Печать
| История |
Просмотров: 10557
1 Плохо0

60-летие освобождения Освенцим стало международным политическим событием. Это не случайно, и хочется спросить себя: почему именно сейчас, почему именно Освенцим?

В научно-технологической среде обитания большинства комментаторов, любое событие оценивается с точки зрения фактов, отобранных для передачи истории, и на ее предполагаемом значении. Когда речь идет об Освенциме это обычно ужасающие цифры, доктор Менгеле и его "селекции", массовые убийства в "клинике" и газовые камеры, поезда, знаменитая надпись над воротами ArbeitMachtFrei ("Работа делает свободным") и "путь смерти" перед самым освобождением... Но я уверен, что не менее поучительно то, о чем типичное описание Освенцима умалчивает. Любое историческое повествование может служить дымовой завесой, и они весьма эффективны для поощрения массовой слепоты. Освенцим и Холокост в этом смысле - типичный пример.


Не вдаваясь в подробности относительно аккуратности широко признанной истории об Освенциме, спросим себя - чему она служит? Кому она выгодна? Этот вопрос логичен потому, что официальная история широко пропагандируется самыми разными политическими организациями. Неужели все дело в хитроумной еврейской пропаганде? Я уже не так в этом уверен.

На поверхности ответ прост : ужасающая картина Освенцима и нацистского истребления евреев - самодостаточный аргумент против национализма, расизма и тоталитаризма. В кругу, где принят рассказ о Холокосте, эти три - враги человечества. Но нельзя не признать, что ни национализм, ни расизм, ни тоталитаризм не убили так много невинных людей, как Освенцим. Идеологии не убивают, убивают всегда люди, неважно, какова их идеология.

Но пойдем дальше, не упуская из виду образ Освенцима. Наши западные либеральные мыслители и политики с энтузиазмом пропагандируют наивную картинку нашей общественной реальности - простое или-или. С одной стороны - открытое общество, с другой - его многочисленные враги (намек на библию западного антикоммунизма "Открытое общество и его враги" -пер.). Следуя этой логике, открытое общество только одно, но разных врагов много, однако, важно подчеркнуть, что открытое общество - звук пустой, на деле он значит ничтожно мало, если не ничего. Похоже, чтобы стать членом этого избранного клуба, нужно только поучаствовать в правильной войне. Президент Буш, обычно не блещущуий красноречием, как ни странно, точно сформулировал западную аксиому Освенцима: вы или с нами, или против нас.

Быть с нами, то есть быть среди открытых, означает, что вы верите что это мы освободили Европу, что это мы освободили Освенцим, это мы спасли евреев, и это мы продолжаем нести свет демократии в самые дальние углы нашей бурлящей планеты. Быть с нами значит признать нас голосом свободного мира. Это также значит знать, что вы безусловно свободны. Это по сути новая форма тавтологии: вы свободны, даже если вы не свободны. Быть с нами значит верить, что мир стремительно движется к великому расколу, а именно культурному столкновению, в котором вы - благое невинное иудео-христианское просвещенное существо, а остальные - темные фундаменталистские воплощения зла, или, по крайнее мере, потенциальное зло. Быть с нами значит не задавать слишком много вопросов о нашем собственном поведении. Например, вы не спрашиваете почему "Бомбист" Харрис (генерал, командующий налетами союзных ВВС на Германию - пер.) с компанией убили 850 000 штатских немцев, нападая на жилые кварталы, а не нацистскую инфраструктуру смерти.

Быть свободным существом в открытом обществе значит никогда не спрашивать о Хиросиме. Ну, а если вы настолько тупы, что все-таки спрашиваете, лучше оказаться достаточно умным и признать официальную ложь: что это был наилучший способ закончить эту ужасную войну. Быть свободным существом значит не задавать вопросов о нравственности, оставившей за собой 2 000 000 убитых во Вьетнаме. Быть с нами значит, что вы не должны задавать все эти глупые и раздражающие вопросы, потому, что Освенцим - самое крайнее зло. Освенцим - низший уровень человеческого злодейства, и не смейте забывать, что это мы положили ему конец.

Давайте-ка поставим все на свои места. Освенцим был, без всякого сомнения, ужасным, но, к несчастью, это не самое крайнее зло, потому, что у зла нет ни пределов, ни масштаба. И, если уж зашла речь об истории, это даже не мы освободили Освенцим. Это был Сталин, другое воплощение зла. Это Сталин дал такому количеству евреев, военнопленных, политзаключенных, цыган и других возможность выжить. Но, опять-таки, быть свободным в открытом обществе значит, что вы не обязаны обращать внимание на всякие там исторические мелочи.

Освенцим оказывается необходим для нашего западного самовосприятия как праведников. Когда дело идет об иракской нефти, американский президент сравнит Саддама с Гитлером. Затем мы узнаем, что иракский народ должен быть освобожден от их "освенцима". Мы уже знаем, каковы последствия...

И раз Освенцим так незаменим для американской политики, неудивительно, что не так далеко от резиденции американских президентов находится огромный музей Холокоста, посвященный памяти евреев и их героических освободителей. Этот музей не должен напоминать о людях, или даже о преступлениях против человечности. Его роль - поддерживать иллюзию открытого общества. Речь идет о поддержании весьма своеобразной истории. О том, что мы правы, а они, кто бы они ни были, абсолютно неправы.

Этот музей на самом деле не посвящен страданиям евреев. Я полагаю, что некоторые основные факты его посетителям не сообщают. Например, что американское правительство ввело весьма жесткую иммиграционную политику и не меняло ее в 1933-44 годах, для ограничения еврейской иммиграции. Или что американское правительство отвергло или сорвало принятие немецких предложений о переговорах насчет перемещения евреев с территорий под контролем нацистов. Самое важное - что американским ВВС не приказали препятствовать нацисткой машине смерти. Ни железные дороги к Освенциму, ни сам Освенцим ни разу не бомбили - ни Америка, не Англия. Похоже, это была преступная халатность со стороны американских политиков. Например 20 августа 1944 года 127 "летающих крепостей" в сопровождении сотни "Мустангов" успешено бомбили завод менее чем в пяти милях от Освенцима. Ни единый самолет не был послан разбомбить лагерь смерти.

Все это вам не расскажут в американском музее Холокоста. Это просто не подходит к самооценке американцев как героических праведников. История Освенцима на самом деле - история грубого англоамериканского пренебрежения. Приемлемая история Освенцима по сути - миф, призванный поддерживать американский экспансионизм. Освенцим - моральная опора американской идеологии.

Музей Холокоста должен напоминать американцам, что может произойти, если все пойдет неправильно. Но, как не печально, в современной Америке все идет неправильно, несмотря на музей. Причина проста, когда образ зла в твоей культуре неотличим от образа "другого", ты можешь с тем же успехом не замечать, что зло - в тебе самом. Подобно своим израильским собратьям, американцы забыли посмотреть на себя.

В случае Америки, история о Холокосте служит экспансионистской философии. Дабы предотвратить новый Освенцим, американцы посылают войска во Вьетнам, Корею, Ирак. Они всегда освободители. До конца холодной войны, это были коммунисты, с которыми нужно было воевать - конкретное зло; теперь зло становится все более абстрактным. Так что единственный способ материализовать неясного врага - уравнять его с Гитлером....

Можно рассматривать Освенцим как символ партнерства между европейскими парламентскими "левыми" и американскими правыми экспансионистами. Для тех и других Освенцим - образ угрозы открытому обществу, и поэтому настоящие левые в Европе оказываются задвинутыми в угол. Любая форма подлинно левых идей, вдохновленных "красными", обречена быть выставленной как "подрывная" и "радикальная"...

Так что Освенцим необходим для поддержания мифа об открытом обществе, для сохранения иллюзии освобожденного жителя Запада. И пока Освенцим остается таковым, мы что угодно, только не освобождены. Есть жизнь после Освенцима и эта жизнь - наша. Так что нам стоит чтот-то с этим делать. Если есть то, чего мы не должны делать ни в коем случае, так это убивать других во имя Освенцима. И именно это мы и делаем.

Гилад Ацмон родился в Израиле в 1963 году, живет в Лондоне. Музыкант, писатель и "политический артист".

Гилад Ацмон