ВОИНАМ СОВЕТСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ, ВОИНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЫ современные учебники по истории Украины отводят все меньше места. Более того, даже то, что все-таки остается, все сильнее смахивает на акцию по уничтожению исторической памяти народа. Некоторые историки договорились до того, что ни какой Великой Отечественной не было.. И всё же...
Есть в памяти даты, которые не вырубишь никакой антинародной, оранжевоголубой и фашистской властью. Это - 23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ. Это - 22 ИЮНЯ 1941 года - одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины. Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну…
{mosimage}
{mosimage}Митрофан Дмитриевич БОЖКО родился на рубеже столетий, в 1900 году, 17 июня,в семье крестьянина-бедняка в селе Бугаивцы (ныне Революционное), Волчанского уезда, Харьковской губернии. Четырнадцатилетним юношей, после окончания двухклассного министерского народного училища, он начал трудовую деятельность. Вместе с родителями, братьями и сёстрами (а было их вместе 13 душ) сеял и убирал хлеб, потом работал наймытом на помещичьих угодьях.
Тяжелый и непосильный труд, нищенская зарплата часто вынуждала бедных крестьян организовывать забастовки, в которых принимал участие и Митрофан Божко. Поэтому он, как и много других его побратимов, с большой радостью встретил известие о революции.
Октябрьская социалистическая революция вошла в жизнь юноши и определила навсегда его дальнейшую судьбу.
6 марта 1918 году он и его шестеро друзей-односельчан пошли добровольцами служить в только что создаваемую Советской властью в г. Харькове Красную Гвардию. 7 марта 1918 года он был зачислен красноармейцем 1-го Харьковского гвардейского пролетарского полка.
Митрофан Дмитриевич в своих записях вспоминает: «На второй день утром мне выдали обмундирование, винтовку, патронташ и десять патронов. После обеда я с товарищами изучал материальную часть винтовки и правила, как её заряжать, целиться и стрелять. 9 марта строем пошли на Харьков. Правее от Волчанского шоссе было обустроено стрельбище и там нас учили стрелять боевыми патронами по мишеням. Мишени были вырезаны с фанеры и картона по форме человека в полный рост и покрашены в защитный цвет. Красноармейцы, которые трижды из пяти попадали в мишень, шли в тыл, где отрабатывали различные приемы с винтовкой. Те, которые попадали меньше или вообще не попадали в мишень оставались на огневом рубеже и с ними инструктора дополнительно проводили занятия.
Уже вечером мы стояли в карауле, охраняя склады, банки и др. учреждения г. Харькова. 10 марта нам выдали зарплату по 50 рублей на месяц, паёк НЗ и по 75 боевых патронов. После обеда была подготовка к походу, учили, как скатывать шинель, как наматывать портянки. 11 марта, утром, полк выстроился на плацу перед казармой. Вышел командир полка и объявил: «Сегодня, после обеда, едем на вокзал и поездом - на фронт под Кременчуг, Полтавской губернии». Ехали ночью, 12 марта около 12 часов дня вперёд была выслана полковая разведка, которая принесла данные, где сосредоточены боевые отряды противника. Во второй половине дня полк вступил в бой с гайдамаками. Героизм бойцов был настолько велик, что враг начал отступать в город. Завязались уличные бои. Нами было уничтожено более сотни вражеских солдат, захвачено 2 ручных пулемёта и один станковый. Так я получил первое боевое крещение».
Обстановка на начало 1918 года была настолько напряжённой, что готовить бойцов Красной Армии просто не было времени. Обучение шло в процессе боя, для этого использовалась каждая свободная минутка. В то время в жизнь проводилось решение советского правительства о создании регулярной Красной Армии. Поэтому вскоре харьковский полк был включён в группу тов. Сиверса, которая была переименована в Отдельную Украинскую бригаду, которая вошла в состав 9 армии.
