| Украина в борьбе |
Просмотров: 7094
0 Плохо0
Те, кто раньше маршировал по улицам и кричал в мегафон, удивительно быстро освоились в уютных кабинетах власти. Другие же, кто привык к эскорту с мигалками и гарантированной безопасности от всякого насилия, с большими трудностями вживаются в роль оппозиции.


«Я уважаю лишь тех, кто мне оппонирует. Но терпеть их я не намерен!»

Генерал де Голль, специально для новых украинских оппозиционеров

Подарок от Виктора Андреевича

Наиболее характерной чертой нынешней политической ситуации в Украине является то, что за год до парламентских выборов (и в преддверии усиления полномочий Верховной Рады) огромная часть населения находится в оппозиции к новой власти.

Можно спорить сколько угодно о количестве инвалидов и стариков, которым не дали проголосовать 26 декабря, о массовых нарушениях с обеих сторон в каждом туре, но цифру в 12,8 миллиона голосов, или 44,2%, которые получил в итоге Виктор Янукович, никто оспаривать не стал. И хотя бы уже по этому солидному числу можно судить о масштабах электоральной базы новой оппозиции.

Причем после событий «оранжевой революции», всех перебежек в сторону Майдана эти 44% являются, так сказать, чистым мнением тех, кто категорически не принял Виктора Ющенко и его команду (туда же, кстати, можно было бы включить и 3% проголосовавших против всех, как завещала Коммунистическая партия).

На менее чем 52%, полученные Виктором Андреевичем в президентскую кампанию, на парламентских выборах будут претендовать и «Наша Украина», и БЮТ (если премьерская команда пойдет отдельно), и Соцпартия, и Партия промышленников вкупе с предпринимателями, и вероятный блок Владимира Литвина, и прочие мелкие политобразования. То есть при определенных обстоятельствах сторонники нынешнего Президента вполне могут не получить большинства в парламенте.

Увеличить свой электоральный капитал они могут, только если привлекут на свою сторону часть протестного электората, став хоть в чем-то на его позицию. Однако даже намеков на подобную хитрость у новых хозяев Банковой пока не наблюдается - видимо, велика опасность потерять часть того, что есть, разочаровав уже обретенных сторонников. Поэтому главное, что будут пытаться сделать власти, чтобы избежать «проблемы-2006», - это способствовать растаскиванию электората по мелким квартиркам, что несомненно снизит активность избирателей Юго-Востока и уменьшит влияние оппозиционных сил в новом парламенте.

Однако пока в потенциале оппозиции аккуратно лежит готовая поддержка 44 - 47% электората, над формированием которой работала не столько команда Виктора Януковича, сколько «оранжевая революция». Безвозмездно, то есть даром...

Оппозиционеры поневоле

Вместе с тем пока что можно наблюдать парадокс: есть масса избирателей, продемонстрировавших горячую поддержку определенным идеям, есть лидер, этот выбор символизирующий. А между ними - вакуум... Для устойчивости и жизнеспособности этой системе не хватает политической инфраструктуры, адекватной роли и задачам. Это плюс удачная и продуманная с учетом прежних ошибок стратегия и технологическое исполнение может привести к тому, что в апреле 2006-го образуется парламент, а затем и правительство, оппозиционное Президенту. И власть победителей «оранжевой революции» будет ограничена пределами улицы Банковой...

Тем не менее проблема политинфраструктуры - вопрос для новой оппозиции сложнейший. Проигравшие представляют собой в основном партии, созданные крупным национальным капиталом. А, во-первых, бизнес в Украине весьма плохо сочетается с оппозиционностью в силу его сильной зависимости от государства. А во-вторых, «буржуазно-центристские» партии, находясь при власти, строили партийную структуру зачастую формально, с опорой на госаппарат и подконтрольные экономические объекты. Иными словами, строили на почве, которую оказалось очень легко выбить из-под ног. И таким образом, оказались совершенно не готовы к оппозиционной деятельности, в чем признался даже кумир 44 процентов Виктор Янукович.

Наиболее слабое звено центристских партий - «Трудовая Украина» - вообще не выдержала перехода на новые рельсы и потеряла свою одну из крупнейших фракций и почти все «лица» партии, за исключением разве что самого Сергея Тигипко.

СДПУ(о), единственная из столпов центризма быстро и четко заявившая об оппозиционности, первой и начала перестройку на оппозиционный лад. Из партии потянулись некоторые видные вожди, явно не готовые пострадать за идею хотя бы материально. Эсдеки занимались развитием своей структуры долго и целенаправленно, однако обилие в партии чиновников и предпринимателей, многие из которых опасаются репрессий, заставляет перестраивать партию по новой. Социал-демократов спасает как раскрученность партийного брэнда, так и то, что крупный капитал, стоящий за партией, не рассчитывает при новой власти ни на что хорошее.

