| История |
Просмотров: 11552
0 Плохо0

Галиция сейчас - символ русофобии и предательства. Но была ли она такой всегда?

Оказывается, нет - даже в начале двадцатого века имя русское здесь еще небыло предано забвению и анафеме.


Галиция и ее население

Галиция была самой большой из всех 17 областей Австрии.

Она тянется в длину — с запада на восток — почти на 500 верст. Ширина ея (съ севера на юг) в Западной Галиции около 85 верст, а в Восточной — слишком 200 верст. Своим восточным краем Галиция примыкает к Волынской и Подольской губерниям; на севере границу ее составляет Царство Польское; на западе — Силезия. На юге к ней примыкает Буковина; а на юго-западе ее поднимаются Карпатские горы, отделяющие ее от Венгрии. Только эти горы и составляют хорошую, естественную ее границу. Вся остальная граница Галиции совершенно открыта и идет по сухому пути или же по рекам.

Большая часть Галиции, особенно ее восточная половина, представляет равнину. Только в юго-западном углу ее, где проходят Карпатские горы, страна имеет совсем горный характер. Отсюда по направлению к северу местность постепенно понижается. Но в Западной Галиции эта равнина часто пересекается небольшими возвышенностями и холмами. Особенно холмистый характер имеет местность около Кракова.

Высокие Карпатские горы заслоняют Галицию от южных теплых ветров; напротив, на севере и востоке страна ничем не защищена от холодных ветров. Поэтому климат Галиции вообще суровее, чем можно было бы ожидать по ее положению.

Самая большая река в Восточной Галиции — Днестр, а в Западной — Висла. Висла имеет тут множество, более 30 притоков. Главные из них: Дунаец, Вислока и Сан. В Восточной Галиции протекает еще большой приток Вислы — Западный Буг, но в Галиции находится только его верхнее течение. А на самом юге ее находится большая река Прут (приток Дуная); в Прут впадает р. Черемошь, которая течет по границе между Галицией и Буковиной.

Река Сан делит Галицию на две половины: Западную, с главным городом Краковом, и Восточную, столица которой — Львов. В Западной — главное население составляют поляки, а в Восточной — русины. Так называется русское население в Галиции, а также в Буковине и Венгрии.

В Галиции населения считается около 8 миллионов. Из них 4 с половиной миллиона поляков и З с четвертью миллионов — русин. Остальное население состоит из евреев и немцев. Насколько густо тут живет народ, можно видеть из следующего сравнения. Наша Костромская губерния по величине приблизительно такая же, как Галищя. Между тем в ней живет около полутора миллиона людей, а в Галиции — 8. По плотности населения Галиция занимает одно из первых мест в Европе.

Надо заметить еще, что большая часть населения Галиции живет не в городах, а по деревням. В Галиции имеется около ста городов (98), но почти все они очень маленькие, и народу в них живет помалу. Галиция главным образом крестьянская, земледельческая страна. Четыре пятых ее населения занимаются исключительно хлебопашеством. Промышленность и торговля в ней слабо развиты, и находятся, главным образом, в руках евреев и поляков. Русины же почти все земледельцы. Но, благодаря густоте населения, земли у них мало. Большинство галицийских крестьян — малоземельные.

По вероисповедание большая часть населения католики или униаты. Поляки исповедуют католическую религию; богослужение у них совершается на латинском языке, и только проповеди произносятся на языке местного населения. Русины же почти все униаты. Богослужение совершается у них на церковно-славянском языке, как и у нас, и обряды почти те же, что и в Православной Церкви. Но они признают главою Церкви Римского Папу, и их Церковь считается соединенной с Римской католической Церковью. Самое название униаты произошло от слова уния, что значит соединение.

Русины по своему типу и языку напоминают малороссов. Но смотря по местности, где они живут, и от того, с кем по соседству они живут, они отличаются между собой некоторыми особенностями. Русины, которые живут в горной части Галиции, — высокого роста, стройные, смуглые; характер их твердый и пылкий. Напротив, жители равнин — роста невысокого и слабее физически. Они отличаются белизной и бледностью лица; а характер у них более спокойный и мягкий.

У русин до сих пор сохранились их старинные народные костюмы, очень напоминающие малороссийские, У мужчин — белая холщевая рубаха и такая же штаны; короткая без рукавов куртка из овчины, в роде жилетки, иногда вышитая разноцветной бумагой или украшенная кусочками белого и черного козьего меха. Сверху надевается суконный кафтан, шитый шнурами. На ногах — „постолы"— в роде лаптей, из кожи; а на голове поярковая шляпа или барашковая шапка. Большинство русин носят очень длинные волосы.

