Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 6743
0 Плохо0

"Мы во власти с середины 2002 года, с момента назначения Виктора Медведчука главой администрации Президента. Кучма понимал, что Медведчук рядом - лучше, чем в противовесе. И Виктор за это заплатил". Шуфрич по-прежнему считает, что отставка Кабинета Тимошенко - заслуга социал-демократов. И радужно оценивает шансы свои и однопартийцев на попадание в Верховную Раду пятого созыва, при том, что все социологи "дают" его партии около 1%. Говорит, что эсдеки готовы к самостоятельному участию в выборах и, скорее всего, так и поступят. Единый оппозиционный фронт - его мечта. О необходимости создания такого фронта он упоминает буквально каждые пятнадцать минут. С досадой рассказывает о том, что с "регионалами", по непонятным причинам, в предвыборном формате дружить не получилось и, судя по всему, уже не получится. Тем не менее Шуфрич с надеждой прогнозирует скорое появление нового мощного предвыборного оппозиционного объединения.


- Какие, по-вашему, последствия может иметь подписание Виктором Ющенко и Виктором Януковичем Меморандума о взаимопонимании?

- Налаживать диалог надо было после выборов, а не с опозданием почти на год. Тогда подобного рода договоренности восприняли бы как стремление восстановить и сохранить единство страны. А сейчас Виктор Андреевич, заключая договор, ничего, кроме констатации норм Конституции и законов Украины, в его содержание не привнес. Сложно, конечно, объяснить, почему он вынужден уверять страну и самого себя в том, что он их намерен придерживаться... Теоретически, найди в себе Ющенко добрую волю к ускорению реализации политреформы, с ним еще можно было бы о чем-то говорить. Но власть для Виктора Андреевича приоритетнее интересов народа, он это продемонстрировал, в том числе, во время визитов в Донецк, где он всех называл "бандитами". К тем, кто дарил ему белые розы, позже заезжали БТР; в отношении тех, кто сопровождал его в поездках на Восток, возбуждали уголовные дела по сепаратизму. Все это - оскорбление трудолюбивой и гордой части страны, именуемой Донбассом. Такого не забывают!

- Президент пытался урегулировать политический кризис...

- Давайте скажем правду: в Украине кризиса нет, есть кризис лично Виктора Ющенко, который он сам себе создал. Незачем было увольнять правительство в условиях жуткого коррупционного скандала! Хотя отставка бывшего Кабмина, считаю, не в последнюю очередь и наша заслуга. Мы еще в феврале говорили: там всего один позитив, да и то очень относительный - премьер Тимошенко, остальное - балласт. Когда же появились указы о расширении полномочий секретаря СНБО, о назначении Зинченко, стало окончательно понятно: в успехах правительства заинтересованных нет, у "оранжевых" доминирует желание компенсировать потраченное на кампанию. Причем компенсировать, как теперь мы узнаем, даже не свое.

К сожалению, мы потеряли уникальный шанс: мирным путем, без всяких площадей и бульваров, восстановить справедливость, передать власть тем, кто ее реально в прошлом году выиграл.

- Вы чувствуете себя уязвленным?

- Власть Ющенко, на нынешнем этапе, сохранена руками наших соратников, "регионалов", а значит, и нашими, ведь мне сложно отделить себя от Януковича: слишком длинный и тяжелый путь мы прошли вместе. Реальный шанс для оппозиции бездарно утрачен. Вы же понимаете, что все эти соглашения - фикция. Да Ющенко их первый и проигнорировал, буквально на следующий день, выставив на смех человека, за которого мы боролись до выборов, на выборах и, как я раньше думал, после выборов. Приглашение Януковича на очередной допрос у него самого, судя по его реакции, вызвало неподдельное удивление и возмущение. Посудите сами: сегодня человек договаривается с властью о прекращении политических преследований, а завтра его уже в Генпрокуратуру вызывают. Да какое там "прекращение"?! Напротив: дело Ризака ускоренными темпами передают в суд, не сняты претензии к Табачнику..., список, к сожалению, можно продолжить. По странной случайности, подавляющее большинство его фигурантов - члены СДПУ (О).

- На вас действие Меморандума не распространяется: вы его не подписывали...

