| Украина в борьбе |
Просмотров: 5945
0 Плохо0

Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ анализирует процессы, происходящие сейчас в среде украинской оппозиции. Также в интервью он рассказывает, как украинские православные граждане оценивают деятельность тех или иных политиков страны.


- Насколько перспективно объединение украинской оппозиции на основе нового блока Кравчука?

- Дело в том, что фигура Кравчука вызывает определенное сомнение, Кравчук по своим идеологическим воззрениям мало чем отличается от Ющенко. Он идеолог и практик первого антироссийского режима на Украине, человек, который давил на русский язык. В глазах православного сообщества, в частности, Кравчук неприемлемая фигура, поскольку он - создатель киевского патриархата и при нем развернулись самые масштабные гонения на РПЦ. Когда захватывали храмы, власть это и поддерживала, и провоцировала. Поэтому, Кравчук не может быть лидером оппозиции. У украинской оппозиции лидером мог бы быть Виктор Янукович, на мой взгляд. Те люди, которые голосовали за русский язык, за двойное гражданство, за российский вектор, голосовали за Виктора Януковича, и связывают эти ценности с его именем. Поэтому, какой смысл голосовать за Кравчука, когда он топчется на электоральном поле Ющенко, и какой смысл России поддерживать оппозицию во главе с Кравчуком, когда он никогда не был пророссийским политиком?

- Вы считаете, что такая консолидация в принципе невозможна?

- Я считаю, что она очень вредна. Это похоронит саму идею оппозиции, которая сейчас имеет все шансы, чтобы взять реванш на парламентских выборах. Но реванш этот можно взять, только будучи идеологически консолидированной силой, являя альтернативу идеологии оранжевой власти. Оппозиция должна стать реальной оппозицией, которая предлагает проект другой Украины, демократической, двуязычной, федеративной, дружественной России, находящейся в орбите восточно-христианской цивилизации Киевской Руси. И только такая идеологически выверенная оппозиция сможет победить, потому что власть Украины делает ошибку за ошибкой.

- Назовите, часть из них.

- Заявление по Тузле, последнее заявление о выводе Черноморского флота - это первая грубейшая ошибка оранжевых. Смехотворно их заявление о поддельности снятия судимости с Януковича, потому что Генпрокуратуре Украины никто не верит, воспринимая ее как инструмент политических репрессий. То, что заявляет Генпрокуратура, совершенно не обязательно соответствует реальности. Еще одна грубейшая ошибка - это попытка уничтожить первый православный телеканал на постсоветском пространстве «Киевская Русь».

Национальный совет по телевидению и радиовещанию недавно заявил о том, что у «Киевской Руси» отберут частоты, против генерального директора канала Елены Скидан возбуждено уголовное дело. Оно такое же, как и все другие уголовные дела, имеющие политическую подоплеку. Скидан заявила о намерении просить политического убежища в России. Таким образом будет создаваться образ нового перспективного политика, и только такая идеологически окрашенная пророссийская оппозиция способна победить, потому что люди будут голосовать за альтернативу оранжевым.

- То есть, невозможно присоединение Партии регионов Виктора Януковича к блоку экс-президента на выборах 2006?

- Возможно все. Но это было бы катастрофой для Партии регионов Януковича. Рейтинг СДПО очень низкий, и когда сильный партнер вдруг присоединяется к провальному партнеру в лице Кравчука, то это может означать смерть для сильного партнера.

- А серьезной политической силой такое объединение стать не сможет?

- Конечно. Потому что, это будет клон оранжевых. Зачем людям голосовать за оранжевых номер два, когда есть оранжевые номер один. Юго-Восток за Кравчука никогда не будет голосовать. Поэтому, Партия регионов должна сейчас расставить точки над i , и заявить, что оппозиционные силы обязаны консолидироваться только вокруг нее. Это вопрос победы или политического поражения для партии. Шагом к победе для является взаимопонимание с такими партнерами, как народная оппозиция Натальи Витренко, имеющая пророссийскую направленность.

- На какое количество мест может рассчитывать такая объединенная оппозиция?