Нелёгкий боевой путь в рядах Красной армии прошёл М. Д. Божко в годы гражданской войны. Когда кайзеровские войска оккупировали Украину, бригада вела бои в районе Балашова с белоказаками возле станиц Урюпинской и Павловской Донской области. Потом он воевал против кайзеровских и немецких войск в Украине. Служил в батальоне особого назначения при штабе Антонова-Овсиенко – командующего Украинским и Крымским фронтами.
Об этом периоде службы Митрофан Дмитриевич вспоминает следующее. "Наш батальон выполнял специальное задание по наведению порядка в освобождённых Красной Армией городах. На подступах к Одессе нас переподчинили стрелецкой дивизии для её усиления. Настроение у всех было приподнято. Мы гордились тем, что нам доверили штурмовать и освобождать от врага этот прекрасный приморский город. "Жемчужину у моря". - На Одессу! - этот призыв было слышно в те дни во всех военных подразделениях. Наши действия для врага были неожиданными. Войска белогвардейцев в панике отступали до границ Бессарабии, а интервенты отказались выступать против частей Красной Армии и на боевых кораблях вышли в открытое море.
И вот мы на берегу Чёрного моря. К нам подбегают французкие моряки с красными бантами на груди. Рукопожатия, обнимания. Угощаем друг друга сигаретами и папиросами. Началось братание двух армий. А в море в это время, в 5-7 километрах от берега стояли около десяти пассажирских пароходов, набитых российской контрреволюционной наволоччю. За ними в 2-3 километрах стояли французкие боевые корабли, матросы которых отказались плыть и сошли на берег. На всю жизнь мне запомнилась первомайская демонстрация граждан Одессы. Проходила она по ул. Дерибасовской в центр до пересечения с ул. Преображенской, где была установлена трибуна. Живая волна человеческого потока с революционными песнями, украшенная транспарантами и красными знамёнами медленно двигалась к центру. Для нас, крестьянских ребят, это было незабываемое зрелище"
Чуть позже в легендарной бригаде Г. И. Котовского М.Д.Божко боролся с контрреволюцией на Киевско-Житомирском направление. Ему, рядовому красноармейцу не раз приходилось ходить в штыковые атаки против врагов Советской власти.
Из воспоминаний М.Д. Божко.
"Сентябрь 1919 года. Я служил тогда в отдельной гаубичной батарее 45-й стрелецкой дивизии, которой командовал И.Е.Якир. Наша батарея была фактически прикреплена к другой стрелецкой бригаде, которой командовал Г.И. Котовский. В один из дней, когда мы были на марше, Котовский собрал всю бригаду. Он обратился к нам с такими словами: Мы окружены. Деникин захватил Киев, Петлюра - Житомир. Наша задача разбить врага в районе станции Попельня - Бровки и объединиться с соседней дивизией. Нас ждут серьёзные испытания - бой будет кровопролитный. Кто не верит в свои силы - может уходить из бригады, оставив оружие. За это вам ничего не будет. Мы только будем рады избавиться от трусов. Мы и без них победим. Помните, нашим окружением очень обеспокоен Владимир Ильич. Победа будет за нами!"
После такой зажигающей речи ни один боец не покинул части. И 15-16 сентября в районе стаций закипел решающий бой. Красноармейцы дрались, как львы. Раненые не покидали поле боя. Самого Григория Ивановича Котовского мы всё время видели впереди на его любимом коне Орлике. Петлюровцы были наголову разбиты. Перейдя "железку" мы объединились с 44-й стрелецкой дивизией, а 19 сентября силами этой и нашей 45-й стрелецкой дивизии мы очистили Житомир от петлюровцев и белополяков. За героический 400-километровый переход воинские части Южной группы были награждены Почётными Красными Знамёнами Совета Обороны, а всем бойцам, командирам и политрукам вручены денежные премии".
Тут же, на фронтах гражданской войны, артиллерист - наводчик пушки рядовой Божко 19 ноября 1919 года вступает в ряды Коммунистической партии.
