Уважаемые участники Анти-Оранжа!

Наш ресурс обновился. Для входа на сайт требуется использовать функцию восстановления пароля по этой ссылке

ВАЖНО! Если Вы запросили пароль, но письмо не приходит - проверяйте папку СПАМ, пожалуйста!

| Украина в борьбе |
Просмотров: 3035
2 Плохо0

ОТ РЕДАКЦИИ. На Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке в экспозиции Советского Союза среди других привлекли две скульптуры. Одна из них — статуя Ленина работы Сергея Меркулова, установленная в Киеве в 1946 г. и разрушенная в 2013 г. Вторая — гипсовая статуэтка «Голова девушки». Этот скульптурный портрет харьковской школьницы Светланы Смирновой (на фото слева) — работа Григория Рыбина, также был уничтожен фашистами (немецкими) ровно за 70 лет до разрушения произведения Меркулова. Нет в живых и авторов этих творений.

А Светлана Смирнова и сейчас живет в Харькове. На страницах нашего еженедельника она вспоминает о времени, когда создавались скульптурные шедевры, рассказывает об их авторах и делится переживаниями о будущем страны, в которой забывают уроки прошлого и открыто воюют с памятниками.


Светлана СМИРНОВА (УШАКОВА)

«При едином действии пролетариев великорусских и украинских

свободная Украина возможна, без такого единения о ней не может

быть и речи»

В. И. Ленин

(надпись на уничтоженном в Киеве памятнике Ленину)

Известие, что 8 декабря 2013 г. украинские неонацисты из «Свободы» и прочие «евроинтеграторы» варварски уничтожили памятник Ленину на углу Крещатика и бульвара Шевченко, отозвалось в моем сердце особой болью. Особой — потому что именно с этим памятником у меня связаны глубоко личные воспоминания. Но прежде чем рассказать о личном, хочу высказать мнение о том, что касается нас всех.

Читали ли вандалы надпись на памятнике, что они крушили? Очень скоро до них дойдет грозный смысл этой пророческой надписи. По своему историческому невежеству громилы не могут взять в толк, что они уничтожили памятник человеку, благодаря которому слово «Украина», малораспространенное еще в начале ХХ в., не исчезло. Не будь Ленина, топоним «Украина» звучал бы для уха современного обывателя так, как звучат сегодня полузабытые «Курляндия» или «Померания».

Отдых активистов. Киев, Украинский дом (бывший музей Ленина)

Почему именно Ленина следует считать подлинным отцом украинской государственности?

В Гражданскую войну на территории Украины схлестнулись две гигантских волны — красная и белая. Белая власть называла себя «Вооруженные Силы Юга России». Только так и не иначе. Слово «Украина» не употреблялось ими принципиально. Поверх этих огромных волн колыхалась мелкая зыбь — УНР, ЗУНР, Гетманат, Директория, махновцы и прочие бесчисленные атаманы. Вся эта публика преуспела лишь в одном — во взаимной грызне и самоистреблении.

Гибкое большевистское руководство не только воевало с ними, но и вступало в политический диалог, а с махновцами даже заключало ситуативный союз. Белые же, как твердокаменные сторонники единой и неделимой России, высокомерно отказывались иметь дело с какими бы то ни было «самостийниками». Они их уничтожали, не отвлекаясь на дискуссии о буржуазном национализме и пролетарском интернационализме. У Антона Ивановича Деникина был только один рецепт «окончательного решения украинского вопроса».

Белые опирались на мощь победившей в мировой войне Антанты. За «самостийниками» стояла близкая к краху кайзеровская Германия, а после ее поражения — Польша. Обе эти страны, как известно, очень «любили» Украину и «сочувствовали» ее народу в борьбе за национальное самоопределение. Поражение белых в схватке с красными не было предопределено. Не раз белые были близки к победе над большевиками. В случае победы белые расправились бы с «самостийниками» и их вождями.

Есть все основания так думать. Если «тиран» Ленин недемократично 18 января 1918 г. разогнал Учредительное собрание, то кумир нынешних демократов адмирал Колчак 22 декабря того же года расстрелял в Омске без суда и следствия два десятка депутатов «Учредилки». Даже не большевиков. Они, видите ли, захотели демократии.