- Настоящая оппозиция, которая выставит себя как альтернативу нынешней власти во всем, оппозиция, которая выступит с такими лидерами как Янукович, как Витренко, как новый политик Елена Скидан, способна очень серьезно потеснить оранжевых. Оппозиция во главе с Кравчуком - это мертворожденный ребенок, это дискредитация идеи идеологической оппозиции.

- Кравчук не может представлять собой опасность для нынешней власти?

- Напротив, это лучший подарок для нынешней власти, потому что консолидация вокруг Кравчука и на платформе Кравчука смерти подобна. Еще раз повторю, оппозиция Януковича - это сторонники русско-украинского единства, двуязычия. Кравчук является заклятым врагом всех этих ценностей и никто в Крыму и в Донбассе голосовать за Кравчука не будет.

- А что вы можете сказать о недавних договоренностях между Партией Регионов Украины с единороссами?

- Подписание 2 июля Соглашения о сотрудничестве между Партией Регионов Украины и Партией «Единая Россия» означает возвращение России как активной стороны, осознающей и реализующей свои национальные интересы и приоритеты на Украине. Это подписание свидетельствует о том, что Москва определилась, кого поддерживать на предстоящих парламентских выборах. Впервые за многие годы эта поддержка основана не на личных отношениях с тем или иным украинским политиком, а на принципиальных идеологических приоритетах. Выступая на расширенном политсовете Партии регионов, Виктор Янукович заявил об этих приоритетах: государственный статус русского языка на Украине, федерализация Украины, вступление в ЕЭП и невступление в НАТО, невмешательство в дела церкви.

- Вы связываете это выступление с последовавшим давлением на бывшего премьер-министра?

- Безусловно. Как и следовало ожидать, украинские власти ответили на это подписание новой атакой на Януковича. Как я уже говорил, генеральная Прокуратура Украины объявила новую «сенсацию» о, якобы, подделке решения о снятии судимости с Виктора Януковича. Эта организация с приснопамятной аббревиатурой порадовала еще одной политической расправой с «врагами народа». Жизнь на Украине становится невыносимой для тех, кто имеет другое мнение, чем оранжевые. Также интересно каким образом перед выборами власть делает ставку на тотальную монополию в СМИ.

- А что мировое сообщество?

- Официальный Киев уверен, что ему все сойдет с рук. ПАСЕ и ОБСЕ выдумывают сказки о нарушении прав человека в России, ущемлении религиозных свобод, «финно-угорских народов», но не замечают разнузданных политических преследований на Украине.

- Вы уже говорили о разных ошибках власти, что еще можете добавить по этому поводу?

- Ющенко делает ошибку за ошибкой. Власти активно более 700 уголовных дел против политиков, чиновников, директоров и предпринимателей Юго-востока по обвинению их в подтасовке выборов. Власти настраивают против себя элиты Юга и Востока Украины, оказавшиеся в одночасье «под следствием». Крымский премьер Матвиенко запретил делопроизводство на русском языке. Это приведет лишь к тому, что Блок Виктора Януковича, состоящий в Крыму из Партии Регионов и Русской Общины Крыма, получит большинство в новом Верховном совете Автономной республики.

А заявление Ющенко о создании единой «украинской поместной церкви», которое еще более настроило против него верующих Московского патриархата! Одно это заявление чего стоит!

Функционеры "Нашей Украины", по сути, превращают Украину в однопартийное государство. Пример — создание ячейки "Нашей Украины" в правительстве. "Наша Украина", создавая эти парткомы, фактически вытесняет партнеров по коалиции. Между тем личный рейтинг Тимошенко равен рейтингу Ющенко, а по некоторым опросам выше, чем у действующего президента.

- Недавно прошел съезд "Нашей Украины", как бы вы его охарактеризовали?

- Прошедший 9 июля съезд партии "Наша Украина" принял решения тактического характера. Вместе с тем, все его участники понимали важность предстоящих парламентских выборов. В частности, председатель Верховной рады Литвин заявил, что ставка на парламентских выборах даже больше, чем на президентских.