После окончания гражданской войны молодого, способного красноармейца направляют на обучение в Киевскую артиллерийскую школу, которую он закончил в 1923 году. После её окончания молодой командир Божко служит в кавалерийской казачьей дивизии В. Примакова, в Самаро - Ульяновской железной дивизии. И дальше служба в рядах Красной Армии. Командир взвода, командир батареи в составе 24 стрелковой дивизии. После окончания артиллерийских курсов усовершенствования командного состава молодой командир снова возвращается в родную дивизию начальником полевой артиллерийской школы, потом становится командиром дивизиона 100-го артиллерийского полка 100-й стрелецкой дивизии, а вскоре, в 37 лет, и командиром полка. В 1938 году ему присваивают звание полковника. Под его командованием подразделения советских войск брали участие в освобождение земель прибалтийских республик, воевали против белофиннов. Великая Отечественная война застала полковника М.Д. Божко на посту командира полка Белорусского округа.
И вновь приведу несколько строк из воспоминаний Митрофана Дмитриевича. «Полк, которым я командовал, встретил первый день войны в 17 километрах на восток от Бреста, ныне крепость-герой. В этот день полк и другие части дивизии попали в окружение. Но никто духом не пал. Бойцы и командиры проявляли массовый героизм и патриотизм. Все героически сражались, отстаивая каждый кусочек родной земли. Не раз наши бойцы переходили в контратаку, вступали с фашистами в рукопашный бой и отбрасывали врага. Но силы врага превосходили нас и по численности и по боевому вооружению. Мы стали организовано отходить на левый берег р. Припять, где и заняли оборону. Впоследствии нам удалось выйти с окружения, спасти наше полковое знамя. В Харькове знамя полка было передано в штаб одной из армий. Ни окружение, ни отступление не пошатнуло нашей веры в Победу. И мы к ней пришли!»
Во время Отечественной войны он командует артиллерийской бригадой, артиллерией танкового корпуса. Юго-Западный, 1-й Украинский, 2-й и 3-й Прибалтийские, 2-й Белорусский фронты закаляли воина, проверяли его профессиональные способности, испытывали характер. Военные подразделения под его командованием брали участие в оборонных боях на Украине и в Белоруссии. М.Д. БОЖКО берёт участие в разгроме немецких фашистов под Курском. Под его непосредственным командованием советские войска форсируют Днепр, освобождают столицу Украины г. Киев.
Вот только один эпизод форсирования Днепра из воспоминаний боевого генерала М. Д. Божко.
«До сегодняшнего дня не могу не волноваться, когда вспоминаю ту радость, которая пронизывала нас, когда мы вступили на измученную под ярмом фашистов землю моей родной Украины. Мы стремительно продвигались на Запад. И все мысли сливались воедино с мечтой про Днепр. «Даёшь, Днепр! Даёшь, Киев!» - эти слова стали главным лозунгом во всех подразделениях. Наша часть в числе первых подошла к заветному рубежу. Перед нами лежал могучий Славутич… Холодные сизые волны слегка перекатывались, скрывая в себе опасность. Где-то на том берегу затаились вражеские автоматчики, ждали сигнала фашистские артиллеристы. 21 сентября 1943 года передовые отряды войск Первого Украинского фронта сходу форсировали Днепр в районе Букрина. Части 10 танкового Днепровского корпусу, где служил я, той же ночью, кто на рыбальских лодках, на сколоченных на быструю руку плотах, верхом на деревья, бочках и досках – на всём, что могло удержать человека на воде начали форсирование Днепра.
Первыми на правый берег высадились десять бойцов во главе с капитаном А. Болбасом и с криком «Ура!» кинулись в атаку. Фашисты от неожиданности растерялись. Но потом опомнились и открыли по бойцам огонь со всех видов оружия. Завязалась неравная схватка, которая продолжалась всю ночь. Четыре раза гитлеровцы пытались скинуть в речку небольшой отряд смельчаков, но каждый раз нарывались на истребляющий огонь наших героев. И они выстояли на этом обожженном клочке родной земли, пока не подоспела помощь. За несколько дней Букринский плацдарм расширился по фронту на 11 и в глубину на 6 километров. За этот подвиг всем бойцам и командиру капитану А. Болбасу было присвоено звание Героя Советского Союза. Они были среди 2500 воинов, подвиг которых на Днепре отметили этим высоким званием.
