Печать
| Преступления ОУН-УПА |
Просмотров: 8963
0 Плохо0

В ноябре 2007 г. во время официального визита в Израиль Президент Украины Виктор Ющенко неожиданно заявил, что ОУН и УПА никоим образом не были причастны к антисемитским действиям и что уставные документы этих организаций не несут никаких антисемитских положений. «Ни один архив не подтвердит сегодня ни одной акции карательного типа, в которой принимали бы участие бойцы УПА или другие подобные организации, — продолжил глава украинского государства. — Понимаю, что многое из пропаганды советского типа имеет силу стереотипов, но мы имеем право говорить, что есть другая правда».


Причины столь категоричного утверждения украинского президента понятны. В Украине сегодня идет процесс конструирования новой национальной идентичности, в рамках которой члены ОУН и УПА объявлены национальными героями. А национальные герои не могут быть замешаны в преступлениях против человечности.

Неудивительно, что обвинения ОУН-УПА в уничтожении евреев гневно отвергаются пробандеровски настроенными украинскими историками. «Рассматривая вопрос украинско-еврейских отношений в ХХ веке, любой исследователь сталкивается с проблемой отношения евреев к национально-освободительному движению украинцев. Обычно представления об этом строятся на основе стереотипов советской пропаганды: погромы, украинские националисты-юдофобы, участие украинских полицаев в Холокосте и т. д. Однако объективный исследователь не может не отметить неправомерность таких представлений», — утверждают, например, Александр Гогун и Александр Вовк.[1]

Заявление это достаточно сильное. Ну что ж, примем вызов и попробуем объективно рассмотреть вопрос об отношении украинских националистов к евреям и об участии евреев в Украинской повстанческой армии.

Пособники нацистов

Связи украинских националистов с германскими разведывательными органами ни для кого не секрет со времен Нюрнбергского процесса. Как минимум с 1938 г. спецслужбы Третьего рейха прикармливали украинские националистические группировки, надеясь использовать их для подрывной деятельности сначала против Польши, а затем — против СССР.

Перед польской кампанией абвер получил недвусмысленное указание: использовать украинских националистов «для того, чтобы вызвать повстанческое движение в Польше, которое имело бы своим следствием истребление поляков [имелась в виду польская интеллигенция] и евреев в Польше. Об этом говорилось Риббентропом лично Канарису».[2]

Как видим, нацистское руководство не испытывало никаких сомнений в способности подконтрольных им украинских националистов осуществлять еврейские погромы. И руководство Организации украинских националистов (ОУН), и рядовые ее члены исповедовали резко антисемитские взгляды.

В мае 1941 года, непосредственно перед германским вторжением в Советский Союз, ОУН(Б) разработала новый план восстания — инструкцию «Борьба и деятельность ОУН во время войны». Согласно пункту 16 раздела «Указания на первые дни организации государственной жизни», принципы политики ОУН по отношению к национальным меньшинствам сводились к следующему:

«Национальные меньшинства подразделяются на:

а) дружественные нам, то есть члены всех порабощенных народов;
б) враждебные нам, москали, поляки, жиды.
в) имеют одинаковые права с украинцами, они могут возвратиться на свою родину.
г) уничтожаются в борьбе, кроме тех, кто защищает режим: переселение в их земли, уничтожать прежде всего интеллигенцию, которую нельзя допускать ни до каких правительственных учреждений, и вообще сделать невозможным появление интеллигенции, то есть доступ до школ и т. д. Например, так называемых польских селян необходимо ассимилировать, осведомляя их, тем более в это горячее, полное фанатизма время, что они украинцы, только латинского обряда, насильно ассимилированные. Руководителей уничтожать. Жидов изолировать, убрать из правительственных учреждений, чтобы избежать саботажа, тем более москалей и поляков. Если бы была непреодолимая необходимость оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить над ним нашего милиционера и ликвидировать за малейшую провинность.

Руководителями отдельных областей жизни могут быть лишь украинцы, а не чужинцы-враги. Ассимиляция жидов исключается».[3]

Следующий, 17-й пункт раздела пояснял: «Наша власть должна быть страшна для ее противников. Террор для чужинцев-врагов и своих предателей».[4]

Эти антиеврейские планы украинские националисты начали проводить в жизнь с первых же дней нападения Германии на Советский Союз.

Уже ранним утром 30 июня в оставленный советскими войсками Львов вошло сформированное абвером украинское подразделение — разведывательно-диверсионный батальон «Нахтигаль». Националисты устроили в городе жестокую резню еврейского и польского населения. Сегодня украинские историки пытаются отрицать этот факт, обвиняя в организации погрома следовавшую за войсками айнзатцгруппу «С». Однако исследования германских специалистов показывают, что части айнзатцгруппы вошли во Львов лишь 2 июля.[5]

А в день резни, 30 июня, глава наиболее влиятельной фракции ОУН Степан Бандера обратился к своим сторонникам с не требующим никаких комментариев лозунгом: «Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидова — це Твої вороги. Нищ іх! Ляхів, жидів, комуністів знищуй без милосердя!».[6] Несколькими днями позже однотипный призыв издал руководитель другой фракции ОУН — Андрей Мельник. «Смерть жидовским прихвостням — коммунобольшевикам!» — говорилось в его воззвании.[7]

Как видим, руководство враждующих фракций украинских националистов было едино в одном: в деятельной поддержке проводившегося нацистами уничтожения евреев. Жестокие убийства украинскими националистами евреев и поляков уже летом 1941 г. происходили повсеместно; порою немцам даже приходилось останавливать своих «союзников». В селе Турбов националисты вырезали всех мужчин-евреев (чему немцы не препятствовали) и хотели сжечь заживо оставшихся женщин и детей (чему немцы, не выдержав, воспрепятствовали).[8]

Бежавших из городов евреев также уничтожали. Солдат разведроты «Нахтигаля» записал в дневнике: «Во время нашего перехода... в двух селах мы постреляли всех встречных евреев... Мы постреляли всех встретившихся там евреев».[9]

Александр Гогун и Александр Вовк участие ОУН в Холокосте упрямо отрицают: «В целом речь идет об отдельных инцидентах, а не о планомерном участии в геноциде». Однако на самом деле все обстоит противоположным образом: примеры прямого участия украинских националистов в уничтожении евреев летом — осенью сорок первого года можно приводить очень долго.

Это были не инциденты — это был геноцид.

«Евреи — на гак!»

Очень скоро, однако, украинские националисты убедились, что нацисты не рассматривают их как союзников и не собираются передавать им власть над «освобожденной Украиной». И тогда лозунги ОУН изменились. Согласно немецким документам, новый лозунг националистов звучал так: «Хай живе самостійна Україна без евреїв, поляків и німців. Поляки за Сян, німці до Берліну, евреї на гак (крюк)!»[10]

Как видим, переход украинских националистов в оппозицию к немецким оккупантам не повлиял на их крайне негативное отношение к евреям. Методы решения еврейского вопроса в Украине, выдвигаемые националистами, были не менее радикальными, чем методы нацистов. Возможно, что методы ОУН даже более радикальны — ведь лозунг «евреи на гак» был выдвинут раньше, чем состоялась Ванзейская конференция, утвердившая «окончательное решение еврейского вопроса».

Тем не менее, в начале 1942 года немецкие спецслужбы зафиксировали странное явление: украинские националисты свернули свою антисемитскую пропаганду.[11] Насколько можно понять, это наблюдение соответствовало действительности: в печатной пропаганде националистов за 1943 — 1945 гг. (журналы «До зброї» и «Повстанец») мы не найдем прямых антисемитских выпадов.

Произошедшее можно было бы истолковать как свидетельство того, что руководители ОУН все-таки отказались от своих взглядов на евреев как на основных врагов украинского национализма. Можно — если бы не масса свидетельств о том, что подходы националистов к еврейскому вопросу не изменились. Исчезнув из печатной пропаганды, антиеврейская тема по-прежнему фигурировала в пропаганде устной. В 1943 году, во время печально известного украинско-польского конфликта на Волыни, пропагандисты ОУН-УПА призывали уничтожать не только местное польское население, но и евреев. «Священник сказал: «Братья и сестры, пришло время, когда мы сможем отомстить полякам, жидам и коммунистам», — вспоминал один из очевидцев. Те же лозунги мы находим в донесениях, направляемых в Украинский штаб партизанского движения (УШПД) советскими партизанами: «На собраниях крестьян призывают уничтожать коммунистов, жидов и поляков».[12]

