Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 6192
0 Плохо0

В течение июня Генеральная Прокуратура Украины все более становится похожей на организацию с такой же аббревиатурой - ГПУ. В начале июня 2005 года Виктор Ющенко заявил в Запорожье, что пресловутое «дело о сепаратизме», сфабрикованное против политических лидеров Юго-Востока, сторонников федерализации Украины, расследуется слишком медленно. Короче, он потребовал «больше репрессий, хороших и разных». Генпрокуратура не замедлила откозырять, и к пресловутому «делу вредителей-сепаратистов» присоединяются все новые имена «врагов украинского народа». Теперь взялись за Председателя Луганского областного совета Виктора Тихонова. К слову, ПАСЕ, так озабоченная попытками Владимира Путина укрепить Российское государство, странным образом закрывает глаза на массовые политические репрессии против сторонников федерализации Украины.


Чем же объяснить истерические действия официального Киева по тотальной «политической зачистке» непокоренного Юго-Востока? Лишь тем, что в Киеве прекрасно понимают и осознают две очевидные вещи.

Первое. Там прекрасно знают, что нынешняя Украина является не целостной и цельной исторической данностью, а «лоскутным одеялом», конгломератом земель исторической Руси, традиционно ориентированных на исторический и политический русский центр-Москву, чем друг на друга и тем более на Киев. Что нынешняя Украина - это детище национальной политики большевиков, что ее отцами следует считать Ленина и Хрущева, что не делает эту государственную конструкцию устойчивой.

Второе. Главным итогом оранжевой революции является не просто раскол Украины, трижды голосовавшей по признаку региональной и цивилизационно-геополитической ориентации и по принципу «свой не свой» в зависимости именно от этих ориентаций, а не социально-экономических программ, но два нацио- и государствообразующих процесса. Первый - это «оранжевый» процесс окончательного закрепления «украинского проекта» как антироссийского, мобилизации соответствующей политической элиты. Носители этого проекта, являясь историческими нигилистами, ибо вся история Южной Руси, это история борьбы за свою православную и общерусскую идентичность, как истинные неофиты новой веры, пытаются доказать свою преданность этой новой вере и идентичности (как будет видно ниже, современная версия «украинства» очень молода), порвать и подавить все и всех, что связывает с «общей верой и общей судьбой» Исторической Руси. А подавить это можно только тоталитарными методами.

Но одновременно происходит другой процесс - становления самосознания элит Донбасса, Крыма и Новороссии, которые стимулируется репрессиями против них, отношением как к людям второго сорта, «недоукраинцам» (это не миф- достаточно поговорить со «среднеоранжевым» активистом, который расскажет Вам о том, что Донбасс проголосовал «неправильно», потому что там «живут один уголовники»).

Таким образом, элиты и народ юго-востока, всегда имевший «антибандеровское» самоощущение благодаря прессингу, резко трансформирует это самоощущение в самосознание, вспоминает, кто они и откуда родом.

Действительно, откуда? Что из себя представляют исторические регионы Украины?

Донбасс

Это земли Луганской области, исторически относившиеся к территории войска Донского, и, собственно, Донбасса (Донецкая и Кировоградская область), освоенного российскими промышленниками и дававшего приют гонимым православным народам и именовавшимся потому «Новой Грецией» и «Славяно-Сербией». Сотни тысяч православных греков, бежавших из Крыма от татарской тирании по разрешению Российского правительства, были расселены здесь в 18 веке. Ими были основаны города Мариуполь, Новая Ялта и др. Затем - сербы, бежавшие от турецкого ига.

Луганская область практически на сто процентов заселена великороссами - донскими казаками. Именно в Луганске жил, работал и творил знаменитый «Словарь живого великорусского языка» Владимир Даль. В противовес попыткам сепаратистской Центральной Рады включить эти земли в состав Украины была создана Донецко-Криворожская Республика, также ликвидированная советской властью. Эти земли не имели никакого отношения к исторической Малороссии, они были переданы УССР большевиками. Тогда же, в 1920-е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий

Новороссия

Это территория Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей, колонизованных императрицей Екатериной Великой. Эти земли были названы Новороссией именно как новые российские территории. Они заселялись великороссами-выходцами из Костромской и Калужской губерний. Именно так были основаны города Екатеринослав (Днепропетровск), Александровск (Запорожье), Херсон, Николаев и т.д. Екатерина Вторая и граф Потемкин-Таврический придавали Новороссии стратегическое значение, предполагалось даже перенести столицу Российской империи в Херсон или Екатеринослав. Российское правительство предпринимало огромные усилия по индустриальному и культурному освоению этого края. Одним из первых российских университетов стал Новороссийский в Екатеринославе. Эти земли были присоединены к Украине большевистским режимом волюнтаристским путем. Тогда же, в 1920-е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий.

Таврия

Это Крымский полуостров, воссоединенной с Россией Екатериной Второй. Согласно Куйчук-Кайнаджирскому мирному Договору с Турцией, Крым вновь отходит к Турции в случае утраты его Россией. 80% населения Крыма составляют русские. В 1917-18 гг. украинская «Центральная Рада» в Киеве не претендовала на Крым, ее спор с Временным Правительством касался Донбасса, Новороссии и Слободского края. В 1954 году Крым волюнтаристски передается УССР Н.С.Хрущевым. Однако колыбель российского Черноморского флота г.Севастополь остается в союзном, а не украинском подчинении. Несмотря на это, после распада СССР и создания государства Украина, Севастополь передается в прямое подчинение Киеву, предпринимаются действия, направленные на изгнание Черноморского флота России из Севастополя. После выборов 2004 года новая украинская власть предпринимает новые попытка изгнания флота. В 1991 году русское большинство Крыма голосует за создание Крымской Республики. В противовес украинские власти делают ставку на экстремистскую организацию «Меджлис крымско-татарского народа», поддерживаемый одновременно и Турцией. В 1994 году киевские власти фактически разрушают Крымскую республику, выхолащивают сведя ее полномочия к символическим. Продолжается поддержка меджлиса, что грозит серьезно изменить этноконфессиональный состав Крыма по сценарию Сербского Косово.

Что такое Слобожанщина, откуда начался Харьков?

Это нынешние Харьковская и Сумская области. Слободской край был основан в середине 17 веке московскими властями как территория для западнорусских беженцев от польского геноцида. Эти территории принадлежали Московскому государству, которое предоставляло их гонимым украинцам. Так был основан город Харьков. Миграция из Речи Посполитой была столь велика, что Харьков становится одним из самых крупных городов России.

Подкарпатская Русь - Нынешняя Закарпатская область

Для современного обывателя западноукраинские регионы однозначно ассоциируются со Степаном Бандерой, агрессивной русофобией, насаждением униатства. Между тем, пространство к западу от Карпат, которое составляет Закарпатскую область Украины, населяет не украинский, а русинский или карпаторусский народ, который никогда не идентифицировал себя с украинцами и в настоящий момент, будучи непризнанным почти только одной Украиной, подвергается политике тотальной денационализации со стороны галицийского шовинизма и официального киевского режима. Следует учесть, что по данным Карпато-русинского исследовательского центра (США) в Закарпатье проживает более трех четвертей европейских русинов - приблизительно 650 тысяч человек. С учетом проживающих на Украине русинов-лемков, насильно переселенных из Польши в СССР в результате операции «Висла» численность карпатороссов едва достигнет отметки 740 тысяч. Таким образом, мы являемся свидетелями того, что в Центре Европы украинским государством нарушаются права коренного восточнославянского населения Карпатского региона, самоидентифицирующего себя как «русины», «руснаки» или «карпатороссы». Именно Украина в своей антирусской и антирусинской политике, в своем беспрецедентном вмешательстве в дела Православной Церкви, стала на рубеже XXI века носителем самых мрачных тоталитарных тенденций. Что касается политики насильственной украинизации великороссов, об этом написано не мало. В этой статье пойдет речь о политике уничтожения подкарпатских русинов - прямых наследников древнерусского праэтноса.