После проведения по решению Ставки перегруппировки войск утром 3 ноября 1943 года уже с Лютежского плацдарма перешло в наступление наша ударная группировка фронта. В 15 часов 6 ноября 1943 года город Киев был очищен от фашистов. В ходе боёв за Киев фашисты потеряли 12 пехотных и одну танковую дивизии, а также и одну механизированную. Было убито и захвачено в плен около 40 тыс. гитлеровцев, 600 танков, 1200 пушек и миномётов, много самолётов и другой техники. Так небольшой плацдарм на правом берегу Днепра врайоне Киева был преобразован в стратегический плацдарм, с которого развернулись бои за освобождение всей Украины».
Далее боевой путь М.Д.Божко проходит через освобождение от фашистских захватчиков Прибалтийских республик, городов Восточной Пруссии, в т.ч. Кенигсберга. Ему присваивают звание генерал-майора Советской Армии.
После войны Митрофан Дмитриевич командует артиллерией пехотного корпуса, артиллерией механизированной танковой армии. От рядового красноармейца до генерал-майора артиллерии, Командующего артиллерией танковой Армии, вырос простой бедняцкий сын Митрофан Дмитриевич Божко. Вся жизнь Митрофана Дмитриевича Божко связана со службой в Советской Красной Армии. „Бог войны!” – могучая артиллерия - стала его любовью, его главной службой родному народу, любимой Родине! А КРАСНАЯ АРМИЯ СТАЛА ЕГО СУДЬБОЙ.
За многолетнюю службу в рядах Советской Армии, личное мужество и отвагу, успешное руководство военными подразделениями советское правительствонаградило генерала М.Д. Божко орденом Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими отечественными и иностранными боевыми медалями.
После выхода на заслуженный отдых, верный солдат революции и Коммунистической партии Советского Союза, ветеран Гражданской и Великой Отечественной войны Божко Митрофан Дмитриевич не успокоился. Не в его характере было «сидеть на печи и жевать калачи». Он и на «гражданке» продолжал активную общественную и политическую деятельность. Он несколько раз избирался жителями г. Бровары депутатом городского Совета народных депутатов, был членом исполнительного комитета горсовета. Он часто выступал с лекциями перед трудящимися района и города в трудовых коллективах, особенно он любил встречаться с молодёжью и школьниками. Этим встречам он уделял особое внимание. Ведь они были своеобразной школой для молодёжи по военно-патриотическому воспитанию и изучению истории партии и своей страны.
Всё своё свободное время коммунист отдавал работе в городской партийной организации, в районном совете ветеранов войны, в республиканском товариществе охраны памятников истории и культуры. Долгие годы он заведовал на общественных началах отделом военно-патриотического воспитания в городской газете «Новая жизнь». Он часто своим друзьям - однополчанинам говорил: - Если бы не моя верная помощница и любимая жена Леся (Александра Яковлевна), то я бы многого не достиг, многого просто не успел бы сделать.
И действительно это так. «Отличник народного образования», истинно народная учительница, она всегда пользовалась большим уважением среди педагогов, общественности города и учеников школы. Она успевала всё. Приготовить обед и накормить большую семью, вести домашнее хозяйство, проверить уроки у собственных детей и подготовиться к урокам в школе. Написать статью, очерк в местную газету и провести встречу на предприятии с трудовым коллективом, т.е. со своими учениками. Ведь последние годы она работала именно в школе рабочей молодёжи №1 г. Бровары.
Умела педагог-коммунист Божко А.Я. найти заветную дорожку к душе молодого человека, выявить наилучшие черты характера у него, способности, увлечения и использовать это всё на пользу этого же человека. 35 лет, практически до самой смерти, она отдала своему любимому делу – обучению и воспитанию молодёжи. И при этом, они вместе с мужем воспитали шестерых детей. Всем дали возможность получить образование, один сын пошёл по стопам отца – стал офицером-танкистом, одна дочка – по стопам матери – стала учительницей, пятеро детей вступили в Коммунистическую партию.