- Не могу с вами не согласиться, что на нас действие Меморандума, судя по всему, действительно не распространяется. Буквально на днях мы стали свидетелями того, как пригласили в один день на допрос Медведчука и Януковича. Виктор Владимирович пошел, встретился со следователем и дал объяснения, а Янукович, апеллируя к Меморандуму, на допрос не явился. А в отношении того, кто кого представлял в самом Меморандуме, давайте за преамбулы не цепляться! Подписанты себя четко идентифицировали: и.о. премьер- министра Ехануров, лидер Партии регионов Виктор Янукович и Виктор Ющенко. Этим, по-моему, все сказано. Люди теперь быстро разберутся, кто истинная оппозиция.

- Какой, по-вашему, была мотивация Януковича?

- Очень болезненный вопрос, разрешите на него не отвечать. Он свою позицию должен сам озвучить. Хотя, конечно, о причинах я догадываюсь. Наверняка не обошлось без интереса некоторых представителей крупного отечественного бизнеса.

- Эсдеков к перемирию приглашали?

- О возможности какого-либо подобного соглашения Банковая с нами постоянно переговоры вела. Разные предлагались форматы, но ни одно предложение, противоречащее нашим принципиальным позициям, мы принять не могли.

20 января, после решения Верховного Суда Украины, СДПУ (О) заявила о переходе в оппозицию. В 16:00 я объявил об этом в "Звездном". А уже на следующий день на своей пресс-конференции Янукович сказал, что никогда не признает Ющенко Президентом. Думаю, это было единственно правильное, по отношению к чувствующим себя обманутыми гражданам, решение.

- Может, вам и места в правительстве предлагали?

- Что вы! Если бы нам предложили хоть одну должность, мы бы это восприняли как личное оскорбление! Я вообще не знаю, откуда подобные слухи появились. Да, нам поступило одно предложение, отвергнуть которое оказалось очень непросто, но мы, тем не менее, нашли в себе силы отказаться.

- Почему СДПУ (О) и ПР ранее не заключили между собой никакого соглашения?

- Для меня это загадка. Я всегда был ярым сторонником создания единого мощного оппозиционного блока, доказывал эту необходимость всем возможным его участникам, состоял в рабочей группе, рассматривающей стратегии возможного межпартийного сотрудничества. Переговоры шли вплоть до конца июля, потом все резко оборвалось. Но в том, что украинцы уже, скорее всего, не увидят такого единого мощного оппозиционного блока, вины эсдеков нет. Для того, чтобы люди не мучились, выбирать им между Януковичем, Богатыревой и Шкирей или Кравчуком, Медведчуком и Шуфричем, мы, поверьте, делали все, что могли и даже больше.

- Значит, СДПУ (О) и Партия регионов идут на выборы "параллельными курсами"?

- Получается, что так. Решение это принято не нами, но продиктовано обстоятельствами. Обстоятельствами как переговорного процесса, так и последними, уникальными документами. Вместе с тем, эсдеки всегда открыты для содружества.

- Формат участия СДПУ (О) в выборах - членство в блоке Кравчука, или все-таки какие-то другие варианты?

- Леонид Кравчук - прежде всего первый Президент Украины. Он не может смотреть, как гибнет его страна. Лично для меня создание Форума стало неожиданностью, и говорить о том, что возможна его трансформация в блок, я не могу. Входить ли партии в какой бы то ни было блок, решит политсовет и позже - съезд, причем не только потому, что это требование закона, но потому, что подобного рода решения у нас принимают сообща. Мы своих ошибок дважды не повторяем. Так региональные партийные организации выставляют нам, руководящим органам СДПУ (О), очень серьезные и, как я сейчас понимаю, вполне обоснованные претензии по поводу того, что ни в президентской кампании 1999-го года, ни 2004-го мы не принимали самостоятельного участия. Наша команда тогда, а особенно с 2002 года, инициировав создание коалиционного правительства Януковича, смогла ограничить абсолютную монархическую власть Кучмы, но пожертвовала при этом собственными амбициями.

- Просто теперь у вас появился мощный конкурент - Юлия Тимошенко.

- Что касается электоральных перспектив Юлии Владимировны на юго-востоке, то они зависят, не в последнюю очередь, от Януковича. Если он и дальше станет продолжать в том же духе, ее шансы точно возрастут, если при этом эсдеков уничтожат.