Арестованный царской контрразведкой в декабре 1914 г. австрийский шпион М.С. Грушевский в случае победы белых не имел ни малейшего шанса стать украинским и российским (sic!) академиком, дожить до 68 лет, умереть в привилегированном санатории в Кисловодске и быть с почестями похороненным. Скорее всего его постигла бы судьба члена-корреспондента Императорской академии наук по отделению русского языка и изящной словесности, профессора Киевского университета св. Владимира Т.Д. Флоринского. Этот выдающийся лингвист и славист последовательно отстаивал общепринятую среди специалистов точку зрения, что отдельного украинского языка не существует, а есть малороссийское наречие. 2 мая 1919 г. ученый был расстрелян чекистами как русский националист и монархист.

Из вышесказанного, в частности, следует, что исход перестрелки 29 января 1918 г. под Крутами (что велеречиво именуют «битвой под Крутами») не имеет никакого значения для судеб украинской самостийности. Если бы харьковские красногвардейцы вместе с балтийскими матросами, призванными на флот из Малороссии, не разгромили тогда галицийских сичевых стрельцов и одураченных киевских студентов, то в другом месте и в другое время с ними нечто подобное проделали бы деникинцы или врангелевцы. «Самостийники» изначально были обречены на поражение: собственных силенок кот наплакал, а зарубежные покровители оказались либо банкротами (Германия, Австрия), либо обманщиками (Польша). Здесь без вариантов, это тот случай, когда фантазии на тему «альтернативной истории» строить не на чем.

Победа красных над белыми была лишь необходимым, но недостаточным условием появления на карте мира Украины в форме УССР. Нужна была еще победа Ленина в дискуссии по национальному вопросу.

Мудрая Роза Люксембург предупреждала Ленина, что создание УССР «сыграет роковую роль в судьбах русской революции». Что в долгосрочном плане это будет в интересах не украинского пролетариата, а русофобствуюших сепаратистов.

Против ленинского плана создания СССР как конфедеративного союза республик был и многоопытный в национальных вопросах Сталин. Он не жил в эмиграции в уютной Швейцарии, которую Ленин ставил в пример как образцово-показательную страну с решенным национальным вопросом. История создания Швейцарской Конфедерации ничего общего с нашей историей не имеет. Сталин же не отрывался от родной почвы и предлагал разумный план национально-культурных автономий в составе Российской федерации.

Но Ленин был мастером убеждать. Он был одержим идеей мировой революции. Мировая коммуна, как ему виделось, должна прирастать новыми членами, а не поглощать их. Выделение УССР должно было послужить катализатором для добровольного присоединения к растущей коммуне революционных Польши, Германии, Франции, Испании, далее везде... А государственные границы потом сами должны были исчезнуть за ненадобностью, поскольку отомрут и государства.

То, что сегодня кажется невероятно наивным, тогда казалось реальным. Так в декабре 1922 года родился СССР с его уникальной Конституцией, в которой тикала мина замедленного действия в виде пункта о праве республик на свободный выход из Союза...

Без победы большевиков в Гражданской войне и без личной победы Ленина во внутрипартийных дискуссиях Украины не было бы. Ни советской, ни антисоветской. Никакой. И вот, в канун 90-летия кончины этого великого человека (делавшего и великие ошибки) неблагодарные «профессиональные украинцы» разрушили его памятник. Они не памятник разрушили, они срубили сук, на котором паразитически сидели с 1918 г. Пусть внимательно перечитают ленинские слова на постаменте и крепко их запомнят!

Разный масштаб, разное время, но финал один

«Киевский» Ленин внутри советского павильона

на фоне живописного панно

А теперь от общего к частному. История киевского памятника удивительным образом пересеклась с моей биографией.

Среди десятков тысяч скульптурных изображений Ильича, что были установлены по всем уголкам нашей Родины (а также за ее пределами), подлинных произведений искусства немного — шедевры по определению явление штучное. Киевский памятник Ленину был одним из них.

Памятник из цельной глыбы карельского гранита редкой породы был изваян выдающимся русско-армянским советским скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуловым (1881 — 1952). Меркулов был лично знаком с Лениным. В 1902 г. студент философского факультета Цюрихского университета Меркулов присутствовал на политических диспутах русской эмиграции. Так он впервые встретился с Лениным. Кстати, годом ранее Меркулов был исключен из Киевского политехнического института за участие в политических волнениях.

