Печать
| Эксклюзив |
Просмотров: 11685
0 Плохо0

ГОВОРИТ МОСКВА! ОСТРОЙ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ НЕ БЫЛО!

Чернобыль, ставший всемирно известным 25 лет назад, спустя четверть века продолжает существовать. Не в части печальноизвестной ЧАЭС, которая ещё долгие десятилетия будет представлять собой угрозу всему живому. Как город, история которого перешагнула рубеж 26 апреля 1986 года.


В году текущем в этот день на пропускном пункте «Дитятки» было столпотворение: желающих увидеть своими глазами уничтоженные «мирным атомом» населенные пункты Чернобыльского района оказалось немало. КПП, шлагбаум - и заросшие вдоль дороги села, о которых напоминают лишь таблички-указатели. На территории зоны отчуждения они - как фантомы масштабной трагедии, разделившей эпоху на ДО и ПОСЛЕ Чернобыльской катастрофы.

Сам Чернобыль, уже, казалось, привык к своему статусу брошенного города. Хотя, надо отдать должное, к 25-летию аварии райцентр привели в порядок. Побеленные бордюры, свежие разметки на дорогах, убранные улицы. Со слов 44-летнего Сергея, не пожелавшего назвать свою фамилию, в городе работают кафе, магазин, аптека, почта, админздание - в общем, все необходимые для жизнедеятельности объекты. А пользуются всеми этими благами сотрудники ЧАЭС и самоселы. Существует и транспортное обеспечение. В частности, ходят маршрутки на Киев и Иванков. Всеми делами зоны занимается агентство управления зоной отчуждения, под контролем которого и находятся все вопросы самоселов. Сергей, работающий здесь в составе госпредприятия с 1991 года, отмечает, что детей на территории города и района нет.

Об известном (и единственном) случае рождения ребенка в Чернобыле (1988 г.) рассказала заведующая поликлиникой (1987-1994 г.г.) Вера Рябченко. «Тогда заведующая складом МЖКХ Елена Червинская родила девочку. Работала она не в нашей вахте, а за 5 дней до родов поменялась в нашу. О беременности мы ничего не знали. Таким образом, меня и начальника медсанчасти Россия наказала - нам сделали выговор. Наша специализированная медсанчасть тогда подчинялась 6-й клинической больнице г. Москвы. Было очень обидно: Червинской с дочерью Марией дали квартиру в Киеве, а нам - выговор».

Относительно Москвы у Веры Владимировны не лучшие воспоминания. «Все тогда подчинялись 3-му Управлению из Москвы. Так вот, в карточках больных нам в 1987 г. не разрешали выставлять диагноз «острая лучевая болезнь»! Я всегда об этом говорила. Москва нам не очень-то помогала, мы всё делали сами!» Ранее, со слов В. Рябченко, МСЧ-16 находилась в помещении барачного типа Чернобыльской больницы. Своими силами удалось перенести жизненно важный объект в помещение школы, поскольку те условия, в которых работали медики, были невыносимыми.

Тем не менее, авария на Чернобыльской АЭС объединила всех: Россию, Украину и Беларусь, пожарников и медиков, строителей и инженеров. И в 25-ю годовщину несколько сотен людей собрались на центральной площади города, чтобы почтить память погибших и отдать дань выжившим ликвидаторам атомной катастрофы.

ЗВЕЗДА ПОЛЫНЬ

Сейчас главная достопримечательность «мертвого города» - мемориальный комплекс «Звезда Полынь», состоящий из нескольких частей.

В бывшем городском кинотеатре открыт музей Чернобыльской аварии. Увиденное угнетает. Экспозиция собрана, в основном, из вещей, оставленных спешно эвакуированными жителями. Предметы быта, таблички с указанием названий улиц и номеров домов, фотографии. Пожалуй, наиболее проникающими являются детские игрушки, коляски и кроватки. Они размещены на символическом дереве, прорастающем сквозь стержни реактора. Стеклянные полы, классическая музыка, видео кадры - и дозиметр на выходе из помещения. Нам повезло: засветилась графа «чисто».

В мемориальный комплекс также входит так называемое кладбище деревень. Сколько их было, сколько осталось? Точные цифры не назвал никто. Сосчитали символические кресты с название сел - получилось 162 населенных пункта. Автор мемориального комплекса, народный художник Украины Анатолий Гайдамака, уточнил, что это не все. Всего их 185. Почему на одних крестах таблички и платки черные, а на других - белые, объяснил следующим образом: «В черном цвете увековечены те населённые пункты, которые уничтожены полностью. В белом цвете - те, где ещё есть хоть какие-то признаки жизни». Приехавшие в Чернобыль возлагали цветы к подножию разных крестов - каждый к своему селу или селу своих близких.

