| Украина в борьбе |
Просмотров: 5470
0 Плохо0

Всем известно, что в нашей стране на русском языке говорит половина (если не больше) населения. Но не все желают замечать, что проблема его свободного применения с каждым годом становится острее и острее.

Формально проблемы, как бы и нет: она как бы надумана «антипатриотами, которые не любят Украину». У руководства страны никогда не возникало даже мысли о том, что неплохо бы посоветоваться с народом, организовав по этому вопросу Всеукраинский референдум.


Впрочем его результаты вполне предсказуемы: Галичина, Полесье, Закарпатье, Буковина вряд ли поддержат идею двуязычия. Это понятно. Зато две трети Украины - Донбасс, Крым, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Луганск, Одесса, Николаев, Херсон и, пожалуй, Киев выскажутся, по самым скромным подсчётам, на 70-80% за. Это понравится, вероятно, не всем, но ведь миллионам граждан Украины жить станет полегче. И сама проблема будет закрыта раз и навсегда.

Всему миру давно понятно, что только каждый конкретный человек имеет право самолично решать на каком языке думать и разговаривать. Это сугубо индивидуальное, личное.

История свидетельствует, что попытки лишить миллионы граждан их языка обречены на провал. Достаточно вспомнить как в 20-30-е годы режим Пилсудского пытался полонизировать Галичину: закрывались украинские школы, газеты, театры, ограничивалось использование украинского языка в государственных учреждениях. И что? Тридцать миллионов поляков не смогли полонизировать три миллиона галичан. Не смогла русифицировать Украину и советская власть.

Сегодня никто не сомневается, что основным государственным языком на Украине должен быть украинский, даже там, где им недостаточно свободно владеет большинство населения (Крым, Луганщина). Повсеместно каждый служащий, от самого малого ранга до Президента включительно, обязан его знать досконально, как, впрочем, и русский. Это аксиома.

Вместе с тем, давно пора честно признать, что русскоязычное население страны и, прежде всего Левобережья, это не какая-нибудь малая этническая группа, а её доминирующая часть, которая уже не просит, а требует от центральной власти уважительного отношения к себе.

Несколько веков назад история распорядилась таким образом, что украинцы и русские, вышедшие из единого древнерусского корня, никогда не были чужды друг другу, а браки между ними даже не считались межнациональными. А на Левобережье русский язык всегда был своим, потому, что здесь, практически каждая третья, если не вторая семья русско-украинская или, если угодно, украинско-русская.

Уроки президентских выборов в Украине убедительно показывают, что на их итоговый результат в решающей степени влияла позиция избирателей юго-востока, составляющего две трети страны, для которых чёткая и твёрдая позиция претендента на высший пост в государстве по языковой проблеме имела существенное значение.

Будем откровенными. Л.М.Кравчук проиграл Л.Д.Кучме благодаря поддержке избирателей востока и юга последнего, в то время, как первого активно поддержал запад и, частично, центр страны. Другое дело, что уже после выборов позиция Президента по вопросу о языках претерпела непонятную трансформацию.

На выборах 2004 года эта проблема отошла несколько на задний план. Руководителям «оранжевой революции» удалось к западным областям подключить центральные. В результате чего наш кандидат в Президенты, представляющий интересы русскоязычного избирателя, проиграл. Но и победителям особо радоваться нечему. Победа то «Пиррова» - 44 процента из числа пришедших на выборы отказали в доверии новой власти.

Мировая практика свидетельствует, что если в стране останется даже менее пяти процентов населения, говорящих на втором языке, они всё равно не смирятся со своей второсортностью, а это очень благодатная почва для сепаратизма. Осознав это, мы, люди, живущие в спокойной мирной стране, не имеем права допустить, чтобы у нас, пусть даже в очень далёкой перспективе, появились донецкий Ольстер на востоке или крымская Корсика на юге.

Человечество понимает всю бессмысленность кровопролития на землях басков в Испании, курдов в Турции, на территории Ольстера, в бывшей Югославии, Молдавии, Грузии, Узбекистане, Чечне.

Но мало это только понимать. Надо всеми силами и средствами бороться с сепаратизмом ,не признающим, никаких компромиссов в любых вопросах, будь то языковые, территориальные или религиозные.

Никто не знает, сколько крови ни в чём ни повинных людей ещё прольётся на нашей планете по вине сепаратистов, допускающих такие ужасные вещи, как терроризм. Сепаратизму, как и порождающим его шовинизму и национализму, нельзя давать никаких шансов, ибо они ведут мир к средневековью и гражданским войнам.

При решении языкового вопроса нам следует учитывать мировой опыта многих цивилизованных стран, где государственными являются два или более двух языков. Например, в Финляндии - два государственных языка: финский и шведский, хотя количество шведов в стране не превышает семи процентов. В Бельгии на французском говорят в Валлонии, на нидерландском- во Фландрии. В Ирландии также два государственных языка - ирландский и английский, при том, что в стране проживает менее пяти процентов англичан.

А в Испании, где государственным языком является кастильский, узаконено ещё с 1975 года использование каталонского, баскского и других региональных языков.

Можно, в конце концов, решить языковую проблему на региональном уровне. Это значит, что каждая область вправе сама определить, какие языки сделать официальными на своей территории. Галичина, например, может сделать вторым языком не русский, а польский, Закарпатье - венгерский, Буковина - румынский.

Сегодня крайне неразумно прятать голову в песок, игнорируя языковую проблему в Украине. Рано или поздно, но решать её, всё равно, придётся ибо это проблема миллионов.

Здравомыслящая часть нашего общества уже осознала, что, далеко не случайно, после стольких лет независимости уж очень по-разному воспринимают действительность в Донецке и Львове, Харькове и Ивано-Франковске, Днепропетровске и Черновцах, Одессе и Луцке, Симферополе и Тернополе, Луганске и Ужгороде, Запорожье и Ровно.

Безусловно, ни о какой разделительной полосе между западными, восточными и южными регионами страны, речь не идёт. Однако, нельзя не замечать и того, что затягивание цивилизованного решения языковой проблемы в стране, особенно на её юго-востоке, серьёзно противодействует сплочению всех граждан Украины в единое, сильное, процветающее европейское государство.

Ю. Анисимов

Недостаточно прав для комментирования