раде, против которой же выступил в апреле 1918 года - уже на стороне гетмана П. Скоропадского. Но и гетмана после поражения Центральных держав он предал и примкнул к Директории.
После I мировой войны Донцов очутился в Австрии, там женился на галичанке, дочке униатского священника, Марье Бачинской. Именно по этой причине польские власти позволили Донцову жить в Польше.
По предложению Евгения Коновальца стал редактировать "Литературно-научный вестник". Под влиянием западноевропейских фашистских идей эрудированный Донцов написал упоминаемую выше книгу - "Национализм" - доктрину украинского интегрального национализма, которую в качестве официальной идеологии взяла на вооружение в 1929 году Организация украинских националистов (ОУН).
О Донцове и его книге в 1947 году в Мюнхене так писал галичанин Михаил Демкович-Добрянский: Донцов "оказал решающее влияние на формирование украинской националистической политической мысли (...) Донцов, как талантливый купец на рынке, был хорошо ориентирован, какой товар входит в моду (...) благодаря какому товару можно сделать рекламу фирме и сколотить капитал (...)Донцов в своей главной книге "Национализм" сформулировал тезисы об аморальности национализма (...) впервые в истории Украины в (...) "Литературно-научном вестнике" начали пропагандировать аморализм как национальную добродетель (...) он санкционировал аморализм как метод для политической борьбы (...) он впустил демонов в украинского человека".
Донцов, хотя не был формально членом ОУН, дал этому движению идеологические основы, без которых не мог бы сформироваться украинский, фашистского типа национализм, приведший к сотням тысяч жертв.
После II мировой войны Д. Донцов эмигрировал в США, а потом и в Канаду, тут он активно поддерживал бандеровское крыло украинского национализма.
Рассматривать Д. Донцова следует исключительно через призму его "Национализма", изданного в 1925 году, послевоенные переиздания часто отредактированы, в них удалены многие тексты. Все это делалось исключительно из тактических соображений, дабы отретушировать донцовские творения для условий канадской демократии. Однако из его книги "Крестом и мечом", изданной в Торонто, видно, что Донцов не отказался от использования фашистских идей для украинского национализма. То же самое можно сказать и о другой его книге, изданной в Праге в 1944 году - "Дух нашей древности..."
КОРР.: В чем суть доктрины Д.Донцова?
Суть доктрины Д. Донцова, ставшей официальной идеологией ОУН, сводится к трем составляющим:
Межнациональные отношения
Структура украинской нации
Движущие силы украинского национализма.
К первому тезису: Согласно утверждениям Донцова, "нация" являет собой вид в природе (лат. "species") - такой же, как собаки, кошки, львы и пр. Отсюда следует вывод: нации находятся в состоянии постоянной борьбы за выживание. Следовательно, войны - вещь обычная, войны между нациями вечны, вечна и вражда между ними.
Ко второму тезису: украинская нация должна строиться по иерархическому принципу - во главе должен стоять вождь. Правящей верхушкой должно быть "инициативное меньшинство", которое Донцов называет "элитой", "орденом" и т.п., которое по отношению к остальному народу, который Донцов называет "массой", "чернью" и т.п., осуществляет "творческое насилие".
К третьему тезису: движущими силами украинского (интегрального, донцовского) национализма должны быть следующие идеологические принципы:
а) воля, которая должна быть отрицанием разума - отсюда и волюнтаризм в украинском национализме:
б) сила, при чем сила физическая, как отрицание силы науки, экономики, культуры и т.д.
в) насилие сильнейшего над слабейшим
г) территориальная экспансия - как следствие межнациональной политики
д) расизм, согласно которому украинская нация состоит из разных расовых элементов, среди которых наилучшим является нордический расовый элемент и именно он более всех приспособлен к управлению государством
е) фанатизм
ж) беспощадность к врагу, а враги украинской нации - это все неукраинцы, или украинцы, не разделяющие идей интегрального национализма
з) ненависть ко всему чужому
и) аморализм согласно утверждению - "Все хорошо, что полезно нации". Что же "хорошо" определяет "вождь" и "инициативное меньшинство", т.е. ОУН.
Приведенное выше - только самый общий анализ украинской националистической идеологии. До сих пор, кроме автора этих строк, никто не анализировал эту идеологию с объективных, научных позиций. Без знания того, что собой представляет идеология ОУН, невозможно понять это движение, его историю, его преступления в конце концов. Кто не знает идеологии украинского (интегрального, донцовского) национализма, тот не должен о нем высказываться.
КОРР.: Сторонники ОУН утверждают, что они вели борьбу против фашистской Германии.
Структуры ОУН, как и полагается всем организациям тоталитарного свойства, прекрасно ведут пропаганду. Их многолетняя ложь о том, что УПА вела борьбу на два фронта - против гитлеровцев и против большевиков, к сожалению, привилась на Западе, хотя здесь просто отсутствует логика: УПА, в случае, если бы она действительно воевала против немцев, тем самым помогала бы советским партизанам, что никак не входило в интересы ОУН.
Да и вообще громкое утверждение о войне против таких мощных армий, какими были советская и немецкая, при мизерности сил ОУН, говорит скорее о желании придать ОУН большую значимость, чем она имела на самом деле.
Правда, летом 1943 года немцы командировали на Волынь ген. фон дер Бах-Зелевского для исправления некоторых непорядков, но место имели лишь спорадические стычки некоторых отрядов УПА с немцами. УПА никогда не вела полномасштабных боевых действий против немецких войск.
Некоторые отряды УПА лишь с апреля 1943 года иногда нападали на полицейские формирования с целью добыть оружие, но это никак нельзя назвать "борьбой ОУН-УПА против Германии".
Затронутые тут вопросы требуют более подробного освещения, что, к сожалению, невозможно в данном интервью. Рассматриваемые события и проблемы я осветил в ряде своих работ, а именно - в "Идеологии украинского национализма..." и в "Доказательствах преступлений ОУН-УПА..."
КОРР.: Стал ли украинский национализм более демократичным в послевоенные годы?
В своих работах я доказал, что украинский интегральный национализм - это разновидность фашизма, а фашизм, по определению "Энциклопедии Британика", подчас удивляет своей гибкостью, т.е. умением приспосабливать тактику к конкретной политической ситуации, не отказываясь при этом от своей стратегической цели - фашисткой диктатуры. Вышесказанное объясняет все, что касается ОУН на современной Украине: они, в частности ОУН Бандеры (КУН) и ОУН Мельника декларируют демократические ценности, но на самом деле остаются тоталитарными.
Достаточно познакомиться с проведением, например, Великих Сборов Украинских Националистов, чтобы убедиться в этом. Никогда никакая фракция ОУН не отказывалась ни от фашистской идеологии ОУН в виде доктрины Д. Донцова, ни от устремлений к построению унитарного государства на всех украинских этнических землях (что к ним относится - определяет ОУН). Последнее фактически означает войну с соседями.
Украинский национализм не меняется, он принципиально не способен к этому. Он может лишь менять тактику, приспосабливаясь к существующему положению вещей, оставаясь внутри тоталитарной структурой.
Корр.: Украинские националисты постоянно декларируют себя христианами...
Христианство и украинский национализм - это два полярных явления. Христианство базируется на любви, милосердии; род человеческий считается одним целым, все его народы, как и отдельные люди, должны жить в согласии, взаимной любви.
Украинский же национализм исходит из противоположных устремлений: нация - это вид, как в животном мире в теории Дарвина. Поэтому война и вражда между нациями - явление совершенно естественное. Согласно этой идеологии уничтожению также подлежат те украинцы, которые противятся формированию такого миропорядка.
Движущими силами украинского национализма, сформулированными Донцовым, являются крайний волюнтаризм, насилие, экспансия, расизм, фанатизм, ненависть, аморализм, безоглядность.
Результаты своего анализа украинского национализма я сформулировал и опубликовал в 1996 году и до сих пор ни один теоретик-националист даже не пытался меня критиковать.