Партия регионов очень осторожно относится к своему формальному переходу в оппозицию, надеясь своей лояльностью уберечь подопечный бизнес от атак. Однако выбор между двумя угрозами - потрепать бизнес (а даже лояльностью защитить они его не могут) или проиграть парламентские выборы - придется делать довольно скоро. Несмотря на то что 13 миллионов поддержали лидера Партии регионов, партия отнюдь не влияет на этот электорат и не сможет «передвинуть» его, скажем, в лагерь сторонников Президента. Наоборот, есть риск, что поезд парламентских выборов прекрасно пойдет без многих из тех, кто к оппозиционности не готов.

Немного выждав для приличия и дав новой власти обозначить свои первые шаги, Виктор Янукович в поездках по Юго-Востоку включился в оппозиционную риторику в противовес некоторым видным членам своей партии, с ужасом думающих о противостоянии с властью.

Нет идеи? Есть идея!

Метаморфоза проигравшего лагеря состоит в том, что им надлежит сейчас встроиться в новую систему - убедительно доказать все тем же 44 процентам, что именно они являются выразителями их интересов, причем такими, что второй раз уже не подарят победу противнику. До момента третьего тура выборов «бело-голубой» политический лагерь жил, в основном не соприкасаясь с обществом. Однако благодаря весьма затратной пиар-кампании «оранжевых», электорат и политики этого фланга, можно сказать, нашли друг друга. Все сформировалось как бы само собой, без конкретных усилий конкретных игроков этого лагеря.

Объективно сформировались и основные идеологические позиции, которые поддерживает 13-миллионная масса избирателей и которые вполне могли бы объединить политические силы, претендующие на их представительство.

Рамочную идеологию можно было бы обозначить так:

  • независимость Украины от иностранной экспансии и вмешательства, в первую очередь со стороны США;

  • приоритет индустриального развития Украины, протекционизм в отношении технологичных отраслей промышленности;

  • активная социальная политика, отказ от либеральных реформ в этой сфере;

  • двуязычие и развитие как украинской, так и русской культур, борьба с национализмом в этой сфере;

  • приоритет российского вектора внешней политики;

  • федеративное устройство Украины с передачей основных властных полномочий на местный уровень.

    Сформулировав на этой основе понятные для простых людей посылы, оппозиция вполне смогла бы расположить к себе электорат «бело-синих» регионов.

    Объединение или...

    Однако процесс создания единого оппозиционного фронта весьма сложен, ибо по другую сторону власти оказались партии, весьма отличные друг от друга по идеологии, устройству и с непростой историей взаимоотношений.

    Например, Компартия наверняка пойдет своим отдельным путем, и, скорее всего, ее результат будет все же несколько превышать 5%, которые получил Петр Симоненко на президентских выборах. Немало посодействовав нынешнему триумфу праволибералов участием в оппозиционной «четверке», коммунисты теперь, похоже, дуют на воду. Тем не менее процесс потери их электората пошел очень интенсивно, и результаты КПУ могут оказаться довольно скромными. Сказывается и банальный дефицит ресурсов.

    Заявку на протестный электорат сделали Наталья Витренко и Дмитрий Корчинский, первыми выдвинувшие лозунг объединения. Их партии куда более готовы к оппозиционной деятельности и организации движения масс. Однако та же нехватка финансов сделает их результат куда менее солидным, нежели он мог бы быть.

    Зато симбиоз с куда более обеспеченными Партией регионов и СДПУ(о) (плюс новая партия Евгения Кушнарева) дал бы уже совершенно другой эффект.

    Притирка и перестройка на оппозиционный лад столь пестрого собрания потенциальных оппозиционеров предстоят серьезные. Тем более что общее электоральное поле оказалось куда шире локальных ниш всех партий, вместе взятых. Возможно, более удачным путем создания инфраструктуры было бы создание под эгидой партий-учредительниц всеукраинской общественной организации, которая бы строилась снизу и вовлекала бы в свою орбиту новый актив, поднятый политическими волнами. На базе ячеек этой организации удобней строить и систему избирательных штабов, и всю необходимую инфраструктуру между электоратом и его политическими представителями. Тем более что выборы предстоят не только в Верховную Раду, но и в местные советы.

    В режиме такой тесной привязки к общественной опоре оппозиционным партиям будет проще организовывать массовые акции (в том числе - и в защиту от посягательств новой власти), и находить компромисс между собой, памятуя о том, что выход из коалиции чреват потерей парламентских мест.

    В конце концов, лучшими учителями, так сказать новыми классиками современной оппозиционности, стали носители оранжевых полотнищ. И из их тактики новым оппозиционерам можно взять очень многое. А главное - научиться организовывать и направлять массы политически активных граждан, не оставляя без внимания ни одного шага власти, будь то силовые действия относительно облэнерго, затрагивающие интересы не только собственников, но и работников, или коррупционные скандалы с участием новой «честной» власти...

    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить