Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 4521
0 Плохо0

Введение спецпошлин на автомобили вызвало настоящую панику среди украинских автолюбителей, в автосалонах выстроились очереди, а импортеры угрожают прекратить поставки автомобилей в страну. По украинской традиции в бурной полемике обсуждается что угодно, кроме вопроса, как же дошли до жизни такой.


Глубокий кризис в отечественном автопроме начался еще в 2008 г. Автомобильное производство сократилось с 600 тыс. до 160 тыс. авто, притом в первые месяцы спад достигал 75-80%, а доля украинских автомобилей на внутреннем рынке упала с 60% в 2008 г. до 30% в 2012 г.

Естественно, что украинские производители автомобилей потребовали введения защитных мер. В 2011 году ассоциация «Укравтопром» инициировала специальное расследование, мотивируя его ущербом со стороны иномарок, нанесенным интересам украинских автопроизводителей в период 2008-2010 гг. Ассоциация выступала от имени «КрАСЗ", "ЗАЗ" и "Єврокар". Позже к расследованию присоединился завод «Богдан». Для защиты национального производителя инициаторы расследования требовали введения ввозной пошлины в 25%, утилизационного сбора и налоговых преференций.

По итогам расследования Министерство экономического развития и торговли рекомендовало Межведомственной Комиссии по Международной торговле ввести сроком на три года специальную пошлину на автомобили с объемом двигателя 1-1,5 л – в размере 6, 46%, а на автомобили с двигателями 1,5-2,2 л – 15,1%. Что и было сделано.

Казалось бы, причем здесь Таможенный союз? Но все в этом мире взаимосвязано.

С 1 сентября 2012 г. Россия приняла Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 г. "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в соответствии с которым весь автомобильный импорт независимо от страны происхождения обложили утилизационным сбором. Появление нового налога на транспорт в России автоматически сделало все украинские авто, которые поставляются в эту страну, минимум на 10% дороже.

Украинская сторона «по просьбам трудящихся автопромышленников» не замедлила дать симметричный ответ. Начиная с 3 сентября все юридические и физические лица, импортирующие в Украину российские транспортные средства, должны заплатить новый сбор за утилизацию таких авто. В среднем российские легковые автомобили c объемом двигателя 2000-3000 куб.см подорожали почти на 1500 долл., машины с объемом двигателя от 3500 куб.см - более чем 3 тыс. долл. Первый удар по рядовым потребителям был нанесен.

Но вся проблема в том, что введение Украиной утилизационного сбора на продукцию российского автопрома не может нанести существенного урона производителям «северного соседа». Сейчас на территории России работает 28 заводов, выпускающих более 1,8 млн. автомобилей в год. И только 4% из них экспортируется в Украину.

А вот для Украины потеря российского рынка критична. На Россию приходится до 95% всех поставок украинского автопрома. Например, в прошлом году наша страна в Россию экспортировала более 40 тыс. единиц автотехники на сумму, превышающую 340 млн. долларов. По оценкам экономистов, общий ущерб от «утилизационной войны» может составить для Украины 1,5 млрд. долларов.

Как заявил посол РФ в Украине Михаил Зурабов, вследствие того, что Россия и Украина не пришли к компромиссу по вопросу утилизационного сбора, производство украинских автомобилей снизилось в 6 раз. Оставим на совести российского дипломата утверждение, что такое падение обусловлено именно введением утилизационного сбора. Но, очевидно, недаром уже 19 сентября 2012 г., через несколько недель после вступления в силу нового налога, ведущие автопроизводители объявили о том, что нашему автопрому осталось жить от силы 3-4 месяца. На круглом столе по вопросу развития автомобильной промышленности Украины сами производители отметили, что автомобильное производство в Черкассах и автобусное производство в Луцке может исчезнуть. Здесь уже сократили до 30% персонала. Производство Skoda в Закарпатье тоже под угрозой, уволено около 800 квалифицированных работников.

Оказавшись в такой критической ситуации, украинские автопромышленники пролоббировали введение специальных пошлин именно сейчас, хотя решение об их возможном введении в перспективе Минэкономразвития приняло еще в бытность министром Петра Порошенко. Перефразируя классиков, утилизационный сбор разбудил спецпошлины. Спасут ли протекционистские меры украинский автопром, большой вопрос. Но то, что пошлины приведут к значительным дисбалансам автомобильного рынка, недопоступлению средств в государственный бюджет и ударят по рядовым гражданам, уже очевидно.

Импортеры автомобилей, в интервью AUTO-Consulting, отмечают, что решение о введении спецпошлин уже было в истории авторынка в 2009 году, когда сроком на полгода была введена 13%-ая «терехинская» надбавка. Ни к чему, кроме как к потерям для бюджета это не привело, ведь импортеры также являются крупнейшими налогоплательщиками. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко бюджет может недополучить 1,23 млрд. долларов. ВААИД угрожает вообще прекратить поставки импортных автомобилей в Украину. Чем это обернется для автомобилистов, несложно представить.

Кроме того, введение спецпошлин может привести к санкциям против Украины со стороны ведущих стран-автопроизводителей, в частности, Японии, США, государств ЕС и той же России, которая недавно стала членом ВТО. Представители Евросоюза уже обратились к Украине с требованием отменить протекционистские меры.

Словом, хотели как лучше, а получилось как всегда. На сегодня имеем почти уничтоженное автопроизводство, потерю российского рынка, угрозу международных экономических санкций и подорожавшие авто.

А ведь могло быть и по-другому, руководствуйся наше правительство интересами национальной экономики, а не евроиллюзиями. Упомянутое постановление российского правительства о введении утилизационного сбора не касается стран-членов Таможенного союза. И Украина, даже находясь на этапе предварительных переговоров о вступлении в ТС, могла бы добиться от России нераспространения на свою продукцию этого налога. Таким образом, была бы сохранена конкурентоспособность украинских автомобилей на рынке России, для нашей страны на льготных условиях открылись бы рынки Белоруссии и Казахстана. Именно те рынки, где украинские автомобили могут быть востребованы. Надеяться продать их в Германию могут лишь законченные евромечтатели.

А теперь вспомним требования автопроизводителей Украины о размерах спецпошлин в размере 25-30%, что, по их мнению, обеспечило бы защиту внутреннего рынка от давления импорта. В соответствии с недавним постановлением о введении спецпошлин желаемого они не получили: пошлины оказались гораздо меньше. В то же время, после вступления в ВТО в РФ вступило в силу постановление о снижении пошлин на импорт автомобилей с 30% до 25%. А для компенсации и был введен тот самый утилизационный сбор, с которого все и началось. И который, будь Украина кандидатом на вступление в ТС, не должна была бы платить.

Еще в 2009 г. страны-члены ТС приняли решение проводить переговоры о вступлении в ВТО на основе гармонизации тарифов между собой, которые впоследствии должны быть включены в Единый таможенный тариф ТС. А Украина, в случае вступления в ТС, должна провести переговоры с ВТО о приведении своих тарифов в соответствие с тарифами ТС. То есть, при присоединении к Таможенному союзу автопром Украины получил бы именно тот уровень защиты, о котором просили производители.

Но в Таможенный союз Украина не идет, курс правительства – на европейскую интеграцию. Вот только оплачивают этот курс рядовые автолюбители из своего кармана.

Ольга Шелкова специально для Полемики