В сфере политики украинский национализм исходит из положений построения украинского государства фашистского типа на всех, по мнению ОУН, этнических украинских землях. Это должно было бы быть государство площадью 1 200 000 кв.км. - от Крыныци, что под Краковом, - на Западе, до Кавказского хребта и Каспийского моря на Востоке. В ее состав должны были бы войти южные районы Белоруссии и России.
Осуществление подобных планов противоречит как международному праву, так и христианскому мировоззрению, т.к. автоматически означает войну, убийства людей в больших масштабах.
На деле украинские националисты давно обнаружили свое антихристинаское нутро. Еще до войны среди этих деятелей господствующими были именно антихристианские взгляды. Как писал униатский священник Юрий Фёдорив: " ...эта идеология требовала отречения от всего - от отца с матерью, от Бога и совести, от законов и этики, от любви к ближнему и личных чувств. Во имя одного: добудешь, или погибнешь..."
От рук бандеровских структур - батальонов "Нахтигаль", "Роланд", Украинской вспомогательной полиции, т.н. Украинской повстанческой армии, полков дивизии "СС-Галичина", пали жертвами 120.000 мирных поляков, как минимум 40000 украинцев, неустановленное число евреев. Всех их замучили со звериной жестокостью.
Такие действия международное право квалифицирует как преступления против человечества и как военные преступления.
Вся деятельность украинских националистических структур с момента их создания в начале 20-х гг. и вплоть до 1950 года - преступна, и, естественно, носила явно антихристианский характер.
Украинский пастор-евангелист из Волыни Михайло Подворняк так характеризует эту деятельность: " В УПА находится множество молодых людей, которые только то и умели, что грабить и убивать... мстить своим противникам и то не только на немцах и поляках, но и на своих братьях, которые не соглашались с их идеологией... Бандеровцы не были безбожниками, наоборот, были слишком "набожны". В воскресенье приходили в наше село, шли в церковь, по-военному становились около самого иконостаса и часто крестились. Они были настолько "благочестивы", что за свои убеждения, политические или религиозные, вырезали бы всех, кто не верит так, как они, и кто не думает так, как они. Это, как они говорили была бы "одна Украина, один народ, одна партия, одно вероисповедание".
"Христианство" украинских националистов напоминает итальянских мафиози: ежевоскресно молятся в церкви и одновременно убивают соперника перед алтарем.
Церковь, в частности Греко-Католическую церковь, националисты просто использовали.
В своих основах движение украинского интегрального национализма - антихристианское.
Корр.: Каким образом, на Ваш взгляд, нужно бороться с украинским национализмом? Что является наиболее эффективным?
В.П.: Борьба с украинским национализмом, чтобы быть эффективной, должна вестись в нескольких областях
В научной (история, политология), где обязательно следует отделить государствообразующие украинские движения, которые имели место до 1920 года (Украинская Центральная Рада, Директория, украинские национал-коммунисты - которые относятся советской наукой (и пропагандой) к "украинским буржуазным националистам") от возникшего в 1920-х гг. украинского интегрального национализма, являющимся разновидностью нацизма.
В информационной сфере следует отделить исторические факты и события от текущих политических событий, не смешивать их. Во время II мировой войны украинский народ боролся против гитлеровской Германии. Победа немцев в этой войне означала бы полное уничтожение украинского и других славянских народов, победа же антигитлеровской коалиции, в том числе Советского Союза, спасла наш народ, а мировые перемены (невозможные в условиях победы Германии) привели к образованию независимого украинского государства.
В государственно - административной.
А) Запретить деятельность ОУН, как организации фашистского типа;
Б) Осудить деятельность таких структур ОУН, как УПА, батальоны "Нахтигаль" и "Роланд", Украинская вспомогательная полиция, дивизия СС "Галичина" и т.д.
В) Осуждение фактов научной фальсификации такими историками как Владимир Сергийчук, Григорий Демьян, Ярослав Дашкевич, Григорий Грицюк.
Потому что историк не может выступать защитником преступных организаций. Не упоминаю уже тут таких "историков" с Запада, как Тарас Гунчак, Петро Мирчук, Лев Шанковский..
Без преодоления украинского национализма над народом Украины будет висеть угроза вырождения.
Богдан Безпалько.