Следует также вспомнить, что Украинская повстанческая армия в значительной степени была создана из командиров и солдат организованной немцами украинской вспомогательной полиции. Ранней весной 1943 года целые подразделения украинской полиции ушли в леса, став костяком УПА. Организованность этого события, а также его последствия, наводят на мысль о грандиозной и успешной операции германских спецслужб. Для нашей темы, однако, важно то, что костяк УПА составили люди, совсем недавно участвовавшие в антиеврейских акциях. И своего отношения к евреям они не изменили. Когда командир советского партизанского отряда Ян Налепка пытался вести переговоры с представителями УПА, ему был дан такой ответ: «Если вы уберете у себя сначала всех евреев, тогда будем с вами вести переговоры».[13]

Параллельно с резней поляков на Волыни шло уничтожение евреев, еще остававшихся на подконтрольных националистам территориях. Как отмечали в УШПД, «по имеющимся в нашем распоряжении официальным документам СБ УПА (службы безпеки), националисты по прямым указаниям свыше уничтожают польское и еврейское население».[14]

О справедливости этой информации можно судить, в частности, по судьбе тех немногих евреев, которым удалось бежать из расположенных на Западной Украине гетто. В лесах их ждало не спасение, а смерть. Так, бежавшие из Тучинского гетто несколько сотен евреев смогли пережить зиму, «но условия жизни на протяжении нескольких месяцев в лесу, где по соседству располагались или проходили банды лжепартизан, грабителей и формирований ОУН-УПА, оказались гибельны почти для всех беглецов».[15] В итоге на территории западных областей Украины выжило очень мало евреев — и причиной тому стали действия украинских националистов.

Зная все вышесказанное, нетрудно понять, что отказ от печатной антиеврейской пропаганды был вызван исключительно желанием украинских националистов выглядеть более прилично в глазах мировой общественности. Антисоветская деятельность ОУН-УПА велась под громким лозунгом «Воля народам, воля человеку», а информация о массовом уничтожении ими евреев немедленно разоблачала лживость подобных лозунгов. Именно поэтому пропаганда УПА упорно опровергала участие националистов в холокосте. Так, во время рейда в Словакию пропагандисты принимавших участие подразделений заявляли: «Во всей нашей политической литературе, подпольных газетах и прокламациях ни теперь, ни во время немецкой оккупации напрасно вы будете искать хоть одно слово против жидов. Такие обвинения — это чистая выдумка и брехня».[16] Однако как раз подобные заявления пропагандистов УПА и были откровенной ложью.

Различие между словами и делами украинских националистов хорошо отражено в сообщении, направленном в УШПД командиром действовавшего на Волыни крупного советского партизанского соединения Федорова: «Националисты в своей печати пишут и обвиняют русский народ в дикости и темноте. Одновременно в своих многочисленных листовках обращаются ко всем народам запада и востока с призывом строить свои независимые национальные государства. Вместе с тем ведут дикую необузданную кровавую расправу, уничтожая целиком все польское и еврейское население, а также всех других, независимо от национальности, сочувствующих советской власти и помогающих партизанам. Жгут, убивают, рубят топорами».[17]

Очень жаль, что сегодня этой очевидной для современников принципиальной разницы между пропагандистскими заявлениями украинских националистов и их кровавыми деяниями не желают видеть некоторые политически ангажированные историки.

Евреи в УПА

На фоне приведенных выше фактов парадоксальным может показаться то, что информация об участии евреев в УПА не является откровенной неправдой. В своих воспоминаниях начальник СБ ОУН Николай Лебедь пишет: «Большинство врачей УПА были евреями, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях также тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ».[18]

Эти слова можно было бы счесть обыкновенной ложью, если бы они не находили подтверждение в советских документах. 30 октября 1943 г. комиссар и командир действовавшего на Волыни партизанского соединения Бегма сообщил в УШПД: «Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время среди националистов много евреев, особенно врачей».[19]

Причины, по которым украинские националисты стали принимать у себя евреев, были сугубо прагматичными и никогда не скрывались руководителями УПА. Волынь была отсталой аграрной областью, большинство населения которой составляли крестьяне. Вплоть до войны около трети населения этой земли были элементарно неграмотными, а ремесленников и врачей имелось крайне мало.[20] Этот-то дефицит необходимых специалистов и заставил командование УПА принимать к себе евреев.

Однако не следует думать, что националисты, пусть даже и вынужденно, наступили на горло собственной песне. В отчете референта Службы безопасности ОУН, захваченном советскими партизанами, исчерпывающе характеризуется реальная политика националистов: «Ранее СБ издала приказ — всех жидов неспециалистов конспиративно уничтожить, чтобы жиды и даже наши люди не знали, а пускали пропаганду, что ушел к большевикам».[21]

Таким образом, евреи-неспециалисты тайно уничтожались сразу. Специалисты жили дольше, но при приближении Красной Армии их также убивали. В пользу этого предположения свидетельствует следующее обстоятельство. В 1944 году, в ожидании прихода Красной Армии бандеровцы устроили в подконтрольных им районах чистку, уничтожая подозрительных. Первой жертвой украинских националистов стали бывшие военнопленные, осевшие в селах. Некоторые из них были отпущены из лагерей в сорок первом, некоторые бежали — но в любом случае эти люди могли хорошо знать систему и методы действий бандеровских организаций. Поэтому краевой провод приказал уничтожить всех. «Убийства носили самый зверский характер, — пишет историк Арон Шнеер. — Только в одном Гощанском районе Ровенской области было замучено и убито около 100 пленных. Трупы погибших, а в ряде случаев и живых людей с привязанным на шею камнем, бандеровцы бросали в реку Горынь. Так были уничтожены тысячи пленных бойцов и командиров Красной Армии, в том числе и из украинцев восточных районов».[22]

Трудно представить, что, уничтожая своих соотечественников-украинцев по одному лишь подозрению в будущем сотрудничестве с «советами», националисты могли пощадить столь ненавидимых ими евреев. Исчерпывающим описанием судьбы состоявших в УПА евреев является следующая история, рассказанная одним из чудом уцелевших в Западной Украине беглецов из гетто.

«Во время побега в лес и уничтожения лагеря Куровице некоторые «свободные» евреи установили связь с украинским подпольем, бандеровцами, и начали с ними сотрудничать. Эта инициатива была поддержана бандеровцами, которые были заинтересованы в еврейских специалистах. Многим врачам и техникам лагеря Куровице бандеровцы предлагали помочь освободиться.

Доктор Старопольский и доктор Кальфус согласились и пошли к бандеровцам. Старопольский, честный и наивный человек, верил представителям украинских националистов, что ему не причинят вреда. Он был долгое время при них и оказывал раненым и больным медицинскую помощь.

К доктору Старопольскому и доктору Кальфусу украинские националисты присовокупили также одного стоматолога. Ему удалось бежать в день большого русского наступления — 22 июня 1944 г. он ушел в поля и, когда приблизился отряд русских, вышел из своего укрытия с поднятыми руками и стал перед ними. Он рассказал нам позже, что украинские националисты еще перед приходом русских убили доктора Старопольского и доктора Кальфуса, так как последние слишком много знали».[23]

Мифы и реальность

Завершая рассмотрение темы «евреи в УПА», можно сделать следующие выводы.

1. С самого начала войны украинские националисты придерживались резко антисемитских взглядов и принимали прямое участие в Холокосте.

2. Создание нелегальной Украинской повстанческой армии и нужда в квалифицированных ремесленниках и медиках заставили руководство националистов использовать на этих должностях евреев.

3. Одновременно продолжалось массовое уничтожение евреев-неспециалистов, в том числе вступивших в УПА. В преддверии прихода Красной Армии евреи-специалисты также уничтожались.

Таким образом, участие евреев в УПА носило вынужденный и локальный характер. Что же касается украинских националистов, то приходится еще раз напомнить, что и руководство ОУН-УПА, и рядовые участники этих формирований были антисемитами и принимали активное участие в Холокосте. Это не «стереотипы советской пропаганды», на которые гневно ссылаются Александр Гогун и Александр Вовк. Это факты, которые не может не отметить ни один объективный исследователь.

Российский историк, автор книг «За что сражались советские люди» (2007) и «Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии» (2007). Александр ДЮКОВ