Посреди аллеи - металлический памятник-каркас и почтовый ящик. По замыслу автора проекта, здесь будет своеобразное почтовое отделение, место сбора тех людей, которые, разъехавшись по всем уголкам Украины и за её пределы, потеряли связь друг с другом. «В почтовый ящик, а также в рядом находящиеся ниши, будут оставлять письма-послания с координатами. Для каждого населенного пункта - своя ниша. Таким образом, может, кому-то удастся найти своих земляков», - объяснил А. Гайдамака. Он же поведал и о своих планах относительно перспектив мемориального комплекса. «Планирую доделать памятник в виде лодки. По замыслу - это композиция «Все мы в одной лодке». Хочу добиться, чтобы каждый желающий мог посадить дерево: не в рядок, не с расчётом, а просто так, хаотично - где сердце подскажет. Хочу обустроить «Стол тризны» вдоль теплотрассы - но администрация зоны упирается. Каждый хочет облегчить свою жизнь», - вздыхает художник. С его слов, благосклонным к обустройству территории Чернобыля оказалось лишь нынешнее правительство, в частности, министр МЧС Виктор Балога. «Я так намучился с этим объектом! Ни на одном объекте (а я их сделал очень много!) не было столько дурости и нестыковок. Слава Богу, Виктор Балога сказал, мол, Гайдамака, езжай и делай! Он меня сюда командировал. Но здесь не очень-то понимают...»

На территории мемориального комплекса привлек внимание ещё один памятный знак в виде двух бумажных журавликов. Как выяснилось, это - первая дань Украины, а именно, побратима по горю Чернобыля, пострадавшим из японской Фукусимы. Отмечена здесь и надпись «Хиросима». «Там даже один из журавликов, белый, направлен на Японию, на Восток», - пояснил А. Гайдамака. Возле памятника мы увидели несколько японцев...

Как бы там не было, жизнь продолжается. И в Украине, и в Японии. Но память о страшной трагедии, несомненно, необходимо сохранить для грядущих поколений. Мемориальный комплекс «Звезда Полынь» как раз и является тем местом, где уроки Чернобыля говорят сами за себя. А именно: все мы в одной лодке...

В ЧЕРНОБЫЛЬ НА ОТДЫХ

В этот день Чернобыль посетили президенты двух стран - Украины и России. Навестив Припять, Виктор Янукович и Дмитрий Медведев открыли в Чернобыле памятный знак - камень, на месте которого в скором будущем появится памятник героям-ликвидаторам. Также посетили музей. Прошли через дозиметр: чисто!

В этот день не было митингов, пламенных речей и обещаний. Над городом звучала лирическая музыка, везде алели гвоздики, а городские улицы ожили: люди навещали свои заброшенные 25 лет назад жилища. Из частного сектора Чернобыля почти ничего не осталось. Дома непригодны для жилья, но некоторые ещё можно отремонтировать. Попадаются и ухоженные дворы - там живут самоселы. Мы попытались зайти в одно из таких «имений»: достучаться не удалось, задвижки на калитке не поддавались. Пяти этажные дома ещё кое-как сохранились. Некоторые - почти в идеальном состоянии. В них живут работники зоны. Это так называемые общежития.

Такого количества автомобилей и людей опустевший после аварии Чернобыль за эти годы не помнил. И, казалось, содрогался от длинного президентского кортежа, автобусов с гостями, транспорта МВД и МЧС. Но к вечеру город снова опустел, рабочие и медики вернулись к привычному образу жизни, а к 20-00 шлагбаум на КПП дал «зелёный свет» на выезд последним посетителям города-призрака.

P.S.

Я не впервые посещала зону отчуждения. И когда в «высших кругах» заходит речь об обустройстве здесь хранилища для ядерных отходов (что пытался, в частности, продвинуть американский зять Виктор Ющенко), честно сказать, инициаторам этого «сливного бачка» хочется дать по голове. И не только потому, что предполагаемое хранилище будет находиться в 110 км от Киева. А потому, что часть зоны отчуждения (за исключением самой Припяти) уже можно возрождать. Хотя бы в плане туристического маршрута. К тому же, со слов нынешних чернобыльских вахтовиков, немалое количество коренных жителей имеют намерения вернуться в родные места. Пока что, извините за каламбур, они возвращаются в гробах: люди оставляют завещания похоронить их в чернобыльской земле. И если уничтоженные временем села восстановить уже практически невозможно, то сам город имеет все шансы начать другую жизнь, свою новую летопись. Может, это прозвучит странно, но этим летом я планирую неделю провести в Чернобыле. Природа, тишина, гостиница - и дозиметры, определяющие «чисто».

Оксана Шкода

Фото - Александр Горохов

centre.jpg

Здание в центре города

dom.jpg

privat1.jpg

privat2.jpg

privat3.jpg

Частные дома в Чернобыле

fasad.jpg

Вход в музей

museum.jpg

Экспонаты музея

pol.jpg

Пол музея

tabl.jpg

Улицы, которых больше нет

dozimetr.jpg

Дозиметр

fukusim.jpg

Памятник трагедии в Фукусиме

hirosima.jpg

Памятный знак Хиросимы

fukusima.jpg

Журавлики. Первый памятник чернобыльской катастрофе

kamen.jpg

Памятный знак, открытый В.Януковичем и Д.Медведевым 26.05.11

krest.jpg

Аллея уничтоженных сел

znak.jpg

Памятный знак

ulitsa.jpg

Улица ернобыля

msh.jpg

Медсанчасть