Съезд отложил вопрос о создании избирательного блока с другими партиями на осень. Пока в окружении Ющенко сохраняются разногласия по вопросу о том, кто должен войти в пропрезидентский блок. Например, если Роман Безсмертный видит в новом проющенковском парламентском блоке "Нашу Украину", "Батькивщину", Соцпартию Мороза и Народную партию Литвина, то Юлия Тимошенко считает, что партии Мороза и Литвина будут оппонентами правящей коалиции на выборах. "Блок власти" намерен набрать на выборах 55-60% голосов и, таким образом, полностью взять под контроль Верховную раду.

- Позиции Тимошенко на Украине сейчас более чем сильны, не так ли?

- Тимошенко все более проявляет себя как последовательный большевик, «оранжевый Ленин» в юбке. Как всякий последовательный революционер, она избавляется от попутчиков и «меньшевиков». Именно так следует рассматривать ее отказ Морозу в коалиции и заявление Кабинета Министров, непосредственно направленное против Верховной Рады и ее спикера Владимира Литвина. В специальном заявлении Кабинета Министров Верховная Рада и ее спикер (без которого «оранжевые» не захватили бы власть), обвиняются в саботаже и организации провокации против вступления Украины в ВТО. Съезд потребовал отставки донецкого губернатора Вадима Чупруна, который, по мнению съезда, недостаточно активно проводит политику власти в Донецке и спасает "своих".

- Насколько важным на выборах будет "русский фактор"?

- Русский вопрос и российский фактор признан ключевым даже членами "Нашей Украины". Однако, такое впечатление, что лидеры украинского государства считают, что в Москве сидят недалекие люди, которые не понимают юмора. В частности, не слышат очевидной иронии в заявлении Ющенко о том, что Россия является "великим стратегическим партнером, которого не нужно дразнить". Это было сказано в аудитории, заполненной бойцами антироссийского фронта. Присутствовал, в частности, раскольничий "патриарх" Филарет Денисенко.

Требование отставки Чупруна указывает, что репрессии против оппозиционных элит Юго-Востока накануне выборов будут усиливаться. Реверансы же в сторону России выдержаны в откровенно глумливых тонах. В преддверии выборов власть пытается консолидироваться на антироссийской основе, хотя, одновременно и пытается смягчить антироссийскую риторику из-за угрозы газового кризиса. Несмотря на некоторые внутренние разногласия, "оранжевая" элита едина в своем желании добить Юго-Восток. И это, пожалуй, единственный вопрос, в котором наблюдается элитный консенсус.

- А вы видите какие-то изменения в политике России?

- Помимо ясных политических ставок, Россия начинает проводить адекватную экономическую политику в отношении Украины. Установление европейских цен на газ - тому свидетельство. Заявления Тимошенко о том, что она найдет способы диверсификации потоков энергоносителей, и договорится с Ираном - смешны. Тегеран не пойдет против Москвы, особенно сейчас - в условиях обострения противостояния с Вашингтоном. Прежние российские власти своим попустительством в этом вопросе способствовали взращиванию антироссийских режимов. Но теперь Россия извлекла уроки из оранжевой революции и подачек больше не будет.

- Но как к такой позиции России отнесутся рядовые граждане Украины?

- Уверен, это не только не приведет к антироссийским настроениям, а наоборот — народ поймет, что виноваты победители "оранжевой революции", в конце 2004 года обещавшие рай, а вместо этого принесли ухудшение жизни в стране. "Оранжевые партии", конечно, будут разыгрывать антироссийскую карту. Пусть, им же хуже! Юго-восточная оппозиция покажет, кто виноват. Главное, чтобы эта оппозиция упрочила свою идеологическую идентичность, создала эффективную коалицию из умеренной Партии Регионов и радикально-проросийской Народной Оппозиции Витренко-Васильева-Каурова, мобилизовала новые яркие фигуры.

Повторюсь, что на оранжевом электоральном поле ловить нечего - там все места заняты. И, понимая эти очевидные вещи, невольно испытываешь беспокойство. Вот Леонид Кравчук заявил о своем намерении объединить оппозицию в широкую коалицию. Так чем Кравчук лучше Ющенко? Ничем.

Недостаточно прав для комментирования