Печать
| Война цивилизаций |
Просмотров: 12913
0 Плохо0

САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА, с которой сталкивается сегодняшняя глобальная цивилизация, в том числе и Россия; проблема, которая порождает и включает в себя десятки и сотни других проблем, — непрерывно растущая, как раковая опухоль, несправедливость. Один из безжалостных уроков человеческой истории сводится к тому, что когда уровень несправедливости преодолевает некий критический уровень, то соответствующая цивилизация, страна или народ погибают и исчезают с лица земли.


Можно говорить о наиболее типичных, наиболее характерных особенностях этой глобальной несправедливости.

Рост бедности. Хотя за последние 60 лет глобальная экономика, глобальное богатство постоянно растут, тем не менее, абсолютная и относительная бедность в мире также увеличивается, причем темпами еще более существенными. В 1950 году соотношение ВВП на душу населения богатых и бедных стран составило примерно 20 к одному, в 1971 — 30 к одному, в конце 90-х годов — 75 к одному. Поэтому как результат сегодня каждую секунду в мире от голода умирает четыре человека.

Рост социального, гуманитарного неравенства. Главная, но не единственная предпосылка такого неравенства, бедность, которая постоянно воспроизводит бедность. Масса социологических и статистических данных доказывают, что дети, которые рождаются в бедных семьях, в дальнейшем практически обречены на бедность в течение всей своей жизни. Нынешняя Россия является своего рода лидером по темпам роста такого гуманитарного неравенства. Например, наша страна занимает первые места в мире по приросту миллионеров и миллиардеров на душу населения — сейчас в стране свыше 50 миллиардеров и около 100 тысяч валютных миллионеров. С другой стороны, в той же России около 20 миллионов человек ежедневно голодают, а еще у 50 миллионов жителей России заработков едва хватает на то, чтобы обеспечить себя минимальной, физиологической нормой питания.

Рост коррупции. Коррупция — это не только и не столько взятки и использование служебного положения. Суть коррупции в том, что за деньги можно нарушить любой закон и не понести при этом никакой ответственности. Поэтому, например, в России рост коррупции прямо пропорционален росту несправедливости.

В 2000 году тогдашний генеральный прокурор Устинов оценивал уровень коррупции в стране в 35-37 миллиардов долларов. В 2006 году, по данным Александра Буксмана — заместителя генерального прокурора Чайки, уровень российской коррупции составил уже 240-260 миллиардов долларов. Более чем семикратный рост! В результате каждая российская семья заплатила коррупционной системе в прошлом году около 5 тысяч долларов дани.

Деградация правового сознания. Любое общество держится на негласном принципе, что соблюдать законы лучше, чем не соблюдать их. Рост глобальной несправедливости постепенно приводит к тому, что несоблюдение законов становится правовой и моральной нормой.

Растущая тотальная несправедливость тянет за собой целый шлейф опасных системных последствий. К наиболее серьезным из них относятся следующие.

Моральная, нравственная деградация. В условиях расширения масштабов несправедливости рано или поздно начинает торжествовать принцип "Можно все". Распространяется криминальная модель сознания. Усиливаются алкоголизм и наркомания. Начинается война поколений: родители начинают ненавидеть детей, а дети родителей. Примером для подражания десятков миллионов становятся воры, грабители, проститутки. Ложь, предательство, нечистоплотность превращаются в обычное, каждодневное занятие. Пороки становятся добродетелью, а добродетели объектом насмешек.

Потеря смысла жизни. В условиях роста тотальной несправедливости резко обостряется проблема личностного и группового смысла жизни. "Если нет смысла умирать, то это еще не означает, что есть смысл жить".

Одна из существенных предпосылок и особенностей справедливого общества заключается в том, что в нем существует система духовных и социальных координат, в рамках которых позитивно решается проблема личностного, группового и общественного смысла жизни. Иначе говоря, только справедливое общество дает стратегические ответы на вопрос: "Зачем я живу? Зачем мы живем?".

