Печать
| Украина в борьбе |
Просмотров: 6933
0 Плохо0

Осень настала. А значит, на финишную прямую выходит процесс разработки государственного бюджета на 2006 г. Уже готов его первый проект. Очевидно, что впереди нас ожидают очень жаркие баталии, ведь бюджет этот — «предвыборный».
Здесь есть над чем задуматься, ибо факты свидетельствуют о существовании двух параллельных экономик, которые, как известно, не пересекаются. Одна живет в сознании экс-премьера Юлии Тимошенко и периодически прорывается к населению через ее откровения. А вторая влачит жалкое существование и достанется в наследство временному правительству.


Кабмин второй раз за год понизил темпы роста экономики. В частности, как заявил и.о. первого вице-премьера Анатолий Кинах по итогам 2005 года рост ВВП составит 4%. Напомним, первоначально правительственный прогноз роста ВВП в 2005 году составлял 8,2%, а потом был уменьшен до уровня 6-6,5%. Однако, эксперты не исключают, что на самом деле рост ВВП будет еще меньше — в лучшем случае 2-2,5%.

Для таких опасений есть все основания. По итогам восьми месяцев текущего года падение темпов роста ВВП уменьшилось до 2,8%. Более того, впервые с 1999 года в августе 2005 года произошло реальное падение ВВП на 1,6% по отношению к показателям прошлого года.

Устойчивая тенденция падения роста реального ВВП наблюдается в Украине с начала года. Так после ускорения в марте 2005 года до 5,2% в апреле рост ВВП замедлился до 3,9%, в мае — до 3,6%, в июне — до 1,1%, а в июле вырос до 2,4%, а в августе упал на 1,6%. Вердикт Анатолия Кинаха поэтому поводу был суров, но справедлив: «Мы существенно нарушили баланс между потреблением и развитием».

В отличие от Анатолия Кирилловича, его бывшая руководительница Юлия Тимошенко придерживается иного мнения и не устает хвалить себя и свое правительство за «уникальные успехи». Особенно показательным был прямой эфир на «Интере» 9 сентября, когда Тимошенко, не моргнув и глазом, легким движением языка превратила правительства «агрессивных дилетантов» в «дуже успішний уряд».

Однако любой человек, имеющий доступ к данным Госкомстата Украины, www.ukrstat.gov.ua может проверить данные, заявленные Тимошенко, чтобы понять: Юлия Владимировна лукавила.

Сегодня часть этих данных перед голосованием по кандидатуре премьера была заслушана в Верховной Раде Украины. Большинство выступавших — от социалистов до регионалов — на разные лады задавали вопрос, насколько острый кризис переживает экономика Украины? Руководитель фракции партии «Регионы Украины» Раиса Богатырева о причинах кризиса сказала однозначно: «Все ураганы и все торнадо носят женское имя. Такой же ураган по имени Юлия прошел над Украиной».

Подобная постановка вопроса заставляет более подробно остановиться на сказанном Тимошенко. Разберем ее тезисы по порядку.

1. «Україна за перше півріччя мала динаміку зростання економіки — валовий внутрішній продукт 4 %. Для порівняння, наприклад — 3,7% у США, 1,7% — ЄС, 1,2% — Польщі. Хочу сказати, що країна успішно, нормально економічно розвивається».

Во-первых, некорректно сравнивать Украину со странами, которые имеют более-менее стабильную макроэкономическую ситуацию десятилетиями (за исключением Польши). Во-вторых, учитывая разницу в уровне жизни при таком «успешном» развитии Украина никогда не догонит Польшу, не говоря про ЕС или США, даже через 30 лет. Для этого Украина должна иметь не менее 7-8% экономического роста ежегодно. Такие темпы экономического роста, например, демонстрирует КНР уже на протяжении 25 лет.

2. «Друге, ми почали створювати унікальний інвестиційний клімат в країні. Ми зробили все для того, щоб прийшов кожен, хто хоче працювати і інвестувати в Україну, віднайти нормальне інвестиційне середовище».

В реальности, после апрельской ревальвации произошло сокращение покупок гособлигаций, частных кредитов, портфельных инвестиций, валютной наличности в банках. Этот дисбаланс частично спасали прямые инвестиции (+576 млн. долл., но это меньше, чем в 2004 г.) и размещение еврооблигаций (+285 млн. долларов). Таким образом, налицо преобладание недоверия инвесторов.

Стоит привести в качестве примера цитату известного российского бизнесмена Александра Лебедева, который одним из первых представителей российского крупного капитала приветствовал оранжевую революцию. Однако, спустя три месяца он сказал фразу, которая стала крылатой — «при Кучме инвестиционный климат в Украине был ужасным, теперь он стал еще хуже».

