Печать
| Война цивилизаций |
Просмотров: 7543
0 Плохо0

Лихорадочные попытки правительства войти в «клуб глобализации» грозят непредсказуемыми последствиями


В декабре 2005 года Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). Об этом, как почти о свершившемся факте, заявил глава Минэкономразвития Герман Греф. Однако до сих пор условия этого вхождения остаются тайной за семью печатями. Создается впечатление, что столичные чиновники готовят русскому бизнесу неприятные сюрпризы.


Куда они спешат?

По правилам игры каждое государство, претендуя на членство в ВТО, должно получить согласие каждой страны-участницы этой организации. А их сейчас - целых 148. И вот сбор подписей стал чуть ли не главным приоритетом во внешней политике России.

Уже завершены переговоры с Евросоюзом, на которых нашим представителям пришлось столкнуться с отъявленным экономическим шантажом. Камнем преткновения стала либерализация газовой отрасли - с перспективой подъема внутрироссийских цен на газ до мирового уровня. Отстоять свою позицию России удалось лишь в обмен на согласие подписать регламентирующий выбросы парниковых газов Киотский протокол, недавно ратифицированный Госдумой. Но уступки продолжаются. Для того, чтобы заручиться поддержкой Китая, понадобилось договориться о льготных ценах на поставки в Поднебесную энергоносителей. Заодно и острова на Амуре китайцам отдали.

Как о величайших достижениях было объявлено, что на вступление страны в ВТО дали согласие Таиланд, Индия, Новая Зеландия. А вот визит в Египет премьер-министра Михаила Фрадкова в конце 2004 г., на который российские переговорщики возлагали огромные надежды, результатов не дал. Египтяне выставили неприемлемые условия, предложив Фрадкову снизить импортные пошлины на ввоз цитрусовых до 10 процентов. Если делегация РФ чего-то и добилась в Каире, так это милостивого признания рыночного статуса нашей экономики со стороны египтян. О том, что не удалось подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, которое предусматривает строительство в Египте атомной электростанции, особо не сообщалось. Не исключено, что получить согласие Египта на вступление в ВТО удастся в начале 2005 года, когда Москву приедет министр торговли и промышленности этой страны. Но какую цену придется заплатить России за очередной «билет» в ВТО?

Каждая страна вступает в организацию на сугубо индивидуальных условиях. Например, Китай, по политическим соображениям вступивший в ВТО буквально одновременно с Тайванем, на 15 лет лишился права обращаться в Высший арбитражный суд ВТО. Сколько бы подписей не собрала Россия, главные переговоры - с США. И они еще впереди. Однако, судя по оптимизму г-на Грефа, все уже давно согласовано.

Наполеон Бонапарт произнес известную фразу: «Чтобы выиграть сражение, надо его начать». Главу Минэкономразвития трудно назвать великим полководцем. По логике вещей, ему необходимо максимально затягивать переговоры, выторговывая стране как можно больше преференций на «международном базаре». Однако, это здравое предложение, не раз высказанное ведущими отечественными экономистами, например, директором Института проблем глобализации Михаилом Делягиным, идет вразрез с позицией правительства, всеми силами форсирующего присоединение России к ВТО.

В 2004 году в Москве вышел в свет объемистый доклад Национального инвестиционного совета и Российской академии наук «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО», впервые прозвучавший еще два года назад на бизнес-саммите во французском Эвиане. Использовав безупречную математическую модель RIM, авторы доказали, что от вступления РФ в ВТО никаких фатальных для экономики последствий ждать не приходится. Максимальные потери могут составить лишь 1 процент ВВП. Наоборот, страна окажется в выигрыше, получив право отстаивать свои интересы в арбитраже ВТО. Резко снизится ущерб от антидемпинговых мер, на момент подготовки доклада оценивавшийся в 3,5 миллиарда долларов, а сейчас составляющий 2,5 миллиарда.

Однако, как показывает практика, вступление в ВТО отнюдь не влечет за собой автоматическую отмену санкций. Важнейший тезис всей политики ВТО (выгоды от свободной торговли перевешивают издержки) вряд ли будет использован на благо отечественной экономики.

Есть и другие, куда менее оптимистические расчеты. По данным одного из исследований, проведенного специалистами Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Россия рискует потерять до 20-25 процентов своего ВВП, который президент требует удвоить. Смогут ли российские переговорщики, еще весной 2002 года сумевшие убедить отечественных предпринимателей в неизбежности присоединения страны к ВТО, выторговать максимально благоприятные для нашей экономики условия?

Оснований у отечественного бизнеса опасаться поспешного вступления страны в ВТО полным-полно. Обычно говорят, что в результате сильная зарубежная промышленность на корню разорит русских производителей с их архаичной технологией, до предела изношенным оборудованием и почти полной невозможностью кредитоваться на нормальных условиях. Или о том, что басурмане скупят в России лучшую собственность. Но это, как нам кажется, опасения уже вчерашнего дня. Поток импорта и так захлестнул страну, скупка самых лакомых кусков России иноземцами идет без всякого ВТО. Куда более реальна иная угроза: сюда придут сильные торговые сети и банки. Вот они-то, превосходя по своим возможностям российских коллег, быстро захватят в свои руки и оптово-розничную торговлю, и финансовые потоки страны под контроль возьмут. Западные сети супермаркетов и даже не самые крупные банки из стран Восточной Европы пустят по миру доморощенных бизнесменов, принявшись откачивать из страны миллиарды долларов ежегодно.

Вот это - реальная угроза малому и среднему бизнесу в России. Но пока правительство делает вид, что ее даже не замечает.

Мечты бездельников?

Впрочем, поспешность, с которой правительство заталкивает страну в ВТО, имеет свое объяснение. Оно - в идеологии простых решений, которой пользуются наши чиновники со времен печально известных Гайдара-Чубайса. Российский «реформатор» ленив. Кропотливо работать он не хочет, да и не умеет. А потому всегда ищет какое-то простое решение, которое «по щучьему велению» все проблемы решит одним махом, не заставляя бездельника слезать с печи. Либерализация цен в одну ночь, ваучер, поспешное вступление в ВТО - явления одного порядка.

Форсируя вхождение РФ в ВТО, правительство хочет переложить на плечи транснациональных корпораций и зарубежных фирм свои прямые обязанности - управлять экономикой. То есть - защищать ее, создавать благоприятный инвестиционный климат, препятствовать оттоку капитала и «утечке мозгов», обеспечивать защиту авторских прав. Аргументы «реформаторов» просты до убожества: мол, конкурируя на внутреннем рынке с зарубежными фирмами и транснациональными корпорациями, отечественные предприниматели всерьез займутся модернизацией производства, обратят внимание на новейшие разработки ученых и конструкторов. Самолеты в одночасье станут современнее, автомобили - комфортабельнее, экономичней, надежней и экологически чище, а целлюлозно-бумажные комбинаты, ныне отправляющие на экспорт 60-80 процентов своей продукции, останутся конкурентоспособными. Так вот, без напряженной работы самого правительства.

Увы, надежд на коренную модернизацию отечественного производства мало. Да, у нас есть передовые технологии, прекрасные научные разработки, обеспечивающие державе подлинный прорыв в век инновационной экономики. Но не хватает политического решения и денег. Собственные сверхдоходы от продажи энергоносителей правительство успешно вкладывает в иностранные ценные бумаги, утверждая, что использовать средства стабилизационного фонда на внутреннем рынке невозможно.

У правительства до сих пор нет четких приоритетов. Мы не знаем, какие отрасли и проекты оно намерено сделать локомотивами развития России.

Давно говорится о том, что государство могло бы вложить свои средства в отечественную аэрокосмическую промышленность, - отрасль, которая традиционно «тянет» за собой все другие, обеспечивая страну не только великолепным оружием, но и прекрасными гражданскими лайнерами. В этом случае Россия сможет поставлять новейшие «Илы» и «Ту» в разные страны мира. А заодно - избежать прогнозируемого на 2010 год кризиса воздушных перевозок.

В конце минувшего года на конференции «Аэропорты, авиационные и экспедиторские компании в России» директор департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ Карл Руппель объявил, что к началу следующего десятилетия будет списана половина парка гражданских воздушных судов. Самолетов перестанет хватать уже в 2006 году, объемы пассажирских воздушных перевозок растут, к 2010 году по прогнозу транспортного ведомства они составят 56 миллионов человек, это почти в два раза больше, чем все авиакомпании России перевезли в 2003 году. А где взять самолеты?

По прогнозам г-на Руппеля, несмотря на все усилия правительства, которое до 2010 года намерено выделить на целевую программу развития авиации аж 807 миллиардов рублей (причем 394 миллиарда - это внебюджетные средства) при вступлении России в ВТО позиции отечественного авиапрома серьезно пострадают. Ведь пошлины на импортные самолеты, вертолеты и запчасти к ним придется свести к нулю. По данным Минтранса, в 2004 году на стапелях авиазаводов было собрано всего 6 гражданских лайнеров. Интересно, хватит ли 807 миллиардов рублей господдержки, чтобы к 2010 году построить еще 326 пассажирских самолетов, как то планируют в правительстве? Помимо них предстоит собрать еще 56 грузовых самолетов и 161 вертолет. Но вряд ли удастся осуществить эту программу в рамках ВТО. Можно побиться об заклад: после правительство бросит авиастроителей на произвол судьбы. И никаких приоритетов развития национальной экономики у нас не появится.

Сильный всегда прав

Кажется, нам стараются внушить мысль о том, будто внутри ВТО - одна тишь да гладь. А это далеко не так. ВТО - это джунгли, где разыгрываются схватки хищников. И коль мы взяли как пример авиастроение, то любопытно посмотреть, как ведут себя на этом поприще американцы и европейцы - члены пресловутого ВТО.

В конце прошлого года США пригрозили странам ЕС, продолжающим политику государственных инвестиций в концерн «Airbus» (EADS), серьезными судебными разбирательствами в арбитражном суде ВТО. В Брюсселе среагировали моментально, заявив, что военные заказы Пентагона и налоговые льготы, предоставленные правительством США корпорации «Boeing», есть не что иное, как господдержка, только в несколько другой форме. Стремление американцев обвинить во всех смертных грехах европейских авиастроителей понятно. Еще в 1992 году между ЕС и США было заключено соглашение, определившее максимальный размер государственных инвестиций в разработку тяжелых самолетов - не более 33 процентов. С тех пор позиции на мировом рынке гражданских авиалайнеров серьезно изменились, европейцы действительно «встали на крыло», серьезно потеснив заокеанских конкурентов.

Потеря контроля над мировым рынком гражданских самолетов заставила США применить в 1995 году запрещенный прием - в борьбе с европейскими авиастроителями власти задействовали Агентство национальной безопасности США. Используя глубоко засекреченную систему электронной разведки «Эшелон», спецы АНБ моментально разузнали, что «Airbus» намерен поставить большую партию гражданских лайнеров А-310 в ближневосточные страны. Информацию тут же передали руководству корпорации «Boeing», а уж она перехватила выгодный контракт, предложив арабам более льготные условия. Убытки европейских авиастроителей составили 6-8 миллиардов долларов.

Интересно, признает ли арбитражный суд ВТО деятельность умельцев из АНБ США неопровержимым фактом государственной поддержки американской авиационной промышленности? Тем более, что в глобальную систему электронной разведки «Эшелон», помимо США входит еще и Великобритания, которую американцы уже успели уличить в кредитовании «Airbus» на сумму более 600 миллионов долларов.

Такие вот страсти кипят в «цивилизованном обществе». Интересно, смогут ли выдерживать подобные схватки наши чиновники-«реформаторы», когда речь зайдет о защите интересов русского бизнеса? Сдается нам, что получится нехитрая игра в одни ворота. РФ станет тупо пресекать всякую господдержку своим промышленникам, свято исполняя правила ВТО. А западники и китайцы, наплевав на них, своих капиталистов поддержат всеми возможными способами.

Путинский приоритет

Казалось, даже идиоту ясно, что вступление в ВТО на нынешних условиях - это кранты для несчастной РФ. Однако Путин настолько подхлестывает события, что, кажется, он лично заинтересован в «вэтэоизации» страны.

А может быть, дело как раз в этом? Коли путинцы сегодня сколачивают свою нефтегазово-металлургическую империю (сырьевой суперхолдинг «Путин Inc.»), то вступление в ВТО нужно, пржде всего, им. Ведь именно примитивная индустрия добычи углеводородов, производства металлических чушек и труб больше всех выигрывает от вхождения в клуб глобальной свободы торговли. Так что личный интерес правящей группировки - налицо. А то, что вся остальная промышленность, малый и средний бизнес, аграрии пойдут при этом под нож - на это путинцам, похоже, наплевать.

Вот и делайте выводы!

Максим Калашников