В рамках деградирующего, несправедливого общества найти ответы на такие вопросы практически невозможно. Поэтому, с одной стороны, это ведет к росту алкоголизма, наркомании, психических заболеваний и т.д. А, с другой стороны, мы наблюдаем увеличение криминального поведения, распространение экстремистских моделей поведения и т.д.

Демографическая деградация (сокращение населения страны). В России вот уже почти двадцать лет идет абсолютное сокращение населения. Происходит демографическая деградация — Россия вымирает. И здесь опять-таки ключевая проблема — несправедливость. Депрессии, безнадежность, неуверенность в завтрашнем дне, широкомасштабное ощущение ненадежности всего социального окружения, распространение бедности — все это приводит к тому, что смертность от самых разных причин растет, а количество рождающихся детей сокращается.

Системные психические отклонения. В условиях роста глобальной несправедливости самой распространенной и страшной болезнью становится депрессия. В Соединенных Штатах Америки для тридцати процентов населения характерны те или иные серьезные депрессивные состояния. К 2020 году во всем мире депрессивные заболевания, согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения, займут второе место среди болезней, следуя за сердечно-сосудистыми заболеваниями. А расширение масштабов депрессивных расстройств напрямую связано с увеличением числа самоубийств и психических заболеваний. В Российской Федерации последние годы неуклонно растет число самоубийств, приближаясь к 60 тысячам случаев в год.

Во всем мире за последние 30 лет число пациентов с психическими заболеваниями выросло в 4 раза. В России почти сорок процентов населения уже имеют те или иные заметные психические отклонения. Особенно сложная ситуация складывается в крупных российских мегаполисах. Например, в Санкт-Петербурге уже 20 процентов населения являются потенциальными пациентами психиатрических лечебниц. Примерно такая же ситуация в Москве.

Форсированная маргинализация целых социальных групп. Рост тотальной несправедливости объективно ведет к трагическим перекосам в структуре общества. Иначе говоря, десятки миллионов людей оказываются ненужными или малозначимыми в рамках несправедливых социальных структур.

В сегодняшней России, например, обостряющаяся имущественная дифференциация ведет к фактической маргинализации такой многочисленной социальной группа, как пенсионеры. Дело не только в том, что жизненный уровень пенсионеров постоянно снижается, не давая возможности для нормальной жизни. Объективно капиталистическая несправедливая социальная структура российского общества демонстрирует ненужность пенсионеров как класса. Другим примером является наблюдаемая в настоящее время региональная дифференциация в стране, в условиях которой, особенно в российской провинции, происходит маргинализация, выбивание на социальную обочину таких социальных и демографических групп, как молодежь, молодые и неполные семьи, дети из неблагополучных семей и т.д.

Растущая неэффективность социальных институтов. В условиях роста несправедливости, расширения масштабов коррупции даже увеличение финансовых затрат не приводит к повышению эффективности в деятельности социальных институтов. Это наиболее наглядно проявляется в России, когда, несмотря на официальные декларации, государственные и общественные институты не могут предотвратить рост инфляции, расширение масштабов коррупции, неконтролируемый рост цен, допускают грубейшие нарушения прав человека и т.д.



РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ постоянно, на официальном уровне декларирует свою готовность и решимость бороться с растущей волной социальной несправедливости. Тем более, что растущие доходы государственного бюджета вроде бы позволяют это сделать. Однако на деле, несмотря на усилия властей, ситуация не улучшается.

Почему нынешняя государственная власть сама по себе не может при всем своем желании справиться с этой проблемой? Есть несколько серьезных, объективных причин такого положения.

Исторически российское общество всегда ли было, по сути, справедливым? В свое время знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин писал: "Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость!" Проходили столетия, но вряд ли адекватность оценки Никитина могла быть поставлена под сомнение.

Поэтому исторический опыт конструирования и функционирования справедливого общества (за исключением, возможно, нескольких десятилетий Советского Союза) в России минимален.

Россия находится в переходном периоде; в стране по-прежнему не закончился передел экономической собственности и политического пространства. Новая структура общества окончательно не сформировалась и по-прежнему не сбалансирована. Даже сам правящий класс не консолидирован, и у него отсутствует какое-либо подобие консенсуса по поводу дальнейшей стратегии развития России. Естественно, в этих условиях проблема социальной справедливости объективно воспринимается в российском истеблишменте как "второстепенная", "вторичная".