После первоначальной эйфории серьезные инвесторы с опаской смотрят на украинскую экономику, которую Morgan Steanly уже назвали «самым большим разочарованием 2005 года». Вместе с тем, именно инвестиции могли бы спасти национальную экономику возникшего дисбаланса от люмпен-популизма Тимошенко.

И, тем не менее, даже в этих условиях, как говорит президент SigmaBlayzer Майкл Блэйзер, учредитель фонда прямого инвестирования в Украине: «Социальные выплаты украинская экономика могла бы выдержать (я говорю о коротком сроке), если бы увеличились иностранные инвестиции, которые перекрыли бы все возникающие дыры». («Экономические известия», 08.09.2005). Однако, как мы указали выше, инвестиции в экономику все еще меньше, чем в 2004 году.

В дальнейшем, возможно, начнется приток спекулятивных «горячих» денег, но это явление чревато кризисами наподобие мексиканского (1994), азиатского (1997 год) или аргентинского (2000).

3. «Третє, перший раз за всі 14 років сільське господарство дало унікальне зростання — 7%. Минулий рік був докорінний мінус, ми все це побачили. І це третій колосальний успіх уряду. Тому що обсяг кредитних ресурсів, спеціальна політика дотацій дали можливість піднятись на приступочку вище в сільському господарстві».

Увы, в сельском хозяйстве продолжается сокращение поголовья скота, яровыми культурами засеяно меньше, чем в прошлом году, валовой продукт отрасли рос в 3 раза медленнее, чем в 2004 г. (7,8% по сравнению с 23,7%). В этом году крестьяне не могут продать урожай из-за низкой стоимости зерна на внутреннем рынке (парадокс! на внешнем зерно как раз дорожает) и как показали опросы более 60 % хозяйств, хотят отказаться от выращивания зерновых в 2006 году. Так может и нет «колоссального успеха»?

4. «Четверте, про що можна сказати, це те, що ми, легалізуючи економіку, закриваючи всі тіньові моделі, зробили унікальний бюджет України — 80% більше ніж в минулому році за цей період. Ми вивели з тіньового сектору — 22,5 мільярда гривень на цю хвилину. І до кінця року буде майже 40 мільярдів. Це цифра, яку ніколи не мав в жити бюджет України. І як наслідок, на тлі економічного зростання, на тлі легалізації і детінізації ми вирішили такі соціальні програми, які не вдавалось вирішувати жодному уряду».

Следствием стала резкое увеличение налоговой нагрузки на бизнес (особенно на малый и средний, который был социальной опорой оранжевой революции). В результате налоговое бремя достигнет 42% ВВП по итогам года против 36% ВВП в прошлом году. Это привело к тому, что бизнес стал резко сокращать инвестиции в основной капитал фонды (если быть точным, то в четыре раза за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2004 г). Последствия этого предсказать нетрудно. Поскольку для того чтобы экономика динамично развивалась необходимо инвестировать в инфраструктуру около 30% от уровня ВВП (где 3-5% составляет доля государства), резкое снижение инвестиций делает опережающий экономический рост Украины в 7-8% фикцией.

Кстати, еще одним интересным результатом экономической политики правительства Тимошенко стал интересный социокультурный сдвиг. Как заявил политолог Владимир Фесенко на заседании «Украинского клуба», в обществе стали усиливаться инживедческие установки, когда люди вместо того, чтобы зарабатывать деньги самостоятельно, живут за счет социальных выплат государства. Фактическое поощрение усиление такой зависимости ведет к усилению позиций люмпен-электората, который тяготеет к авторитарному стилю правления и становится легкой жертвой популистских заявлений.

5. «Ми розробили стратегію на життя України на найближчі роки, стратегія нашої енергетичної незалежності, яка діаметрально протилежна, стратегія розвитку автомобільних доріг, яка почала втілюватись в життя».

Тимошенко, очевидно, имела здесь в виду фантастические проекты доставки газа из Ирана в Украину, нефти с Ближнего Востока. Вся беда в том, что иранский газ это в лучшем случае, далекая, далекая перспектива, а российский газ по 180 долларов за 1000 куб. метров - близкая реальность. Самое главное, что дешевле, чем в России, нефть и газ мы не купим нигде в мире, но Юлия Владимировна полгода провела в перманентных войнах с «Газпромом» и российскими нефтяными монополистами. Бензин по 4,5 грн. на заправках яркое доказательство того, как воплощаются в жизнь «стратегії енергетичної незалежності».

