Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 13285
0 Плохо0

В своей статье об условиях нашумевшего Соглашения о добыче сланцевого газа мы коснулись исключительных прав, предоставляемых украинским государством компаниям, взявшимся финансировать и осуществлять это экологически небезопасное предприятие. Однако налогово-таможенными супер-льготами компаниям «Shell» и «Надра Юзовская» «прелести» Соглашения не ограничиваются.


Хотели как лучше

Для начала попытаемся заняться арифметикой. Расчёты экономистов показали, что только за счёт экономии на цене за газ в случае присоединения к Таможенному союзу Украина будет ежегодно экономить около 6 млрд. долл. Но упорное нежелание идти на этот шаг и вынудило руководство страны пойти на заключение кабального (и мы это покажем) соглашения с «Shell». Правда, цифра максимальной проектной мощности проекта в 20 миллиардов кубометров газа в год совершенно затмила глаза тем, кто должен был просчитать экономическую эффективность договора.

Во-первых, этот газ потечёт в украинскую ГТС вовсе не завтра, а после завершения этапа геологических изысканий и вывода значительного количества скважин на проектную мощность. Во-вторых, 65% добытого газа будет тратиться на компенсацию затрат инвесторов. И лишь 35% (или 7 млрд.) делиться между государством и инвесторами для использования по их усмотрению (статья 14.3 Соглашения). Из них на первых порах доля государства составит 31% от этих 7 млрд. кубометров (статья 14.6 (А)), то есть 2,17 млрд. кубометров (около миллиарда долларов при сегодняшних ценах на газ).

При этом инвесторы могут реализовывать причитающийся им газ (в том числе предназначенный для компенсации их затрат) кому угодно.

Включая зарубежных потребителей, поставки которым не ограничиваются ничем: «22.2. Государство гарантирует, что начиная с даты начала и на протяжении всего срока действия этого Соглашения на компании-инвесторов не распространяются ни одни запреты или ограничения, предусмотренные законодательством Украины и нормативными актами, в том числе относительно реализации углеводородов, которые принадлежат любой компании-инвестору или государству относительно приведённых ниже операций».

Добытый на Украине газ будет супервыгодно поставлять в те страны Европы, где цены для потребителя выше украинских.

Статья 7.1 (j): «Право, которое даётся каждой компании-инвестору отдельно, транспортировать и без ограничений исключительно по собственному разумению экспортировать с территории государства без оплаты любых таможенных и/или экспортных платежей, а также без квот и лицензий и других подобных ограничений или каких-либо иных налогов (кроме НДС, который определяется по нулевой ставке) её часть товарной продукции». Особенно – в условиях отсутствия налогообложения: «28.5.27. Доход иностранного инвестора с источником его происхождения с Украины, полученный от нефтегазовой деятельности, включая доход от продажи части инвестора в компенсационной углеводородной продукции и прибыльной углеводородной продукции, что выплачивается такому иностранному инвестору его постоянным представительством в Украине, не подлежит налогообложению».

Ведь доступ к ГТС оператора и инвесторов будет обеспечивать государство: «19.2.5. Государство обязано употреблять разумные мероприятия в соответствии с законодательством Украины, чтобы … оператор газотранспортной и газораспределительной системы независимо от собственника и распорядителя:(і) обеспечил надлежащее балансирование и распределение газа покупателям газа; (іі) обеспечил, чтобы объёмы товарной продукции, что разделены в пользу каждой компании-инвестора, в соответствии со статьёй 26, попадали к заказчикам каждой компании-инвестора (“покупатели газа”) непрерывно и на недискриминационных основах». Вне зависимости от того, кто владеет ГТС: государство, связанная с ним организация (статья 19.2.1) или сторона, не имеющая к нему никакого отношения (статья 19.2.3).

Так что надеяться на существенное замещение российского газа отечественным сланцевым было несколько опрометчиво.

Одним – всё, другим – закон

Эта слегка изменённая фраза каудильо Франко наиболее точно характеризует различие условий, предоставляемых компании «Shell» и отечественным нефте-газодобывающим предприятиям.

Кроме уже перечисленных «приятных мелочей», облегчающих жизнь британцам и владельцам «Надра Юзовская», следует отметить и то, что налогообложению не подлежит передача друг другу движимого или недвижимого имущества (статья 28.10 (ix)) и денег (статья 28.10 (x)), государством им либо государству ими. И даже передача всего этого третьим лицам (статья 28.10 (xvii)): «…в том числе предоставление жилья, обучение, перевозки, страхование, покрытие затрат на занятия спортом, питание и других дополнительных благ, в том числе в неденежной форме, работникам и другому персоналу, задействованному в нефтегазовой деятельности, в том числе персоналу, направленному по договорам о предоставлении персонала, и административному персоналу».

Не получит государство налогов с таких доходов участников разработки сланцевого газа, как (статья 28.10 (xviii)): «Другие виды дохода, полученные при осуществлении нефтегазовой деятельности, в том числе курсовые разницы; проценты на вклады в банках (включая, кроме того, проценты на резервирование в счёт Фонда выведения объектов из эксплуатации), возвраты перенесённых сумм (включая проценты), начисления индексации и надбавки, условные проценты и основные суммы беспроцентных ссуд, полученных Постоянным представительством оператора для финансирования нефтегазовой деятельности и не возвращённые до конца календарного квартала, продажа иностранной валюты, полученной как финансовая помощь, возмещения и проценты или неустойка, полученная по этому Соглашению».