Меркулов получил прекрасное европейское образование. И никто не сможет назвать его «совком», а его творения — «отстоем советского агитпропа». Помимо Цюрихского университета, Меркулов учился в Мюнхенской академии художеств у профессора Вильгельма Рюмана. С осени 1905-го по 1907 г. он жил и работал в Париже. Там познакомился со скульптурными работами Огюста Родена и Константина Менье, что нашло отражение в его собственном творчестве. Так, в киевском памятнике фигура Ленина «выплывает» из гранитной глыбы, что олицетворяет «метафизичный» процесс рождения формы из хаоса, из аморфной материи. Здесь четко прослеживается влияние роденовской школы.

Но эта информация — не для европитекантропов. Не поймут-с. Их интеллектуальный потолок — бить кувалдами по произведению искусства и рвать глотки — «Геть!»

Изначально Меркулов делал статую Ленина не для Киева, а для установки внутри советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г. Это была последняя предвоенная всемирная выставка. Выставочный ареал занимал почти 5 кв. км, что доныне остается рекордом. Выставку посетили около 44 миллионов человек, советский павильон был самым большим, самым дорогим в строительстве и самым популярным.

Советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.

В 1940 г. выставку свернули, павильон аккуратно демонтировали и перевезли в Москву, где его планировали вновь собрать в парке им. Горького. Но война сорвала планы, металлические конструкции были переплавлены на нужды обороны. Поэтому после Победы памятник решили поставить в Киеве, где развернулись широкие восстановительные работы. Торжественное открытие памятника состоялось 5 декабря 1946 г., в день 10-летия сталинской Конституции.

У читателя, наверное, уже возник вопрос: «При чем здесь автор статьи, которая в те далекие годы пребывала в весьма юном возрасте?» Связь есть: гранитная статуя Ленина работы Сергея Меркулова проделала дальний путь в Америку и обратно вместе со скромной гипсовой статуэткой под названием «Голова девушки» работы многообещающего ученика 8 класса харьковской школы № 5 Гриши Рыбина. А моделью для той статуэтки послужила я, ученица 8 класса 21-й школы Светлана Ушакова.

При всей несопоставимости масштабов двух этих скульптурных работ финал у них общий: статуэтка «Голова девушки» погибла 16 февраля 1943 г., когда фашистские оккупанты, отступая, в тупой злобе взорвали великолепный Харьковский дворец пионеров. Статуэтка осталась под его руинами.

Нет сомнений, что если бы памятник Ленину успели поставить в Киеве до начала войны, оккупацию он бы не пережил.

Символично, что гранитного Ленина казнили на месте, где в 1941 — 1943 гг. стояла виселица. На ней фашисты при пособничестве холуев с жовто-блакитными повязками на рукавах казнили советских патриотов. Круг замкнулся.

...И там, в сухих песках пустыни,

В лесах неведомых земель,

Лежат полковник Паганини

И пулеметчик Рафаэль.

Владимир Туркин

Никто и никогда не узнает, сколько несостоявшихся паганини и рафаэлей выкосила война, где лежат их останки. Они погибли, сами порой не зная, насколько щедро одарила их природа. Короткая жизнь не предоставила им случая раскрыться.

Таким был и Гриша Рыбин. Детство сына простых харьковских рабочих пришлось на середину бурных 1930-х, которые в нынешней политической традиции принято описывать исключительно в черных красках голодомора и политрепрессий.

О привилегированном классе страны

Не понаслышке знаю, что такое голод и репрессии. Но было и нечто иное, о чем не принято сейчас вспоминать. Это были годы небывалого взлета человеческого духа, время надежд, время, когда слова Лебедева-Кумача из «Марша веселых ребят» «Мы покоряем пространство и время/ Мы — молодые хозяева Земли» воспринимались нами не как метафора, а буквально. Посетивший СССР в 1934 г. Ромен Роллан писал: «Единственный привилегированный класс в России — это дети».

Словно в подтверждение его слов в 1935 г. в Харькове открылся первый в Советском Союзе Дворец пионеров и октябрят. Ему было предоставлено лучшее в городе здание — дом бывшего Дворянского собрания, огромный, длиной в целый квартал роскошный дворец постройки 1814—1820 гг.