После распада СССР в "независимой Украине" судьба древнего (традиционно православного) карпаторусского народа, более тысячи лет имевшего свою культуру, кровно и духовно связанную с культурой России, сложилась трагически. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишен всех национальных прав, даже права на свое национальное имя.

На Подкарпатской Руси 1 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором 78% населения высказалось за автономию в рамках Украины. Естественно, Украина проигнорировала результаты этого референдума.

В 1992 г. Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Но ВР, вопреки собственным законам и международному праву, до сих пор не восстановила русинскую национальность, имя которой было ликвидировано украинскими коммунистами. Уточним, что в других государствах, населенных карпатороссами (например, в Словакии, Венгрии, Югославии), русины не только признаны самостоятельным народом, но и получают финансовую поддержку от правительства.

Депутат Закарпатской области Е.Жупан пишет: "Мало того, что нам не вернули нашу национальность, ликвидированную сталинским тоталитарным режимом, в 1996 г. Кабинетом Министров Украины был принят "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов". Этот антигуманный акт является попыткой ликвидации русинов и был осужден во многих странах". Приведем отрывки из упомянутого "Плана мероприятий", разработанного на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и 176/34 от 25. 09.96 г.:

"1. Четко засвидетельствовать и продекларировать, опираясь на положения Конституции Республики Украина, в частности ст. 2, позицию украинского государства в бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо основе - культурной, этнической, тем более административно-территориальной.

Возложить на посольства РУ в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше организацию серии публикаций в СМИ, разъясняющих позицию Республики Украина в отношении русинов. Затребовать от посольств РУ в означенных странах необходимый материал для организации публикаций.

2. Выработать систему мероприятий, основанных на украшении полиции украинскости Закарпатья (язык, культура, кадровая политика)... Создать межведомственную группу, на которую возложить координацию деятельности министерств и ведомств в этом направлении...

3. Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ...

9. Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации.

10. Провести предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства", направленную на недопущение усиления влияния политических структур сепаратисткой направленности. Довести до членов незарегистрированного областного "Общества подкарпатских русинов" и созданного им "временного правительства" о нормах ответственности административного и уголовного законодательства Республики Украина (ст. 187-8 УК). Предусмотреть административные меры к функционерам зарегистрированных на территории области районных и городских отделений Товарищества в городах Ужгороде, Мукачево, Сваляве по поводу нарушения Закона "Об объединениях граждан".

Яркой иллюстрацией является и конфессиональная самоидентификация карпатороссов. Ее народ отверг церковных раскольников - на Подкарпатской Руси около 400 приходов и около 20 монастырей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а самозванные "Киевский Патриархат" и УАПЦ практически отсутствуют униатской митрополии подчинить их себе. На Подкарпатской Руси созданы и активно действуют собственные национальные силы: Общество свв. Кирилла и Мефодия, Общество имени А.В.Духновича, Общество подкарпатских русинов, Русинское научно-просветительное общество, Общество памяти А.Бродия, а также другие организации, имеющие отделения почти во всех районах Закарпатской области. В 2000 году созданы Союз карпато-русинских журналистов и Союз карпато-русинских писателей. Активно ведется работа по кодификации закарпатского варианта русинского языка (есть еще три других), в основе которого находится церковнославянский. Отметим, что несмотря на желание части русинской интеллигенции иметь собственный литературный язык, карпатороссы до сих пор не отказываются от русского языка, активно его используя. Известный филолог-славист Д.И.Поп считает, что живой русинский язык гораздо ближе к русскому языку нежели к литературному украинскому.

Издается обширная литература по правдивой истории края. Карпаторусский народ имеет множество талантливых писателей и поэтов, например, старейшего русинского литератора края, члена Европейского Пен-клуба Василия Сочку-Боржавина, лауреата Премии имени Духновича поэта Ивана Петровция, самого плодовитого автора Закарпатья Владимира Фединишинца. Немаловажно, что русины Закарпатья не изолируют себя от единокровных братьев в других государствах, принимая самое активное участие во всемирном русинском движении. За последнее десятилетие в странах с мощной карпаторусской диаспорой проведено уже пять Всемирных русинских конгрессов (в Словакии, Польше, Югославии и Венгрии) последний из них (в июне 1999 г.) прошел в Ужгороде.

Общепризнанным национальным и религиозным лидером Подкарпатской Руси является председатель Общества свв. Кирилла и Мефодия протоиерей Димитрий Сидор. Именно благодаря активной деятельности о.Димитрия в Ужгороде сейчас возводится один из крупнейших соборов Московского Патриархата в Европе. Под его же руководством ведется работа над составлением русинско-украинского и украинско-русинского словарей, учебника русинской истории для широкого круга читателей. Регулярно при соборе выпускается национально-просветительная газета «Христианская семья», посвященная, в первую очередь, русинской проблематике.

Видную роль в русинском научном и политическом мире играет широко известный в крае журналист, историк и публицист В.М.Разгулов, являющийся также председателем фонда «Карпатороссия» и главным редактором популярной газеты «Карпатская панорама». Именно он возвратил из исторического забвения имя премьер-министра самостоятельной карпаторусской республики, бывшей субъектом федерации Чехословацкой республики, Андрея Бродия.

Главные цели, которых добиваются современные русины: самоуправление Подкарпатской Руси (Закарпатья) и восстановление прав русинов на их исторической родине. По мнению одного из современных русинских деятелей Е.Жупана: "1 декабря 1991 г. народ Закарпатья на референдуме семидесятью восемью процентами голосов "за" восстановил самоуправляемость нашей территории, а это значит, что после опубликования данных референдума, по его итогам Закарпатская область стала автономно-самоуправляемой, а областной совет народных депутатов вернул себе статус парламента - Сейма Подкарпатской Руси, и все это соответствовало действовавшей тогда Конституции СССР".

Представители русинских организаций постоянно подчеркивают, что после распада СССР Украина объявила себя демократическим государством, но продолжает этноцид русинского народа. Нет русинских школ, русинам нет доступа на радио, телевидение...

Как же можно не прислушаться к призыву депутата ВР от Закарпатья И.И.Миговича: «С надеждой просим братьев-россиян: подымите свой голос на защиту тех, кто под Карпатами в тысячелетних муках сберег историческую память, языковые пласты, культурно-бытовые традиции Киевской Руси». Останется ли Великая Россия равнодушной к судьбе русинов?

Галиция

Исторические земли Галицко-руского княжества (нынешние Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области) стали ныне оплотом украинского национализма. Однако, галицийские идеологи тщательно скрывают тот факт, что их идеология утвердилась в Галиции путем физического уничтожения ее интеллигенции и духовенства, когда перед первой Мировой войной в концентрационных лагерях, деревнях и селах было уничтожено более шестидесяти тысяч москвофилов, т.е. тех галичан, которые считали себя частью Русского мира. Идеологом этого геноцида был униат Андрей Шептицкий. Так что галицийская идеология взращена на братской крови и на фальсификации истории, на отречении от собственного прошлого.

От какой же черты следует отсчитывать "успехи" самостийничества? Тут надо сказать, что существует тема, о которой наши оппоненты знают, но предпочитают умалчивать. Широкая же публика о ней вообще не осведомлена. Речь идет, с одной стороны, о русском национальном возрождении Галицкой и Карпатской Руси в ХIХ-ХХ веках, а с другой - об австро-венгерском геноциде русских (политических процессах над "русофилами", концлагерях и массовых казнях, унесших более 60 тыс. жизней) и о роли "украино-австрийской партии" в вышеназванном черном деле.