В стране сегодня есть три оппозиции: одна красная, ортодоксальная; вторая - бело-синяя, в которой, к сожалению, уже доминируют размытые тона, но, уверяю, остались те, кто помнят, под какими насыщенными бело-синими цветами мы простояли кампанию 2004-го! Не без удовольствия, кстати, отмечу и появление оранжевой оппозиции.

А для того, чтобы получить в ВР большинство, нужно немедленно приступать к формированию сине- белого блока, о чем я постоянно твержу. Очень все-таки хочется увидеть несломленную силу, которая выстоит с теми 15-ю миллионами до конца, не меняя их на заводы, пароходы и закрытие уголовных дел.

- Эксперты полагают, что в парламенте сложилась новая ситуативно-оппозиционная коалиция - эсдеки, бютовцы и регионалы...

- Когда голосовали в унисон мы, регионалы и коммунисты, то ни о какой оппозиции речь не шла, когда же место регионалов заняли "тимошенковцы", сразу говорится о какой-то коалиции! Ну разве можно объединить необъединяемое? Вы себе представляете в одном, скажем, правительстве, Тимошенко и Симоненко? Просто кое-кто пытается сегодня перекрасить Тимошенко в любой, только б не оранжевый цвет. Не надо! Для меня она не менее оранжевая, чем Ющенко!

- Готова ли ваша фракция поддержать возможное вице- спикерство Раисы Богатыревой?

- Консультации на этот счет с нами не проводились. Я еще понимаю, когда тему вице-спикера затрагивает "Наша Украина" или тот же БЮТ, - для них нарушать существующие договоренности и принципы квотной пропорции - в порядке вещей. Насколько корректно делать то же нашим соратникам по президентской кампании, я судить не буду.

- Какова, по-вашему, будет роль российского фактора на будущих выборах?

- Это тяжелый вопрос, прежде всего для самих россиян, как, впрочем, и для американцев. Думаю, и Россия, и США сделают вид, что в Украине ничего этакого не происходит, а потом просто с победителем договорятся. Однако недооценивать влияние российского фактора тоже не стоит.

- Планирует ли ваша партия вновь воспользоваться услугами российских политтехнологов?

- Если мы к вопросу привлечения любых политтехнологов и будем подходить, то очень ответственно. Репутация превыше всего!

- Как вы расцениваете кадровый состав нового Кабинета Министров?

- Сегодня можно говорить однозначно: экономической подоплеки в отставке Тимошенко со стороны Ющенко не было. Ее убрали только потому, что она стала сильнее Ющенко. Иначе как объяснить то, что персональный состав остального Кабинета практически не изменился?! Так, переутвержден в должности министр финансов. Ющенко выставил на посмешище всех, кого мог и, прежде всего, Еханурова. Тот, еще в бытность исполняющим обязанности, на первом же заседании Кабмина, раскритиковал Пинзеника, обвинив в провале всего, чего только можно. И после этого Пинзеник остается! Я к господину Еханурову никаких негативных эмоций не испытываю, но пусть он теперь делает выводы...

Остальные назначения показали: отделение бизнеса от власти осталось только на бумагах, подписываемых наивными политиками. Появление на Грушевского Балоги - настоящее издевательство. Хотя, как закарпатец, я рад, что край, наконец, избавился от него. Его финансовый опыт наверняка очень пригодится НСНУ, особенно в канун выборов.

Вообще все правительство, считаю, сформировано для административного обеспечения высокого процентного показателя партии власти на грядущих выборах, своего рода "За ЕдУ"-2.

- Вы что же, не верите обещаниям Президента относительно того, что админресурс в 2006-м применяться не будет?

- Я вообще Ющенко не верю, причем не только его слову, но и подписи!

- Как, по-вашему, Юрий Ехануров может возглавить список НСНУ?

- Мне будет искренне жаль, если имя Еханурова замажется совместным членством в первой пятерке с представителями этой очень честной власти...

- Станете ли вы настаивать на принятии закона об оппозиции еще до старта кампании?

- Во время нашего пребывания при власти мы инициировали закон о правах оппозиции, который почти ничем не отличается от предложенного сегодня. Да мне, как оппозиционеру, не нужно никакого закона, чтобы людей защищать! Хотя, конечно, ради будущей оппозиции его поддержать стоит. Ну, хотя бы ради НСНУ, которая очень скоро там окажется.

- В оппозиции к кому?

- К правительству, после парламентских выборов!

Ксения Василенко