Печать
| Война цивилизаций |
Просмотров: 6464
0 Плохо0

Шесть лет назад история человечества пополнилась печальной и позорной датой. 24 марта 1999 года в центре цивилизованной Европы под предлогом борьбы за права человека началась агрессия 19 самых развитых государств мира против одной небольшой страны -- Югославии. За 78 дней 1200 самолетов совершили более 25 тыс. боевых вылетов. По территории независимого государства ударили более тысячи крылатых ракет, около трех тысяч бомб. Погибли две тысячи гражданских лиц, около семи тыс. получили ранения. Югославии был нанесен огромный материальный ущерб.


Цели той военной операции не вызывают сомнений -- сменить руководство страны, изменить политическую и идеологическую ориентацию общества, ликвидировать Югославию (Сербию) как политический фактор в Европе и на Балканах. Заодно агрессоры хотели узаконить самостоятельную роль НАТО в урегулировании межнациональных конфликтов, опробовать новое оружие и израсходовать запасы старого, потренироваться в использовании механизма международных организаций для смены неугодных политических лидеров и изменения политического строя чужой страны.

США и НАТО не были заинтересованы в мирном исходе конфликта. Решение об агрессии НАТО приняли в Вашингтоне еще в 1998 году. Оно не зависело от ситуации в крае Косово. Нужен был лишь повод. И его нашли в феврале 1999 года, состряпав историю о "злодейском убийстве" якобы мирных граждан в селе Рачак. Альянс позаботился о том, чтобы оставить Югославию без международной поддержки, вбить клин между Сербией и Черногорией, Сербией и Россией.

В Европе и мире была нарушена система равновесия сил, построенная в послевоенные годы. В международных отношениях закрепилось возрастание права силы. Ни одно государство не смогло или не захотело сыграть роль противовеса такой политике. На Балканах под эгидой НАТО хорошо сработало ультимативное навязывание суверенному федеративному государству формы взаимоотношений субъектов федерации. Повторение этого сценария особенно опасно для многонациональной России.

Трагедия на Балканах показала, в чем состоит натовский рецепт урегулирования кризисных ситуаций. Суть его -- ограничение территориального и политического суверенитета в виде протекторатов разной формы жесткости.

Протекторат с неограниченными полномочиями высоких представителей международного сообщества возник в Боснии и Герцеговине. "Условный протекторат" при ограничении формально независимого государства в принятии самостоятельных решений появился в Македонии. Полное лишение суверенитета в вопросе государственности произошло в Сербии и Черногории. Протекторат в Косово как "временный контроль" над частью территории суверенной Сербии прекратил в крае действие законов центральной власти. Это приближает Косово к самостоятельности с полным пренебрежением к мнению об этом самой Сербии.

Деятельность НАТО в Боснии и Герцеговине, а также в Косово убеждает -- иностранное военное присутствие не может решить межнациональные конфликты. Более того, оно не способствует политическому и экономическому выздоровлению. Реального прогресса там нет. Иностранные силы так и не смогли решить главные вопросы: возвращение беженцев, налаживание демократических процессов, оздоровление хозяйственной жизни, примирение конфликтовавших сторон. Самостоятельный же выбор пути развития страны ныне на Балканах исключается почти полностью.

В этом году решается судьба Косово -- формально автономного края Сербии. В 90-е годы албанцы смогли достичь практически полной независимости от Сербии. Сегодня они имеют самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, свою валюту, свою структуру политической и экономической власти. Кровавая бойня 17 марта 2004 года помогла выгнать из Косово многих из оставшихся сербов.

Чтобы придать формально-правовую видимость независимости Косово, международные организации разработали программу «Стандарты до статуса». Однако сегодня никто не говорит о введении в крае европейских стандартов прав человека и демократии. Разговоры идут лишь об определении статуса Косово.

Дробление Балкан продолжается. И это создает условия для сохранения внешнего управления этим некогда вполне благополучным регионом.

Елена Гуськова