В продолжение моей предыдущей статьи о политическом раскладе в сегодняшнем Израиле я предлагаю вашему вниманию, так сказать, для полноты картины, материал, дающий понятие о различных социальных группах, составляющих израильское общество.
Как и в политическом, так и в социальном плане, строение израильского общества являет собой довольно запутанную систему, в которой нелегко разобраться даже специалисту с университетским дипломом социолога. Только один факт, что так называемое "еврейское большинство" фактически состоит из более, чем сотни общин, отличных друг от друга как в этническом, так и в культурно-языковом плане, уже делает израильское общество чем-то из ряда вон выходящим даже на фоне таких многонациональных "сверхдержав", как США, Индия, или, скажем, Россия. Ведь во всех этих странах различия существуют между различными национальностями и народностями, которые признают себя таковыми. В Израиле же речь идёт о тех же самых различиях, присущих людям разных национальностей, но тут эти различия, зачастую совершенно полярные, существуют между группами людей, считающих себя одним народом. Как я уже сказал в предыдущем абзаце, еврейское население Израиля состоит из многих десятков общин, зачастую совершенно отличных друг от друга. Например, община марокканских евреев и община евреев - выходцев с Украины. Эти две общины не имеют между собой ничего общего (кроме общей религии), хотя и тут есть различие, ибо марокканский и русский евреи имеют различные стили произношения молитв. Я уже не говорю о различиях, скажем, между евреем из Европы и Северной Африки с одной стороны, и евреем - выходцем из Эфиопии, с другой. До Большой Эмиграции из республик бывшего СССР в 90-е гг. самой большой еврейской общиной в Израиле считалась община выходцев из арабских и других мусульманских стран, включающая в себя бывших граждан таких стран, как: Марокко, Ирак, Йемен, Иран, Тунис, Египет и другие государства данного региона. Надо сказать, что, несмотря на то, что выходцы из арабских стран приехали более-менее из одного региона с похожими языком и культурой, всё же довольно велики различия между, например, выходцем из Ирака и выходцем из Ирана (Персии), выходцем из Марокко и выходцем из Алжира. До Шестидневной войны 1967 года и оккупации территории Иудеи, Самарии и Сектора Газа израильскими войсками выходцы из арабских стран, наряду с арабами гражданами Израиля, находившимися до 1966 года под военным правлением, были самой эксплуатируемой частью израильского общества. Этих людей посылали работать на тяжёлые, чёрные работы, такие, как прокладка дорог, строительство домов, сажание лесов, разгрузка грузовиков, т.д. При этом власти страны делали всё для того, чтобы у того же марокканского еврея было как можно меньше возможностей выучиться и получить образование. Даже ещё в 1988 году, когда автор этих строк прибыл в Израиль, самой большой общиной в стране являлась община восточных евреев - уроженцев Мусульманского Востока и их потомков. Второй и третьей по величине общинами считались общины польских и румынских евреев. Но, начиная с 1989-90-го гг., когда в страну хлынул поток эмигрантов из находившегося на грани развала СССР, картина начала резко меняться. Сегодня, община русскоязычных граждан Израиля (состоящая на самом деле из нескольких общин и включающая в себя, между всеми остальными, грузинских, горских и бухарских евреев) является самой многочисленной еврейской общиной Израиля. Сегодня в Израиле проживают более одного миллиона русскоязычных граждан, включая несколько сот тысяч неевреев, прибывших в Израиль в составе смешанных семей. Среди представителей данной категории следует отметить общину этнических татар, насчитывающую более 15000 человек, несколько десятков тысяч русских и украинцев, несколько тысяч азербайджанцев и узбеков. А так же представители других национальностей, населявших просторы СССР (всего около ста национальностей). Традиционно еврейская часть израильского общества делится на ашкеназов и сефардов, а те, в свою очередь, на светских, религиозных, и просто соблюдающих традиции. Религиозные же тоже неоднородны, так как есть ортодоксальные течения (частично признающие, а частично – не признающие государство Израиль). Есть правый Национально-Религиозный лагерь (в основном поселенцы на Территориях и им сочувствующие). Кроме того, в Израиле проживает какой-то процент реформистских и консервативных евреев, часть из которых правые, а часть стоит на лево-сионистских позициях (небольшой их процент действует в рамках левой организации «Раввины за права человека»). Как я уже говорил выше, до Войны 1967 года самыми уязвимыми и эксплуатируемыми в Израиле были две группы населения: арабы, которым израильские власти разрешили остаться в стране после войны 1948-49 гг., и евреи - выходцы из арабских и других мусульманских стран (так называемые восточные евреи). Израильские арабы и еврейские эмигранты из восточных стран, подвергались жесточайшей дискриминации со стороны правящей польско-ашкеназийской элиты. Этих людей посылали на самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы. В большинство израильских лесов, автодорог, домов в так называемых "городах развития" вложен многодневный труд этих людей. Между арабами - гражданами Израиля и восточными евреями, прибывшими на эту землю, была всего лишь одна разница: до 1966 года все, без исключения, арабские населённые пункты на территории страны находились под военным правлением (на иврите: мимшаль цваи). Всё это время арабу - жителю страны нужно было просить специальное разрешение даже для того, чтобы поехать к друзьям в соседнюю деревню. После войны 1967 года место марокканских, йеменских, курдских и других восточных евреев в качестве самой эксплуатируемой рабочей силы в Израиле начали занимать палестинцы - жители Западного берега и Сектора Газа. Большинство домов, центров культуры, заводских помещений, построенных на территории Израиля в 70-80-ые гг. прошлого века, были построены руками палестинских рабочих, которые завозились сюда в качестве дешёвой рабочей силы. Кстати, интереснейший факт. Во время первой Интифады (1987-93 гг.) имели место случаи убийства владельцев еврейских ферм и теплиц на Оккупированных территориях работавшими у них арабами. В большинстве случаев эти убийства имели классовый оттенок, так как осуществлялись, в основном, рабочими, мстившими за эксплуатацию, которой они подвергались со стороны поселенцев, на которых они работали. Начиная с 1990-92 гг., а особенно - после Ословских Соглашений 1993 года, когда резко сократилось (а затем они вообще почти полностью исчезли) число палестинских рабочих с территорий, самой эксплуатируемой рабочей силой в стране стали эмигранты из бывшего СССР, хлынувшие в страну в связи с резким ухудшением социально-экономической ситуации в бывших уже Советских республиках. А также гастарбайтеры из Таиланда, Румынии, Китая и других регионов мира, которых вот уже на протяжении почти двух десятков лет, завозят в страну, легально и нелегально, в качестве наиболее дешёвой и бесправной рабочей силы. У этих рабочих эмигрантов нет ни гражданства, ни членства в Больничной Кассе, ни возможности создавать профсоюзы (правда, пару недель назад, главный израильский профсоюз «Истадрут Клалит» принял решение разрешить гастарбайтерам быть членами «Истадрута»). В целом же, эти люди остаются самой бесправной частью израильского рабочего класса, когда над ними постоянно зависает меч депортации на родину и лишения источника заработка. В одной из последующих заметок расскажу поподробнее о влиянии многообщинности израильского общества на политическую жизнь в стране в плане характера действующих в стране партий, а также, в плане социального статуса той или иной общины в израильском обществе. Пока же, хочу подчеркнуть, что на территории государства Израиль проживают представители более, чем сотни еврейских общин и представители более, чем ста национальностей (включая арабов, армян, и неевреев, прибывших в страну из бывшего СССР начале 90-ых, в составе смешанных семей). Относительно национальности неевреев, прибывших в Израиль из бывшего Союза стоит отметить, что среди них преобладают русские, украинцы, татары, казахи, белорусы, азербайджанцы, а всего, как я уже говорил, это многие десятки национальностей. В заключение, отмечу, что в первые два-три десятилетия после основания сионистского государства власть в стране принадлежала в основном ашкеназийским элитам, и прежде всего евреям - выходцам из Польши. Евреи - выходцы из стран Востока вплоть до середины 70-ых гг. прошлого века считались гражданами второго сорта. До 1964 года, даже был запрет на прокручивание музыки марокканских евреев по израильскому радиовещанию. Сегодня правящие элиты Израиля состоят уже не только из ашкеназов, но и из части сефардских (в том числе марокканских) элит, которые были куплены властями. Одной из наиболее выделяющихся таких элит, является партия сефардских религиозных евреев ШАС, которая (особенно после отставки её прежнего руководителя Арье Дерьи) полностью поддерживает (в обмен на госфинансирование их религиозных учреждений) власти, занимая достаточно жесткую позицию в израильско-арабском конфликте. Также, путём предоставления тем или иным арабам различных должностей в муниципалитетах, министерствах, банках, армии, была куплена часть арабского населения. Например, друзы ещё с 1948 года служат в израильской армии. И любую прогрессивную организацию или группу людей, как среди евреев, так и среди арабов, тут же пытаются подкупить. Продолжение следует. Научно-политический анализ израильского поэта Шмуэля Ерушалми