О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: "Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели, как епископы Яхимович и Иосиф Сембратович, ученые и писатели Денис Зубрицкий, Иоанн Наумович, Устианович, Дедицкий, Головацкий, Площанский, Добрянский, Петрушевич, Гушалевич, из младших же - Залозецкий, Свистун, Хиляк, Мончаловский, Иван Левицкий, Дудыкевич, братья Марковы, Вергун, Яворский, Святитский, Глебовицкий, Глушкевич, Полянский и многие другие. Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: "Слово", "Пролом", "Червонная Русь", "Галичанин", "Беседа", "Страхопуд", "Издания Галицко-русской матицы", "Русская библиотека", "Живое слово", "Живая мысль", "Славянский век", "Издания общества имени Михаила Качковского", расходящиеся в тысячах экземпляров". Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Ф.Аристов. Карпато-русские писатели. Т. 1. - Москва, 1916).

Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру).

В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид.

Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые "Процесс Ольги Грабарь" (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и "Дело братьев Геровских" на Буковине (1912-1914).

Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них - Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) ("Временник", Львов, 1938 г.).

Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В.Ваврик: "Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь...Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету "Дiло", издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах "украинских патриотов", поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница "мужи доверия" украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих - Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила "анбинден" - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников...Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г.Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец - униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача". (В.Ваврик. Терезин и Талергоф. - Филадельфия, 1966 г.)А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А. Марко: "Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские "украинцы" были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны" (Галицкая Голгофа. - США, Изд. П.Гардый, 1964).

Как известно, номенклатура Компартии Украины, ставшая у руля созданного Украинского государства, взяла на вооружение идеологию галицийского шовинизма. Феномен Галичины невозможно понять, не разобравшись в феномене униатства. Под давлением Речи Посполитой в 1596 г. киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами право на сохранение православной обрядности. Православный народ Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не принял их, считая «недокатоликами», требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим культурно-цивилизованными типами.

Именно греко-католический феномен (ни русский, ни поляк - а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской идентичности, украинской идеи. Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и политического украинства. В этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко, деятелей типа М.Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались как оккупанты и насильники (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 - 1914 гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им галичан. Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей Галичины тяготело к православию и русофильству, однако ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский лагерь был «добит» большевиками). После насильственного подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия победившей стороны - СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом Костельником перешла в РПЦ добровольно.

Естественно, легализация Украинской греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию, возникшую после печально известной встречи М.С.Горбачева с папой Иоанном Павлом Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства 1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию на Украине.

В течение 1989-1991 гг. в Галиции были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 «горячих точек». Захваты производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными - ведь десятки тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного противостояния, «запереть» воинствующее украинство в пределах Галичины, получить выигрыш во времени и не допустить полного отделения Украины. Однако Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку. Финансирование УГКЦ осуществляется через ряд католических фондов таких, как «Помощь Церкви в беде» (ФРГ), причем весьма интенсивно - любой сельский священник имеет возможность не только восстановить свой храм, но и поехать в Ватикан, в «Коллегиум-руссикум», чтобы получить престижное образование.

В настоящее время УГКЦ насчитывает более 5 тысяч приходов, Духовные академии и Институт истории Церкви во Львове, 64 периодических издания. Активными практикующими греко-католиками является основной костяк антирусской интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание «Украинской Поместной Церкви Киевского Патриархата», находящейся в юрисдикции Римского папы. В «Киевский Патриархат», по мысли идеологов этого проекта, должны войти и православные христиане и раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители УГКЦ - фактически управляющей ей архиепископ Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию т.н. «Киевского Патриархата». Греко-католики возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций ВР Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий. Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а униатская 50. Если православные не соглашаются но поочередное богослужение, вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в Верховной Раде второго созыва депутатской группы «За единую Поместную Церковь». Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.

Как уже отмечено выше, номенклатура Компартии Украины, неожиданно для себя получившая в 1991 году всю полноту власти на Украине, не имела никого иного идеологического проекта, кроме галицийского. С тех пор галичане контролируют идеологическую и медийную сферы украинского государства. Их положение еще более упрочилось «оранжевой революции», ибо именно западноукраинские городские и областные советы сразу же поддержали В. Ющенко, актив киевского «Майдана» и экстремистской организации «Пора» составляли галичане. Важнейшим итогом «оранжевой революции» является, к сожалению, успешная экспансия галицийской идеологии в центр Украины и Киев. Этот фактор необходимо учитывать, выстраивая политику по отношению к регионам Украины.

Волынь

Ровенская и Волынская области. Территория исторического русского Волынского княжества.. Между тем, еще в начале 20 века членов русских монархических организаций было более 2 миллионов человек. Центром русской контрреволюционной мысли Волыни была знаменитая Почаевская Лавра- известнейший православный монастырь. В результате Октябрьской революции Волынь оказалась на территории Польши, где подверглась массированной украинизации. Сейчас этот древнерусский край подмят идеологией галицийского униатства, исключение составляет лишь Почаевская Лавра, оставшаяся верной своим историческим корням. Новым губернатором Ровенской области стал Василий Червоний - организатор захватов храмов канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Центральная Украина или Малая Русь

Это территории Киевской, Винницкой, Черкасской, Полтавской, Житомирской, Хмельницкой областей. Восточная часть «Малой Руси» воссоединилась с Россией в 1654 году. Источники свидетельствуют об однозначно русском и российском самосознании жителей Киева XIV-XVIII веках. На эту тему М.Максимович (1804-1873) - знаменитый южнорусский этнограф и историк, называвший себя "щирым малороссиянином", написал работу "Об употреблении названий Россия и Малороссия в Западной Руси", отрывки из которой уместно процитировать: "Не очень давно было толкование о том, будто Киевская и вся западная Русь не называлась Россией до ее присоединения к Руси восточной; будто и название Малой России или Малороссии придано Киевской Руси уже по соединении ее с Русью Великой или Московской. Чтобы уничтожить навсегда этот несправедливый и нерусский толк, надо обратить его в исторический вопрос: когда в Киеве и в других западно-русских областях своенародные имена Русь, Русский начали заменять по греческому произношению их именами Россия, Российский?

Ответ: с 90-х годов XVI века... Основанием такого ответа служат тоговременные акты письменные и книги, печатанные в разных областях Русских... Приведу свидетельства тех и других.

Вот первая книга, напечатанная в Киеве, в типографии Печерской Лавры - "Часослов" 1617 года. В предисловии к ней иеродиакона Захария Копыстенского сказано: "Се, правоверный христианине и всяк благоверный читателю, от нарочитых мест в России Кийовских, сиречь Лавры Печерския"... Основательница Киевского Богоявленского братства Анна Гулевична Лозьина в своей записи о том 1615 года, говорит, что она учреждает его - "правоверным и благочестивым христианам народу Российского, в поветах воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского будучим..."Окружная грамота 1629 года, напечатанная в Киеве, начинается так: "Иов Ворецкий, милостию Божией архиепископ Киевский и Галицкий в Всея России..."

Какое же было подлинное отношение киевлян той эпохи к северной, Московской Руси?

Следует отметить, что идеология национально-политического единства Южной и Северной России была выработана в большей степени именно в Киеве. Венцом ее стал знаменитый киевский "Синопсис", написанный предположительно киево-Печерским архимандритом Иннокентием Гизелем (во второй половине XVII в.). Эта книга переиздавалась около 30 раз и стала первым учебным пособием по русской истории. Согласно "Синопсису", "русский", "российский", "славянороссийский" народ - един. Он происходит от Иафетова сына Мосоха (имя последнего сохраняется в имени Москвы), и он "племени его" весь целиком. Именно "Синопсис" утверждает главенство суздальско-владимирских князей после разорения Киева татарами.

По "Синопсису", Россия - едина. Ее начальный центр - царственный град Киев, Москва - его законная и прямая наследница в значении общего "православно-российского" государственного центра. Весь русский народ един, и временное отделение его части от России в другие государства (Польшу и Литву) "милостью Божией" завершается воссоединением в единое "государство Российское" (И.И. Лаппо. Идея единства России в Юго-Западной Руси. - Прага, 1929).