В свое время в нем состоялся бал с участием императора Александра I. С июня по октябрь 1919-го в здании размещался штаб командующего Добровольческой армией генерала В. З. Май-Маевского. Этот исторический факт отражен в известном фильме «Адъютант его превосходительства», где Май-Маевский фигурирует под фамилией генерала Ковалевского. В 1922—1934 гг. в здании размещалось первое правительство УССР — Всеукраинский центральный исполнительный комитет (ВУЦИК). После переноса столицы из Харькова в Киев здание было передано Дворцу пионеров и октябрят.

Помню, как меня поразили его интерьеры: везде мрамор, полированная карельская береза, огромные позолоченные хрустальные люстры, бархатные портьеры и кресла, зеркала и картины в дорогих рамах. Во дворце работали многочисленные спортивные секции, технические кружки, клубы, театры-студии. Самым крупным был отдел художественного воспитания: 38 залов и комнат в разных корпусах. Музыкально-хоровое отделение имело несколько оркестров: духовой, народный, симфонический и капеллу бандуристов.

Большой хор дворца репетировал в концертном зале. Там же проводились торжественные вечера, новогодние балы, концерты, демонстрировались кинофильмы. Здесь устраивались встречи с государственными деятелями, работниками науки, культуры. Кружковцы видели П. П. Постышева, Г. И. Петровского, В. Я. Чубаря, И. П. Дубового, И. Д. Папанина, Л. И. Утесова... Мы встречались с детьми из Республиканской Испании, многие из них занимались во дворце. Нескольких испанских сирот усыновили харьковчане.

Работал Клуб юных исследователей Арктики (юных папанинцев) под руководством писателя-прозаика и полярного исследователя Николая Трублаини. Дети ездили в экспедицию в Заполярье.

Работали театры: кукольный и драматический. Был собственный планетарий — для него был куплен очень редкий в те времена аппарат (Москва в 1929 г. стала лишь четвертой столицей мира, где был планетарий). Была оранжерея с тропическими растениями. Работали фото-, кино-, радио- и авиамодельный кружки. У дворца была своя лодочная станция на реке Лопань.

Подростков готовили стать защитниками Родины. В стрелковом кружке изучали не только малокалиберные винтовки, но и настоящие пулеметы — кружковцы выезжали на стрельбища и стреляли боевыми патронами из пулеметов.

Гриша Рыбин в художественной мастерской Дворца пионеров, конец 1930-х

Гриша Рыбин посещал две секции — юных альпинистов и юных скульпторов. Летом 1936 г. альпинисты Харькова отправились на сборы в детский альпинистский лагерь. Лагерь в Цейском ущелье в Северной Осетии принадлежал объединению спортивных организаций УССР «Укртурэ». Помимо членов альпинистской секции этим путешествием поощрили и других детей — победителей разных конкурсов, отличников, общественных активистов.

В номере «2000» от 19.02.2010 г. опубликована статья моего сына Александра Смирнова «Виктор Ющенко действительно не хохол». В ней, помимо прочего, рассказывается, как я, ученица 6-го класса 21-й харьковской школы, и мой одноклассник (он же мой будущий муж) Рем Смирнов были поощрены поездкой в этот лагерь. Всего в той поездке приняли участие 30 мальчиков и 5 девочек из Харькова. До Ростова мы летели на крошечном биплане с открытой кабиной, нам выдали теплые летные шлемы и очки. Самолетик челноком возил нас из Харькова в Ростов два-три дня. Дальше поездом до Орджоникидзе, потом грузовиками в горы.

Так я познакомилась и подружилась с Гришей Рыбиным. Мне было почти 13 лет, Гриша — на год старше. Наша дружба продолжилась по возвращении в Харьков. Гриша ходил и в секцию юных скульпторов, и в художественную школу им. И. Репина.

Я согласилась позировать Грише. Его мастерство росло быстро, и в 1938 г. гипсовая статуэтка «Голова девушки» заняла первое место сначала на областном конкурсе детского и юношеского творчества, а затем и на всеукраинском. В это время шел отбор экспонатов на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Каждая республика представляла лучшие детские и юношеские работы. От Украины в числе прочих и была отобрана «Голова девушки». После закрытия выставки статуэтка вернулась в Харьков, где ей было определено постоянное место в экспозиции лучших работ воспитанников дворца.

Последнее фото Гриши Рыбина

Выпускной вечер в нашей 125-й школе (прежняя, № 21, закрылась, и весь класс перешел в школу № 125) состоялся 16 июня 1941 г. Рем Смирнов сразу после выпускного поехал в Полтаву поступать «по блату» в военное училище, поскольку «без блата» его в армию не брали — подвело зрение. Но вскоре началась война, объявили мобилизацию.