6. «Це є чиста приватизація - це наступне наше досягнення. Чиста приватизація, яка може за рахунок двох-трьох об'єктів до кінця року дати Україні 50 мільярдів гривень. Це - прозора приватизація на аукціоні без тих всіх корупційних, підкилимних дій... Це дасть можливість зробити прекрасні видатки розвитку. Ми хотіли за рахунок цих грошей дати маленькі кредити всім, хто хоче почати займатись бізнесом».

Мы опускаем тезис о прозрачной «приватизации», не говоря о реприватизации, которую известный американский эксперт Центра Карнеги Андерс Аслунд назвал «главным источником беспокойства». Как известно, именно «прозрачные действия» Тимошенко по лоббированию интересов группы «Приват» при реприватизации НЗФ стали одной из причин ее отставки.

Но Бог с ним, с лоббизмом, интересует другое, где Тимошенко нашла 50 млрд. грн. (10 млрд. долларов) при запланированных на этот год 5,6 млрд.? И это при том, что ФГИУ пока что удалось заработать 10% от этой суммы! Приватизация «Криворожстали» в лучшем случае может дать 2 млрд. долларов, НЗФ - 1 млрд., а откуда возьмутся еще 7 млрд. долларов? Между прочим бывший коллега Юлии Тимошенко по оппозиции Александр Мороз назвал такие планы «мягко говоря, преувеличением». В четверг 15 сентября глава ФГИУ Валентина Семенюк вообще заявила, что считает глупым проедать деньги, полученные за счет реприватизации, вместо того, чтобы вкладывать их в модернизацию экономики и инфраструктур.

О чем еще не сказала Юлия Владимировна

О чем еще не сказала Юлия Владимировна

В январе-июле по отношению к тому же периоду 2004 г. цены выросли на 14,2%, в том числе на продовольственные товары на 18,3%. В прошлом году рост цен за сравниваемый отрезок времени составил соответственно 7,5% и 9,2%.

На фоне популистских заявлений о росте благосостояния у «сирых и убогих», мы получили рост задолженности по заработной плате (очевидно, недополучили те слои населения, которым предназначались выплаты) — на 17% за январь-май.

Результатом этого экономика Украины оказалась между двух основных угроз, констатирует доктор экономических наук Виктор Найденов: «с одной стороны, спада производства, сокращения занятости и номинальных доходов населения, с другой стороны — усиления инфляции и понижения реальной покупательной способности населения. Инфляция идет, а спад производства начинается. Впереди — стагфляция (сочетание спада с инфляцией), аналогичная той, какая была в 90-х годах». Это неудивительно, ведь если производить в Украине становит дороже, чем импортировать, то за счет чего будем жить?

Вместе с тем, в течение последних лет доходы от экспорта обеспечивали основной приток средств в украинскую экономику. Напомним, что в прошлом году позитивное сальдо торгового баланса составило более 3 млрд. долларов. И это, даже не смотря резкий спад бизнес-активности во время оранжевой революции.

За семь месяцев 2005 года позитивное сальдо составляет всего 118 млн. долларов! Экспорт товаров в январе-июле вырос на 7, 6 %, в то время как импорт вырос на 24,27%. Таким образом, нельзя исключать, что к концу года торговое сальдо впервые за последние годы станет отрицательным!

Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, считает, что следствием этого будет снижение курса гривны, поскольку в Украину значительно сократится приток валюты. В этой ситуации наиболее логичным выходом становятся кредитные займы у мировых финансовых институтов, но разве не лозунг борьбы с увеличением госдолга выдвигала на президентских выборах Юлия Владимировна?

Список несоответствий между словами пассионарной Тимошенко и реальностью столь велик, что иногда начинаешь задумываться, что-то это все напоминает. И когда в очередной раз вслушиваешься в оптимистические рассказы Юлии Владимировны, на ум приходят молодые министры из Центральной Рады в 1917 году. Все эти Винниченко, Мартосы, Дорошенки и Петлюры были полны решимости прогнуть под себя „этот изменчивый мир". Они даже считали, что для этого будут не нужны армии и насилие, но в итоге «ненужные» и презираемые ими вещи, таки „прогнули" их под себя.
Очевидно, что именно со своей «параллельной» экономикой Юлия Владимировна пойдет «параллельным курсом» на выборы. И, с большой долей вероятности, выиграет их.
А что потом? Ужас как не хочется, чтобы Украина вновь расплатилась собственной перспективой за чьи-то иллюзии. Пускай даже и талантливой популистки.

Валентин Логинов