Еще более красноречиво участие Северо- и особенно Юго-Западной Руси в создании общерусского литературного, "книжного" языка. Смело можно сказать, что участие это - преобладающее: грамматика, лексика, орфография и первые церковно-славянские и русские словари созданы в Киеве и Вильне.

Какова же была языковая ситуация в середине ХУП в. в Юго-Западной Руси? Она обрисована в грамматике Иоанна Ужевича (1643 г.). В ней описывается "Lingua sacra» или «словенороссийский язык» (так именовался церковно-славянский) - высокий книжный язык, язык богослужения и богословия, lingua slavonica или «проста мова»-гражданский , светский литературный и деловой русский язык, и «lingua popularis» - диалектная речь. (БА.Успенский "Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Х в.в.) М, 1994). В Киеве в 1627г. "протосингел от Иерусалимского патриаршего престола и архитипограф Российския церкви" ученый монах, подлинный энциклопедист того времени Памва Берында издает толковый словарь "Лексикон словенороссийский или слов объяснение". В нем "руская" речь (в послесловии к Киевской Постной Триоди 1627 г. Берында называет "просто мову» "российской беседой общей"), противопоставляется народным диаяектам - "волынской" и "литовской" мове. Кодификация "словенороссийского" языка была произведена в основном в Киеве и Вильне. "Грамматика" Мелетия Смотрицкого стала учебником церковно-славянского языка для всей Русской Церкви буквально на века. "Проста мова" стала основой общерусского литературного языка' "...Действительно, "проста мова" не оказала почти никакого влияния на современный украинский и белорусский литературный языки... Однако, на историю русского литературного языка "просто мова" как компонент юго-западнорусской языковой ситуации оказала весьма существенное влияние. Достаточно указать, что если сегодня мы говорим об антитезе "русского" и "церковнославянского" языков, то мы следуем именно югозападнорусской, а не великорусской традиции... Это связано с тем, что условно называется иногда "третьим юнославянским влиянием", т.е. влиянием книжной традиции Юго-Западной Руси на великорусскую книжную традицию в ХУП в.: во второй половине ХУП вежа это влияние приобретает характер массовой экспансии югозападнорусской культуры на великорусскую территорию" (БА.Успенский "Краткий очерк истории русского литературного языка (Х1-Х1Х в.в.) М, 1994).

Что касается диалектов-"волынской", "литовской" и многих других мов, то о "целесообразности" создания на их основе местных литературных языков лучше всего сказал замечательный галицко-русский историк Денис Зубрицкий в своем письме к М.А.Максимовичу: "...Ваши мне сообщенные основательные и со систематической точностью изданные сочинения - откуда идет русская земля, и исследование о русском языке читал я с величайшим любопытством и вниманием. Вы опровергли сильным словом мечтательные утверждения писателей и выдумки как о происхождении народа, так и о русском языке, которые мне всегда не нравились... Что касается до наречий русского языка, то их бессчетное число) внимательный наблюдатель, странствуя по русской земле, найдет почти в каждом округе, даже в каждой деревне, хотя и неприметное различие в произношении, изречении, прозодии, даже в употреблении слов, и весьма естественно. По исчислению г-на Шмидель Litterarisce Anreiger 1882 г. есть 1 14 наречий немецких столь одно от другого расстоящих, что немец Друг друга никогда не разумеет, но язык есть всегда немецкий, и невзирая на сие, ученые немцы в Риге, Берлине, Вене и даже в Страсбурге употребляют в книгах и общежитии лучших обществ одно словесное наречие. Я бы желал, чтобы и русские тем примером пользовались..." (Путями истории, Т.Г. Изд. Карпато-русского литературного общества, Нью-Йорк, 1977).

Что же касается создания литературы на "киево-полтавской мове", то здесь уместно процитировать Н.Костомарова: "Пока польское восстание не встревожило умов и сердец на Руси... самое стремление к развитию, малороссийского языка и литературы не только никого не пугало признаками разложения государства, но и самими великороссами принималось с братской любовью" (Н.Ульянов, "Происхождение украинского сепаратизма", М. 1996). Все это дало повод известному русскому философу Николаю Трубецкому утверждать, что "та культура, которая со времен Петра живет и развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не московской, а киевской, украинской культуры", что русская культура редакции.