Я пришла проводить Гришу на сборный пункт мобилизованных на ул. Сумской вблизи парка Горького. Последним взглядом мы обменялись, когда он махал мне рукой из кузова выезжающего из ворот грузовика. Я успела до своего отъезда в октябре 1941 г. в эвакуацию в Казахстан получить от него одно письмо. В письме была фотокарточка Гриши в военной форме.

В 1944 г. я вернулась из эвакуации в Харьков. Пошла в дом Гриши, его родители, пережив страшную оккупацию, уцелели. А на Гришу пришла похоронка. Он был единственным сыном в семье.

В нашем с Ремом 10-Г классе выпуска 1941 г. было 46 учеников. До мая 1945-го не дожили ровно половина. Погибли многие наши учителя и наставники по Дворцу пионеров. Писатель и полярник Трублаини погиб за зенитным пулеметом, отражая налет фашистской авиации.

Сейчас, в феврале 2014-го, в живых из нашего класса осталось двое — я и моя подруга Лена Чернец, нам обоим по 90 лет.

Харьков дважды с боями сдавали немцам и дважды с боями освобождали. Четыре раза линия фронта перекатилась через наш город. Но прекрасное здание Дворца пионеров погибло не в результате уличных боев или бомбардировок. Оно не пострадало при первой сдаче города в октябре 1941-го. Гитлеровцы нашли применение дворцу — в нем работал официальный бордель (в рейхсвере/вермахте эта тыловая служба была организована с немецкой пунктуальностью), офицерское казино и варьете. Цветные фотографии невредимого Дворца были сделаны оккупантами летом 1942 г. Но стоять ему оставалось недолго. Первый раз дворец был взорван немцами при отступлении в феврале 1943 г. и окончательно был ими добит в августе. После войны руины разобрали на кирпичи — восстановить прекрасное здание не сочли возможным.

Что думал Ленин о «золотых унитазах» и объединенной Европе

Эта статья была близка к завершению, как из Киева поступило известие об очередном глумлении над руинами памятника Ленину. Киевские студенты (молодые интеллектуалы — цвет нации!) затащили на постамент золоченый унитаз. Под унитазом надпись «Ленін». От благодарных, так сказать, потомков. Поместная автофекальная интеллигенция гордо манифестирует свое убожество.

Помимо желания нагадить как можно больше на святыни моего поколения, эти «ассенизаторы» заявили, что таким образом они борются с коррупцией в современной «бандитській владі». У Януковича, им доподлинно известно, в Межигорье стоит золотой унитаз. Если его, мол, вместе с золотом Полуботко справедливо поделить на всех украинцев, то будет всем счастье.

Почувствуйте глубину проникновения в тему! Каков уровень экономической, политической, исторической, правовой и эстетической культуры! Это вам не «совковая» политэкономия, эти студенты учатся по «правильным» программам. Как говаривал один краснобай, «процесс пошел»...

Сергея Меркулова отчислили из Киевского политехнического в 1901 г. за участие в политических волнениях. Тогдашние студенты тоже были недовольны властью, но по этому поводу погромы и пожары на Крещатике не устраивали, памятники не крушили, а унитазы использовали исключительно по прямому назначению. Но их все равно отчислили. Меркулов эмигрировал в Европу, получил прекрасное образование, вернулся на Родину, украсил творениями своих рук ее города — ваял он не только скульптуры многочисленных коммунистических вождей. Он увековечил образы Толстого, Достоевского, Циолковского, Тимирязева, Бурденко, Вишневского. Достиг виртуозной точности в искусстве изготовления посмертных масок, сделал их более трехсот.

Сегодня киевских погромщиков-«евроинтеграторов» из вузов не отчисляют. Их даже науськивают на новые «подвиги». Какую память они оставят грядущим поколениям? Впрочем, уже оставили.

Правнук Сергея Меркулова Антон Меркулов в заметке «Прощай, Ленин, здравствуй, быдло» написал: «Я против восстановления или реставрации этого памятника. Урон, нанесенный вандалами, непоправим. Так распорядилась история. Пусть эти обломки служат будущим поколениям, напоминая о том, что их предки были глупыми, жестокими и необразованными обезьянами»

Не изучают в оплотах национальной сознательности историческое наследие Ленина. Не знают, как Ленин относился к «золотым унитазам» и идее объединенной Европы. Даже не подозревают, насколько четко обозначена ленинская позиция по этим двум столь волнующим их вопросам. Специально для студентов даю краткую справку.