Женский наряд состоит из длинной белой рубахи, с вышивкой у ворота, на плечах и у обшлагов, и из куска толстой шерстяной цветной материи, обернутой вокруг стана, в роде юбки. На шее, как и малороссиянки, носят кораллы, монисты, бусы.

Живут русины, как и наши малороссы, в таких же беленьких хатках, сделанных из плетня, обмазанного глиной, и потом сверху выбеленных мелом. Крыша соломенная или из драни. Так что русинская деревня выглядит совсем как малороссийская.

В Западной Галиции живут главным образом поляки. Они принадлежат здесь к нескольким племенам.

На самом западе и юго-западе Галиции живут польские горцы, которые в различных местах носят разные названия. Вокруг г. Кракова живут краковяне — самое красивое и даровитое польское племя. «Это народ веселый, певучий, живой, энергичный и очень способный. В красной четырехугольной шапке, украшенной павлиньим пером, в темно-синем кафтане, вышитом темно-красным шелком, в длинных сапогах с подковками, опоясанный широким кожаным поясом, украшенным медными побрякушками, краковянин производит очень приятное впечатление. Краковянка не уступает по красоте краковянину. Она очень изящна, что лучше всего видно во время танца, которому краковяне предаются со всей страстью. Один из самых распространенных польских танцев, живой, разудалый краковяк обязан своим происхождением краковянам».

«Краковяне не только очень способны, но и трудолюбивы, а просвещение стоит среди них выше, чем где бы то ни было в Галиции. Есть села, которые на общинные средства ежегодно высылают известное количество детей в краковские гимназии».

«На восток от краковян до русинских границ расселилось выносливое, терпеливое и работящее племя мазуров, которые сильно отличаются и от горцев и от краковян. Это народ бедный, даже в сравнении с другими крестьянами Галиции. Мазуры и не так даровиты как горцы или краковяне, и не так красивы».

«Все вообще польские крестьяне отличаются большой набожностью, унаследованной ими от многих поколений предков. В жилище крестьянина стены обыкновений увешаны иконами, перед которыми теплятся лампады. Почти в каждом селе есть так называемая «фигура», или «Божья мука», т.-е. деревянное или каменное распятие. Эти фигуры ставятся обыкновенно на распутье. Они украшены венками и букетами цветов, о чем заботятся сельские девушки. Очень часто по деревням попадаются статуи Святых, или даже маленькие часовни, выстроенные на средства крестьян. По воскресеньям толпы разодетых в праздничные одежды крестьян наполняют костел (католическая церковь). Крестьяне украшают цветами алтари и иконы и жертвуют иногда довольно много из своих скудных средств на украшение храма» (Л. Василевский. «Современная Галиция»).

Из двух народов, населяющих Галицию, первое место до последнего времени занимали поляки. Поляки и образованнее и богаче русин. Даже в Восточной Галиции, где население почти сплошь состоит из русин, и где поляков живет мало, даже и тут, все помещики, богатые горожане и большинство образованных людей — поляки. Русины же почти все — крестьяне-земледельцы. Еще до недавнего времени просвещение среди русин было мало распространено. Обработка земли у них была также самая устарелая. Только с восьмидесятых годов прошлого века (1890-е гг.) некоторые образованные люди взяли на себя заботу поднять крестьянское хозяйство русин и распространить среди них просвещение. Они основали Общество, которое помогало крестьянам покупать хорошие семена, машины и земледельческие орудия; устраивало для них земледельческие и кустарные выставки, в которых принимали участие и сами крестьяне. Потом Общество это стало устраивать повсюду в Галиции библиотеки и читальни и распространять хорошие и полезный книги среди крестьян. И мало помалу жизнь галицийских крестьян стала улучшаться.

Теперь в Галиции население почти сплошь грамотное. В Галиции имеется около 2500 народных школ, в которых обучение ведется на родном языке русин. В школы, и мальчики, и девочки поступают с 6-летнего возраста и учатся до 12 лет. Родители обязаны непременно посылать своих детей учиться в школу; в противном случае они платят штраф.

В тех местностях Галиции, где население польское, обучение в школах ведется на польском языке. В польских школах стены классов украшены историческими картинами, изображающими важные события из истории Польши; а в русинских школах — картинами из русской истории.

Дети, которые окончили шестилетний курс в народной школе, обязаны еще учиться два года в вечерних классах. Здесь они получают полезные для них знания по огородничеству, садоводству и сельскому хозяйству и обучаются разным ремеслам. Кроме того, в Галиции есть несколько сельскохозяйственных школ и сельскохозяйственная академия — недалеко от г. Львова. Есть два общества сельского хозяйства и лесное общество, которые стараются распространять сельскохозяйственные. знания среди крестьян и улучшит их хозяйство. Поэтому, несмотря на малоземелье, хозяйство у галицийских крестьян ведется хорошо, и народ в Галиции грамотный и развитой. Таким образом, с присоединением Галиции к России, в состав русского государства входить область не только богатая по своей природе, но и отличающаяся своей высокой культурой и развитым, просвещенным крестьянским населением.

Карпаты

В южной части Галиции протянулись высокие Карпатские горы, которые отделяют ее от Венгрии.

Карпатские горы начинаются приблизительно от венгерского города Пресбурга на Дунае и тянутся на обширное пространство, образуя форму громаднейшей дуги. Их принято делить на три части: Западные, Восточные и Южные Карпаты. Но название Карпаты собственно книжное, географическое, и они носят в разных местах совершенно различные названия. Так, Западные Карпаты обычно называются Бескиды. Они представляют самую широкую часть Карпат и состоять из многих отдельных горных хребтов, между которыми лежат широкие, плодородные и густо заселенный долины, высота их достигает до 172 версты. Самая высокая вершина Бескид — «Бабья Гора» (1720 метров, т.е. несколько выше одной с половиной версты). Немного ниже — «Лысая Гора» и «Недведь» (т. е. Медведь).

К югу от Бескид раскинулась высокая горная страна, называемая Татры (около ста верст в длину). Татры выше всех соседних хребтов и достигают до 2 с половиной верст в высоту. По своей дикости и живописности они могут поспорить с самыми красивыми местами Альп и Кавказа. «Немногие виды в Европе, считая в том числе и швейцарские, отличаются таким диким величием, как Татры», — говорит очевидец, которому пришлось посетить ату страну. — «В самых живописных местностях Швейцарии нет этого хаоса нагроможденных скал, потоков и водопадов, встре-чаемых здесь на каждом шагу, этих теряющихся в облаках озер с вечно-пустынными берегами, этих мрачных долин, поросших густыми лесами, тишину которых редко нарушает чело-век, и где живут только медведи, змеи и другие дикие животные» (Г. Лебон).

Горы тут имеют различный характер: одни из них имеют отлогие склоны и покрыты на большую высоту густыми лесами и зелеными лугами; другие, наоборот, поднимаются почти отвесными стенами, совершенно обнаженными от низа до верха. Особенность Татр составляет несчетное множество небольших, но страшно глубоких озер, которые повсюду рассеяны среди этих диких, пустынных гор. Местные жители верят, что эти озера бездонные и соединяются прямо с морем, почему и прозвали их «морские очи». В некоторых озерах водится рыба, особенно лососи и форели. Вершины Татр нигде не доходят до полосы вечных снегов и льдов, и только в некоторых наиболее затененных местах и узких ущельях снег держится в продолжение целого года.

К востоку от Татр начинаются уже Восточные Карпаты. Они более узки, но длиннее Западных. Они очень лесисты, почему их иначе называют Лесистыми Карпатами. Для перехода они очень трудны, так как состоят из целого ряда хребтов, которые идут один за другим и поднимаются один выше другого. Перевалы через них страшно высоки. Только один, Дуклинский перевал, ниже половины версты (около 170 сажен). Он ведет из долины реки Сана в Галиции — к правым притокам Тейсы, главной реки Венгрии. Верстах в ста к востоку от Дуклинскаго перевала находится другой, Ужокскй перевал, которым прошла наша армии в нынешнюю кампанию. Этот перевал один из самых высоких (до двух верст) и не уступает перевалам Альпийских гор. Этот перевал — ближайший путь из Львова в самый центр Закарпатской, или Угорской Руси (к городам Ужгород, Мукачево, Мармарош, Сигет). Переход через горы здесь тем труднее, что путь часто идет по узким и скалистым ущельям.

Очень многие горы в Восточных Карпатах носят чисто русские названия, так как они расположены среди русских поселений. Таковы: «Черная Гора», «Поп Иван», «Попадья». Все они поднимаются немногим менее 2-х верст.

С Восточных Карпат стекает множество рек, которые протекают по Галиции и имена которых часто теперь встречаются в газетных сообщениях. Таковы притоки Вислы: Вислока, Вислок и Сан. Здесь же берет начало Днестр и приток его Стрый. В Восточных же Карпатах начинается большая река Прут, которая протекает сначала через Галицию и Буковину, потом течет по границе между Румынией и Бессарабией и наконец впадает в Дунай.

А в Западных Карпатах берет начало Висла и ее приток Дунаец.