Откуда же и когда возникла идеология "украинофильства", а точнее - украинского сепаратизма? Исследуя генезис "самостийнического" движения, невозможно не отметить его эпигонский характер и зловещую роль идеологов польского реванша XIX века. Недаром церковный историк Георгий Флоровский метко называл полонофильскую и латинофильскую ориентацию части южнорусской шляхты "провинциальной схоластикой" (Пути русского богословия. - Париж, 1937). Как отмечено исследователями, "настали разделы Польши, и вот тогда польские ученые заговорили об особой украинской национальности... В первой четверти XIX века появилась особая "украинская" школа польских ученых и поэтов, давшая таких представителей, как К.Свидзинский, И.Гощинский, М.Грабовский, Э.Гуликовский, Б.Залесский и др., которые продолжали развивать начала, заложенные гр. Потоцким, и подготовили тот фундамент, на котором создавалось здание современного украинства. Всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву" (Труды подготовительной по национальным делам комиссии. - Одесса, 1912). В историю вошла также крылатая фраза ксендза Калинки: "Все-таки лучше самостоятельная Русь, чем Русь Российская. Если Гриць не может быть моим, говорит известная мысль, пускай, по крайней мере, он не будет ни мой, ни твой" (A.Tamovski. Ksiands Walerian Kalinka. - Krakow, 1887).

Однако степень влияния "самостийнической" идеологии еще в первой четверти XX века была совершенно ничтожной. Об этом ясно свидетельствуют результаты единственного в те годы прецедента свободного волеизъявления граждан. Речь идет о муниципальных выборах на Украине летом 1917 года. На этих выборах в органы местного самоуправления было избрано: от общероссийских партий - 870 депутатов, от украинских федералистских партий - 128, от сепаратистов - ни одного (А.Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Т. 2. - Нью-Йорк, 1961).

Следует отметить также, что пресловутая Центральная Рада никогда и никем (!) не избиралась (это был просто клуб единомышленников) и что "первый президент" Украины Михаил Грушевский был избран именно этой Центральной Радой, а не народом.

Итак, «Малая Россия » в действительности означает центральная, основная. Как у греков Малой Грецией называется ядро греческого мира. Ныне историческая Малороссия, или Центральная Украина, подпала под оранжево-галицийское влияние, но исторические корни не утрачены и большинство жителей Центральной Украины остались в юрисдикции Московского Патриархата.

В конце концов, Центральная Украина не едина. Если киевская интеллигенция более других подвержена «галицийскому синдрому» и романтике строительства «нового независимого государства, то настроения жителей областей, тяготеющих к Юго-Востоку, могут измениться в результате разочарования «оранжевой революцией».

Северская Русь

Ее столицей является один из центров древнерусской государственности и культуры - Чернигов. Ее уникальность отмечена еще в знаменитой «Повести временных лет», где «Севера» прописана как самобытный субэтнос. В Чернигове сохранилось удивительно много уникальных памятников домонгольской архитектуры, более чем где - либо на русских землях, попавших в Речь Посполитою. Северская Русь воссоединилась с Россией в 1503 году за полтора века до Переяславской Рады. Черниговский митрополит Лазарь Баранович первым в 17 веке поставил вопрос о воссоединении Киевской митрополии с Московским Патриархатом. Сейчас же Чернигов низведен до обычного областного центра.

Таково «лоскутное одеяло» нынешней Украины. Историческая Малороссия, Северская Русь подмяты идеологическим галицийством. В состоянии головокружения от успехов, обладая тоталитарным мышлением «оранжевые» устраивают «колонизацию» Донбасса, Крыма и Новороссии, политические репрессии. Зреет донецко-новороссийская контрволна, контрреволюция, ненависть к «бандеровцам» достигает предела. Разрядить ситуацию может только федерализация Украины, но эмиссары «победившей революции» и слышать о ней не хотят.

К.Фролов