Вот такой судьбой наградила жизнь обычного деревенского паренька с Харьковщины. И не секрет, что только благодаря Великой Октябрьской социалистической революции и славной Победе над фашизмом в 1945 году были созданы условия для существования и яркой жизни такого героя своего времени Божко Митрофана Дмитриевича.
Из воспоминаний генерала М.Д. БОЖКО
9 Мая 1945 года.
В начале Мая 1945 года, корпус, где я служил, после тяжёлых и кровопролитных боёв находился в оперативном резерве командования 1 Украинского фронта. Мы должны были быть готовы в первую же необходимую минуту выступить на передовую и принять участие в окончательном разгроме фашистов-гитлеровцев. Та памятная ночь ничем не отличалась от других. После тактических учений солдаты, и офицеры отдыхали. Тишина стояла в расположении всего корпуса.
Вдруг около двух часов ночи ее нагло оборвали выстрелы. Сначала единичные, они постепенно сливались в залпы, переплетались автоматическими и пулеметными очередями. Начали стрелять даже зенитные орудия.
Звоню дежурному: - Товарищ капитан, кто там стреляет? Самолетов нет, по кому ведут огонь зенитчики?
Все дают почти одинаковый ответ:
- Товарищ генерал, сейчас выясню и доложу.
И вдруг в комнату, где уже собрались все офицеры штаба корпуса, вихрем влетела маленькая, кудрявая девчонка-радистка Машенька:
- Товарищ генерал, разрешите доложить... - и потом сорвалась на уже гражданский и по-детски беспорядочный язык:
- Победа! Сама слышала... Передавали... Германия подписала акт о капитуляции!..
И такая же, потрясенная до глубины души счастливым и желанным словом „Победа”, вдруг подбежала к генералу и крепко его поцеловала.
Боевой командир, который видел на своем веку и поражения, и победы, на какой-то миг даже растерялся. Но пока опомнился, Машенька уже где-то во дворе громко выкрикивала свое самое радостное в жизни сообщение:
„Товарищи, победа! Победа!”.
Части полным составом выстроились перед боевой техникой с флагами и в свете фар проводили митинги.
”Солдатский телеграф” сработал безотказно – в подразделениях корпуса о победе узнали даже на несколько минут раньше, чем в штабе. Столы, кузова автомашин сразу были приспособлены под временные трибуны. Солдаты и офицеры один за другим поднимались на них и, не скрывая слез радости, обращались с приветствиями и поздравлениями к своим друзьям-однополчанам. Длинных речей ни было. Отовсюду раздавались крики приветствия с Победой, здравицы во имя партии, правительства, выдающихся полководцев. Все это перекрывалось мощным солдатским - „УРА!”. Когда же, наконец, было получено официальное уведомление об окончании войны, на трибуну поднялся заместитель командира корпуса по политчасти полковник Стороженко. Он приветствовал всех с Победой, предложил минутой молчания почтить тех, кто погиб смертью храбрых в боях за Родину.
Обращаясь к солдатам и офицерам корпуса, я тоже высказал им слова благодарности за службу и поздравил всех с Великой Победой!
День прошел в праздничном настроении, в воспоминаниях о прошедших боях, о погибших друзьях-товарищах. Были организованы просмотры кинофильмов, выступления художественной самодеятельности, спортивные игры. И во все уголки нашей Родины пошли нехитрые солдатские письма: „Здравствуйте, дорогие, родные! С Победой вас...”
Так встретили мы первый день Мира, день Победы.
М.Божко. Генерал-майор артиллерии в отставке. 09.05. 1975.
М.Д. БОЖКО ВНЕСЁН В КАТАЛОГ ГЕНЕРАЛОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА САЙТЕhttp://www.generals.dk/general/Bozhko/Mitrofan_Dmitrievich/Soviet_Union.html