Один из трёх налогов, который придётся платить «Shell» и «Надра Юзовская», плата за пользования недрами, существенно ниже того, что платят прочие украинские компании. Согласно статьи 263.9 Налогового кодекса Украины, ставка данного налога в этом году составляет примерно 2,65% за сырую нефть и 1,35% за газ при декларируемой «Газпромом» цене на 2013 год. В Соглашении же установлены следующие пороги: «28.7.9. Оператор оплачивает плату за пользование недрами по следующим ставкам: i) одна целая двадцать пять сотых процента (1,25%) за газ и ii) два процента (2%) за сырую нефть».

Очень важно еще одно положение соглашения. «Shell» предоставляется (статья 7.1 (k)) «…право пользоваться на бесплатной основе, если иное не предусмотрено в законодательстве Украины, но с учётом условий статьи 25, водою, которая необходима для нефтегазовой деятельности». С учётом того, что на каждый гидроразрыв (их обычно выполняют 6-8) в каждую из тысяч скважин закачивается от 4 до 9 тысяч кубометров воды, то недополученные из-за этого суммы сопоставимы с объёмами финансирования, например, государственной программы по борьбе с детской беспризорностью…

Не требуется британской корпорации и заморачивать себе голову получением всевозможных лицензий и сертификатов, а также согласований и обоснований. Статья 37.5: «Государство обеспечивает… a) принятие всех необходимых решений и/или распоряжений органами местного самоуправления и/или государственными органами, что требуются законодательством Украины в связи с согласованием документации по обновлению; b) предоставление всех необходимых согласований и обоснований от органов местного самоуправления, что требуются законодательством Украины в связи с согласованием документации по обновлению».

При этом любое предложение «Shell», которому государственный уполномоченный орган не предоставил ответ «…либо (b) не создал возможности проведения существенных договорённостей», считается получившим согласование (статья 11.4.5). Главное – уметь доказать, что тебе не создали возможности для проведения переговоров, и любое твоё предложение автоматически считается утверждённым!

Столь неприкрытое лоббирование интересов британской транснациональной корпорации, столь откровенные антиконкурентные шаги ведут к полному устранению любых украинских компаний, которые могли бы попробовать заняться добычей сланцевого газа собственными силами. А в конечном итоге – к уничтожению отечественной газодобывающей отрасли, поскольку её одним росчерком пера поставили не просто в неравные, а в ужасающе неравные условия с выходцами с Альбиона, где, к слову, разработка сланцевого газа законодательно запрещена государством по экологическим соображениям.

Кто девушку ужинает, тот её и танцует

Кстати, о законодательстве в области добычи сланцевого газа. Кроме Великобритании, наученной американским горьким опытом, его добычу методом гидроразрыва запретили Франция, Болгария, Румыния. Украина же, верная традиции учиться исключительно на собственных ошибках, не просто позволила это делать в своём наиболее густонаселённом регионе, но и решила поспособствовать заграничным гостям на законодательном уровне.

В статье 10.2 (і) договаривающиеся стороны сокрушаются: «Украинское законодательство и нормативные акты, которые действуют по состоянию на дату вступления в силу, в недостаточной мере приспособлены для эффективного осуществления нефтегазовой деятельности по этому Соглашению, что не будет содействовать инвестору своевременно и эффективно исполнять свои обязанности по этому Соглашению».

Но положение дел легко исправить. Для этого «государство будет содействовать усовершенствованию законодательства Украины и/или нормативных актов, которые улучшат осуществление нефтегазовой деятельности» (пункт (іі) той же статьи). Хотя это «…может потребовать значительных затрат времени и усилий от всех сторон, а также сотрудничества между ними» (пункт (ііі)).

Что это за совместные усилия всех сторон? Всё проясняет буквально следующий пункт: «(iv) Если инвестор и/или оператор столкнулся со сложностями и задержками при получении каких-либо разрешительных документов, которые требуются для осуществления нефтегазовой деятельности, вследствие того, что законодательство Украины и нормативные акты не приспособлены к специфическому характеру нефтегазовой деятельности по этому Соглашению, тогда: (і) государство добросовестно будет сотрудничать на запрос оператора с целью нахождения решения, что будет приемлемым для всех сторон и (іі) сроки исполнения отдельных этапов нефтегазовой деятельности, на которые прямо или опосредованно влияют такие сложности и задержки, по обращению инвестора могут быть соответствующим образом продлены по решению государственного уполномоченного органа».

Иными словами, по первому же требованию компании «Shell» государственные органы предпримут все меры для того, чтобы либо узаконить шаги британцев, либо найти метод обойти закон. Ну а если для этого потребуется время, продлить срок действия Соглашения и этапов выполнения определённых работ.

Что касается сроков, то статьёй 2.5.2 он определяется в пятьдесят лет. Но при желании «Shell» может быть продлён на неопределённый срок на тех же самых условиях. Причём Кабмин не может отказаться от этого продления: «2.5.3. При условии одобрения КМУ (Кабинета министров Украины), в предоставлении которого не должно быть отказано, если инвестор выполняет свои обязанности по этому Соглашению, срок действия Соглашения будет по требованию инвестора продолжен путём составления дополнительного соглашения».

Мало того, ни одно будущее изменение законодательства Украины или нормативных актов не должно повредить, ограничить или запретить оговоренные Соглашением права «Shell» и «Надра Юзовская» на протяжении его срока действия (статья 22.9).

Признаться, у автора нет слов, чтобы кратко и, главное, сдержанно комментировать вышеизложенное. Но и приведёнными фактами, увы, «интересные» условия Соглашения о добычи сланцевого газа не ограничиваются. Самое шокирующее ещё впереди.

Александр Горохов