Южные Карпаты иначе называются Трансильванские Альпы. Они расположены на границе между Румынией и Венгрией. Прилегающая к ним юго-восточная часть Венгрии называется Трансильванией. Трансильванские Альпы тянутся на протяжении около 300 верст. Они отличаются значительной высотой и местами носят чисто альпийский характер. Горы эти гораздо менее исследованы, чем другие части Карпат, и считаются наиболее трудно проходимыми.

Население Карпат и Прикарпатского края составляют главным образом славяне. В Западных Карпатах живут чехи и словаки (называемые тут горняки, т. е. горцы). К востоку от них живут поляки, а потом русские. Русские, или русины, занимают всю восточную часть Галиции, весь север Буковины и северо-восток Венгрии. Как в Венгрии, так и в Буковине, соседи русских — румыны, родные братья румын, живущих в Валахии и Молдавии. Румыны живут также в Южных Карпатах и Трансильвании.

Главное занятия карпатских славян, это — скотоводство. Обширные плоскогорья, так называемые «полонины», покрытые хорошими лугами, представляют прекрасные пастбища для скота. В некоторых местностях жители здесь занимаются тем, что скупают весной по дешевой цене исхудавший за зиму скот и угоняют его в горы. Тут его пасут и откармливают до осени, а к зиме продают с большой для себя выгодой. Этим промыслом занимаются тысячи людей, особенно в Западных Карпатах. В других местах жители занимаются горным промыслом или же рубят лес и доставляют его в долины.

Самое слово Карпаты, по мнению ученых, происходит от славянского корня «харбат» — что значитъ: «горб», «горный хребет». Славянский народ хорваты, самые близкие родичи сербов, — получили свое имя, по всей вероятности, от Карпатских гор. Когда-то в глубокой древности, и сербы, и хорваты жили на южных склонах Карпат; только в конце IV века спустились они отсюда к Дунаю. Часть их, впрочем, осталась в Прикарпатской области. Теснимая другими народами, она поселилась по Эльбе. Это были полабскге сербы, которые впоследствии отчасти онемечились, отчасти совсем исчезли.

Некоторые ученые думают даже, что Карпаты были родиной всего славянского племени. Они основываются между прочим на том, что у всех славян, как бы далеко ни жили они друг от друга и от Карпат, в их старинных народных сказаниях сохранились названия карпатских урочищ, т. е. рек, озер, гор и других местностей. Отсюда, с Карпатских гор, современное славянское племя расселилось по разным краям и образовало три главные ветви. Одни славяне направились на восток, к берегам Днепра; это были русские славяне. Другие — на западе. Это были поляки, чехи и словаки (и теперь еще живущие по Западным Карпатам). К этой же западной ветви принадлежали и исчезнувшие теперь прибалтийские славяне, которые распадались на племена ободритов, лютичей, поморян и полабских сербов. Наконец, третьи направились к югу. Это — словенцы, хорваты, сербы и болгары.

Подгале и подгаляне

Татры лежат между Западной Галицией и Венгрией и составляют самую возвышенную часть Карпат. Галиции принадлежит только северный склон Татр. Эта горная страна носит тут название Подгале; а живут здесь польские горцы — подгаляне.

Край этот бедный и суровый. Горы по большей части на довольно большую высоту покрыты лесом. Тут растет вяз, клен, дуб, ясень, ива и в особенности сосна и ель. Леса тут так густы и темны, что их можно сравнивать с девственными лесами Америки и Азии. Из животных тут встречаются медведи, серны, косули, сурки, гадюки и орлы. Медведи — опасные враги для стад горцев. Орлы также нападают иногда на стада. Гадюки, достигающие огромной величины, массами водятся в лесах. Несмотря на запрещение законом, горцы считают себя свободными охотниками. Больше всего охотятся они за сернами, которые чаще попадаются не в Галиции, а на южном склоне Татр, где живут словаки.

Вследствие высоты местности, Подгале отличается очень суровым климатом. Уже в конце сентября вся страна покрывается снегом тут можно сеять только овес да ячмень; даже рожь редко когда всходить. «Жители питаются главным образом овсяным хлебом и молочными продуктами — молоком и сыром. Молока у них много так как главное занятие их — скотоводство, и главное богатство их — стада овец.

В начали мая, как только установится погода, пастухи вместе со своими стадами уходят в горы и живут тут до глубокой осени. Каждым большим стадом заведует главный пастух, называемый „бака", которого выбирают владельцы овец. Под его началом находится несколько других пастухов, которых он выбирает сам и за них отвечает. „Бака" наблюдает за пастухами и распоряжается изготовлением сыра, но сам не гоняет овец на пастбище. Живут пастухи все лето в простых шалашах, в которых нить ни пола, ни печки.

Овцы проводят все ночи на открытом воздухе; от медведей их защищают огромные собаки белого цвета, нисколько похожие на сан-бернардских, но отличающихся удивительной свирепостью. Громким лаем они предупреждают пастухов о приближении медведей, бродящих вокруг стада. Тогда пастухи выходят из шалашей и стреляют в воздух, чтобы напугать зверя. Пастух не уверен в своей меткости и потому предпочитает пугать зверя, чем стараться его убить, так как если медведь только ранен, то он очень опасен для охотника. А благодаря этому медведи часто таскают овец. За каждую овцу, съеденную медведем, „бака" платит штраф хозяину; если же он представит голову овцы, то штраф сокращается наполовину.

Число голов в стаде бывает от 200 до 600. Обыкновенно на одного пастуха приходится 50 овец. За работу каждый пастух получает не деньгами, а известный процент с приготовленного им сыра. Это составляет от 20 до 30 копеек в день.

Овец доят несколько раз в день; каждое доенье начинается молитвой. Весь удой сливается в чан и смешивается с закваской. Когда молоко свернется, „бака" месит руками твердые части и укладывает это месиво в мешки, чтобы стекла сыворотка. Потом понемножку перекладывает в формы, и через несколько времени сыр готов. Сыры, назначаемые в прок, кладутся в соленую сыворотку и потом коптятся.

Сыворотка, остающаяся от изготовления сыра, совсем не похожа на сыворотку от приготовления коровьего сыра. Это — густая белая жидкость, в которой остается еще довольно много творога (казеина) и жиров. Ее немного сгущают, подогревая, и, приготовленная таким образом, она похожа на сливки. Пастухи и собаки, во время пребывания на горах питаются почти исключительно этой сывороткой. И, по-видимому, это питание очень полезно, так как пастухи от него быстро полнеют и вообще отличаются бодростью и хорошим здоровьем.

Так живут овечьи пастухи. Другие пастухи, пасущие коров, живут иначе. Они не соединяются под началом одного старшая пастуха, а живут отдельно. Вместо сыворотки, они питаются овсяным хлебом, картофелем и молоком.

Горцу немного нужно для житья вследствие его необыкновенной умеренности. Несмотря на очень скромный доход, который дает горцам тяжелая обработка их полей и разведете скота, большинство из них пользуются довольством. Они обыкновенно имеют в своем владении домик, поле, лошадь и повозку. Они вовсе не считают себя достойными сожаления; напротив, они ставят себя значительно выше других обитателей Галиции, которые живут хуже подгалян, хотя земля у них гораздо лучше и плодороднее.

Подгаляне обращают на себя внимание уже одной своей внешностью. Они по большей части довольно высокого роста, стройные, очень ловкие и подвижные. Одеваются они бедно, но живописно. По своему уму и способностям они также стоят довольно высоко. Их способности к разным ремеслам и искусствам прямо удивительны. Подгалянин может быть столяром, кузнецом, слесарем, плотником, колесником, ткачом, портным, земледельцем, музыкантом и поэтом за раз. «Чувство прекрасного прямо врожденно у них; об этом лучше всего свидетельствуют украшения, покрываются как их избы, так и домашнюю утварь и посуду. Они отличаются неутомимой жаждой знания и большой понятливостью. Горец, несмотря на свою крайнюю бедность, тщательно заботятся об образовании детей. Он не довольствуется народной школой и старается во что бы то ни стало провести сына через гимназии. Людей, окончивших 3—4 класса гимназии, можно встретить во всёх без исключенья селах Западных Карпат. Большое количество учителей и сельских священников в Галиции — сыновья горцев» (Л. Василевский. «Современная Галиция»).

«Польский горец очень говорлив, остроумен и любит шутки. Между ними есть рассказчики, вокруг которых по вечерам собираются их односельчане и слушают рассказываемы ими сказки».

Горцы с пренебрежением смотрят на жителей долин и сложили о них много насмешливых поговорок и песен.

Они отличаются необыкновенной силой и выносливостью. Некоторые горцы нанимаются в качестве косарей и идут косить траву в Восточную Галицию, в Венгрии и даже Румынии. Эти горцы-косари не имеют себе равных по работе. Рассказывают, что в Восточной Галиции один такой косар-горец за один день скашивает столько травы, сколько местный крестьянин сработает в пять дней.

Когда-то в прежнее время молодые горцы спускались на венгерскую сторону и занимались там разбоем. Но теперь об их молодецких подвигах поется только в песнях.

Журнал «Семья и школа», № 1. январь 1915 год.

Недостаточно прав для комментирования