А между тем в эффективно развивающихся обществах проблема обеспечения справедливости — одна из главных забот реально функционирующей элиты. Иначе говоря, реальным субъектом стратегической борьбы с несправедливостью является именно реальная элита, которая только и может консолидировать большую часть общества на такую борьбу.

Отсутствие действенной борьбы в Российской Федерации против несправедливости фактически является зримым доказательством отсутствия вообще такой зрелой, стратегической, системной элиты.

Эффективная, долговременная борьба с несправедливостью возможна только тогда, когда в нее вовлечено большинство общества. Государство само по себе, без опоры на широкие круги населения, реализовать политику справедливости никогда не сможет.

В сегодняшней России объективное отчуждение между государством и обществом не только не преодолено, но продолжает углубляться. В этих условиях волна несправедливости и связанная с этим деградация общества будут только усиливаться.

Такое отчуждение государства и общества связано и с парадоксальными особенностями нынешнего социально-экономического развития в России.

С одной стороны, объективно российская экономика уже интегрировалась и продолжает интегрироваться в глобальный экономический механизм, который полностью контролируется западной цивилизацией. Это привело к тому, что в российском социуме появились около 25-27 миллионов человек, которые живут в соответствии с ценностями и нормами западного потребительского общества и объективно ориентированы на полное вхождение страны в языческую западную цивилизацию.

С другой стороны, российский режим, защищая объективные интересы России как геополитического и геоэкономического субъекта, объективно должен противостоять попыткам Запада полностью поглотить российскую экономику.

Нынешнее российское общество пронизано многочисленными и весьма острыми противоречиями. Более того, во многом нынешняя российская общность достаточно эфемерна, поскольку не скреплена ни общей идеологией, ни духом солидаризма ("солидаристской психологией"), ни системой общих культурных шаблонов.

Каковы главные выводы? Во-первых, нынешний российский социум объективно несправедлив, и этот тренд несправедливости скорее возрастает, чем идет на спад.

Во-вторых, какого-либо здравого, практического проекта формирования по-настоящему справедливого общества в стране нет ни у государства, ни у правящего класса.

В-третьих, надеяться, что все как-то само по себе образуется, совершенно бессмысленно, особенно в условиях той открытой тотальной войны против России, на пороге которой мы находимся.

В-четвертых, сформировать современное, жизнеспособное авторитарное государство, способное вывести страну из переходного периода, невозможно без выработки понятной для десятков миллионов модели российского справедливого общества.

Тема справедливости наверняка станет доминирующей в преддверии президентских выборов 2012 года. Вполне вероятно, появление популярного кандидата на роль "российского Пиночета" (энергично поддерживаемый Западом) под лозунгом: "Я знаю, как свернуть шею коррупции! Я знаю, как победить бедность! Мы все вместе должны сделать Россию справедливой!" И массы могут его поддержать.

В-пятых, возможный выход заключается в необходимости энергичного и эффективного взаимодействия тех российских корпоративных, социальных, этнокультурных, религиозных групп, которые обладают реальным, историческим опытом, соответствующими доктринами и технологиями борьбы с несправедливостью, потенциалом реализации политики справедливости.

Например, в Исламе высшей социальной справедливостью является именно справедливость. Исламская традиция гласит, что главной целью Откровения и основной задачей посланников Бога было установление справедливости на земле. В рамках исламской цивилизации был накоплен в течение столетий огромный практический опыт обеспечения справедливости.

Доктринальные системы и практический опыт реализации в истории справедливых социальных систем накоплен в истории российского казачества, мирового буддизма, ряда специальных корпораций и организаций.

Именно в рамках такого креативного взаимодействия возможна выработка действительно общей, согласованной стратегии формирования справедливого общества. И именно это может стать решающим в борьбе за обеспечение будущего нашей страны, будущее действительно справедливой России.

Шамиль Султанов