Ленин демонстративно презирал золотой фетишизм. У него с Крупской не было золотых обручальных колец — обошлись медными. Свою единственную золотую вещь — золотую медаль за окончание гимназии — Ленин пожертвовал в 1921 г. в фонд помощи голодающим Поволжья. Его сестра Мария Ильинична туда же сдала фамильную серебряную посуду. Пиар-кампании из этого факта не делали, о нем узнали после смерти вождя.

5 ноября 1921 г. — во время НЭПа — Ленин написал статью «О значении золота теперь и после полной победы социализма». В ней он пишет: «Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира. Это было бы самым «справедливым» и наглядно-назидательным употреблением золота...» (В. И. Ленин, ПСС, 5 изд., том 44, с. 225).

Уверена, киевские студенты даже не подозревают, что они парадоксальным образом солидаризировались с ненавистным (и неизвестным им) Ильичом в вопросе, как нужно поступать с золотом.

Что же касается евроинтеграции, то у Ленина есть работа с красноречивым названием «О лозунге Соединенные Штаты Европы», написанная в августе 1915 г. Там прямо сказано: «Соединенные Штаты Европы, при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний. Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы» (В. И. Ленин, ПСС, 5 изд., том 26, с 355).

Звучит более чем актуально — у современной очень независимой Украины, что так бездарно растранжирила былую экономическую мощь УССР, нет никаких шансов на равных участвовать в формировании политики «золотого миллиарда» в целом и ЕС — в частности. Украина не сможет войти в клуб избранных полноправным членом. Ей уготована роль вечной периферии, рынка сбыта второсортных товаров, источника сырья, дешевой рабочей силы и прокладки между Западом и Россией. Именно за это и борются наши пещерные евроинтеграторы с кувалдами.

...Потом вы нас оцените, потом —

Когда отдышет наше поколенье,

Создавшее Гоморру и Содом,

Из вечного российского стремленья

К добру и правде, к Богу на Земле,

И жаждавшее так поверить чуду,

Что от посул желанных захмелев,

Поверило, что так оно и будет.

...В досужем и неспешном размышленьи

О нас, о нашем времени лихом,

И вдруг наплывы странных сожалений

О той поре прикатят к горлу ком,

Потом вы нас оцените, потом...

Ирина Чупис

Я принадлежу к поколению, что положило на алтарь Победы самые многочисленные жертвы. Не было предела ликованию тех, кто дожил до Победы. Не было предела нашей гордости за Родину. И не было у нас сомнений, что бациллы фашистской чумы выкорчеваны навсегда.

Большинство моих сверстников уже ушли из жизни. Они и в кошмарном сне не видели того, что я увидела наяву. Что в матери городов русских, в городе-герое Киеве будут орудовать банды штурмовиков-погромщиков, украинских неофашистов.

В далеком 1939 г. скромная гипсовая статуэтка и гранитная статуя проделали путешествие из СССР в Америку и обратно. Статуэтку фашисты уничтожили вместе с прекрасным дворцом, а молодого скульптора убили.

Статуя Ленина прожила в Киеве не очень долгую даже по человеческим меркам жизнь — 66 лет. Для вечного гранита — мгновение. Но этих лет хватило, чтобы «чрево, породившее гада», породило его снова. И этот новый фашистский гад доделал то, что не удалось в 1941-м — он уничтожил статую. В этот раз никто его не остановил.

Я часто думаю — почему? Могло ли такое произойти, скажем, в 1970-е, т. н. «застойные» годы? Ведь тогда моральное разложение и цинизм зашли уже достаточно далеко, хотя внешне было полное «нерушимое единство партии и народа»... Ответ будет отрицательным по ряду причин. Но главная причина проста — численность людей моего поколения еще превышала «критическую массу», необходимую для устойчивости общества. Тогда еще рано было нагло называть черное белым и наоборот, поскольку слишком много было живых свидетелей того, как было на самом деле.

Теперь — можно. Бумага, телеэкран и интернет все стерпят. Производство фальшивок поставлено на поток, фильтров в инфантильных мозгах нет, а голоса последних свидетелей героических лет звучат все тише и тише...

Светлана СМИРНОВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить