Печать
| История |
Просмотров: 8759
2 Плохо0

Интервью с главным редактором газеты "Карпатская Панорама", членом "Союза журналистов Украины", председателем фонда "КАРПАТОРОССИЯ", представителем "Союза православных граждан" на Подкарпатской Руси, ВАЛЕРИЕМ РАЗГУЛОВЫМ.

Между Подкарпатской Русью и Галичиной нет ничего общего...
Интервью с главным редактором газеты "Карпатская Панорама", членом "Союза журналистов Украины", председателем фонда "КАРПАТОРОССИЯ", представителем "Союза православных граждан" на Подкарпатской Руси.
Вопрос - Для большинства обывателей Закарпатье ассоциируется с Западной Украиной, ее жители - с "бандеровцами". Правильно ли это?
Разгулов - Ни в коем случае! Между удивительной страной -Подкарпатской Русью или Карпатороссией и Галичиной нет ничего общего. К сожалению, тотальное невежество наших современников в этом принципиальном вопросе может привести к катастрофическим последствиям для православного русского мира и славянства. Подкарпатские русины (карпатороссы) много столетий в условиях непрекрекращающихся попыток лишить их религиозного и национального самосознания, шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими и создали великую культуру, которая до сих, к великому сожалению, остается "terra incognita". Между тем, русский человек, любой славянин, которому имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимака, Фенцика, Сабова ничего не значат, не может считаться культурным и образованным человеком, православный христианин, не знающий жития схиархимандрита Алексия (Кабалюка), должен просто каяться в этом грехе. Словом, невежество в карпаторусском вопросе - это подлинный национальный позор для русского народа.
Подкарпатская Русь - это древнейшай русская земля, где проповедывали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Доказательством этого является элементарная историческая топонимика, например, возьмем Ладомерия (нынешняя Пряшевщина) - иначе говоря земля св. Владимира. Затем Подкарпатская Русь попала под мадьярское влияние, которое грозило полной ассимиляцией. И после многих веков насильственной ассимиляции великие Будители Подкарпатской Руси стали во главе русского национального движения в крае.
Сдесь следует особенно подчеркнуть - подвижнический труд Александра Духновича, который считал, что в русской культуре, русском языке карпатороссы найдут свое спасение. Другой великий прасветитель Иван Раковский много сделал для распространения в крае общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: "Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочуствие к литературному соединению с прочей Русью". Идея общерусского единства и всеславянского объединения была основой всего мировозрения крупнейшего карпаторуского политического деятеля Адольфа Добрянского. Русскую газету "Листок" издавал в конце ХIХ века, на протяжении почти двадцати лет писатель Евгений Фенцик. На ее страницах часто публиковались карпаторусские писатели, помещались перепечатки из Московских и С-Петербургских газет.
Карпаторусские Будители являлись частью одного и того же движения за духовное возрождение всего русского народа, которое в Великороссии известно, как движение славянофилов. Мало того - домашним учителем в семье Аксаковых был карпаторосс Гуца Венелин.
Вопрос - Какой же размах приняло национальное движение карпатороссов?
Разгулов - Оно шло по двум направлениям. Духовно-культурному и политическому. Впрочем, грань между ними условная. В начале ХХ века началось мощное движение за возращение в лоно Матери - Православной Церкви. Его возглавил архимандрит Алексий (Кабалюк), которого благословил на это святое дело великий русский богослов, реставратор Московского Патриаршества митрополит Антоний ( Храповицкий), а рукоположил Холмский архиепископ Евлодий (Георгиевский). За короткое время к православной вере вернулося более тысячи приходов, а Иза - центр православного возрождения. Верными помощниками Кабалюка стали внуки Добрянского Алексей и Геогий Геровские. Они поддержали архимандрита Алексия в стремлении войти в состав Русской Православной Церкви. Участвовали они и в деятельности "Русского православного предвыборного блока", которое создал Кабалюк в январе 1939 года, в противовес окупационному блоку - волошинско-галицкому. Это самостийническое движение, вскормленное на деньги Гитлера, карпатороссы игнорировали.
Вопрос - Современные украинские самостийники формулируют свои претензии на Подкарпатскую Русь, бравируют именем Августина Волошина - президента Карпатской Украины. Что это была за личность?
Разгулов - Двумя словами здесь не ответишь. Это была протиречивая личность. На заре своей деятельности, он еще при мадьярах предлагал, в угоду своим хозяевам, перейти на латинский алфавит. Сейчас этот предательский шаг замалчивается. Но можно себе представить, что было бы, если бы это произошло. Была реальная угроза полной ассимиляции карпатороссов. В своей жизни он часто менял политические взгляды и хозяев. Именно в период его, так называемого, президенства, наш край наводнили галицкие экстремисты, которые устроили на Подкарпатской Руси настоящий геноцид. Многие карпатороссы оказались за колючей проволокой концлагерей в Сваляве и Рахове.
16 марта 1939 года, в интервью загребской газете, Волошин сделал сенсационное заявление: " Когда я понял, что Чехословацкая федерация, возникшая в результате Мюнхенского договора, обречена, я передал в Берлин заманчивое предложение, сделаное мне Венгрией. Будапешт предлагал включить Карпатскую Украину в состав государства Святого Стефана и предоставить нам автономию. Я был согласен принять это выгодное предложение, но я не мог этого сделать без согласия Берлина". Там же в Югославии, 27 марта Волошин пишет письмо Риббентропу : "С самого начала, то есть от Мюнхена, я возлагал надежды только на Немецкий Рейх. 14 марта в соответствии с правом на самоопределение нами была провозглашена независимость Карпатской Украины и одновременно было принято обращение к Немецкому Рейху, чтобы он взял ее под свой протекторат".
Вопрос - Волошин не был легитимным президентом. Так кто же представлял законную власть на Подкарпатской Руси?
Разгулов - Центральная Русская Рада, в которую входили все политические русофильские партии и организации, а их насчитывалось более 20. Ее поддерживало более 70% населения края. Эта Рада рекомендавала Андрея Бродия на пост передседателя карпаторусского правительства в октябре 1938 года.
Вопрос - Для обывателя получается настоящая фантастика - Россия разгромлена, русская эмиграция рассеяна по всему миру. И вдруг в Карпатских горах 20 русских православных монастырей, многочисленные русские партии, которые имеют массовую поддержку, десятки русских газет и журналов, русские писатели и интеллигенция, сотни тысяч людей, переходящих в Православие.
Разгулов - Действительно, это чудо, которое тем не менее демонстрирует исконно русский характер Подкарпатской Руси. Великая княжна Мария Павловна в 1937 году, посетила наш край. Под впечатлением увиденного и услышанного она писала: "В среде карпатороссов я чувствала себя - точно в России. Тот же обряд и та же сердечность приема. Кругом те же сочувственные русские лица... Живут просто, бедно, но не в утешение". Ей вторит известный русский эмигрантский писатель Иван Лукаш: "Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозовой синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства... Малый народ живет до Карпатских гор и на вершинах-полонинах, как синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава... И все снится, снится веками народу в синих Карпатах сон о злотой Руси". И наконец, тоже прекрасно написал о нашем крае в 1937 году, другой русский писатель, Анатолий Ладинский: " Есть в названии города Ужгорода что-то древнее, что-то еще от бревенчатых городов, от праславленных городищ, от благородных и печальных интонаций "Слова о полку Игореве". И такая же река, через которую волы переходят в брод, течет по камешкам, мелководная и журчащая, стекающая с кудрявых Карпатских гор. Река, которую нельзя себе представить без зелено-красно-синей вышивки на девичьей славянской рубахе, без лесной тишины, без кукушки... О Русская Земля!"
Отвечая на Ваш вопрос, отмечу, что русское национальное и духовное возрождение на Карпатах в 1920-30-е годы является также демонстрацией того, на что способны русские, если они объединятся вокруг Православной Церкви. Ведь отец Алексий Кабалюк был не только строгим аскетом, молитвенником и миссионером. Он был и великим политическим лидером карпатороссов. Именно Кабалюк стоял за такими организациями, как Партия православных автохтонов Подкарпатской Руси, Русская народная партия воссоединения, Православный Русский блок, боровшийся с оккупационным режимом Вололшина. Кабалюк создал также знаменитые Православные комитеты, которые в30 и 40-е годы боролись как за чистоту веры, так и за вхождение Подкарпатской Руси в состав Российской федерации, резко протестовал против ее включения в состав УССР. Вспомним нашумевший визит делегации карпатороссов, которую возглавил архим. Алексий Кабалюк и профессор Петр Линтур в ноябре 1944 года против присоединения Подкарпатской Руси к Украине. Ныне эти факты, как и вообще вся история Подкарпатской Руси, замалчивается или фальсифицируется. В частности, замалчивается их заявление, сказанное на приеме у патриарха Алексия, где еще раз напомнила о том, что "Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России". Увы, тогда, "вождь всех народов" проигнорировал волеизъявление карпатороссов. 10 января 1947 года Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает Сталину письмо. В нем он просил : "Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше мальнькое русское племя, удерживающее в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, которые русские ученые (профессор Ключевский) считает колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет".
Олег Александрович Грабарь, еще один карпаторосс, редактор сборника "Путями истории", по этому поводу писал: "Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика населения Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев... Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что он напомнит ему, произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Девидовича и других представителей советской власти, достаточно образованых, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости",
Вопрос - По-разным оценкам на Подкарпатской Руси после революции нашли приют и душевный покой от 10 до 15 тысяч русских эмигрантов. Каково было их влияние на процессы, которые происходили в крае?
Разгулов - Отмечу, что русская эмиграция, безусловно, внесла большой вклад в
развитие Подкарпатской Руси, роста ее духовного богатства. Но главные силы русского возрождения на Карпатах находились изнутри, от коренного народа, который столетиями жил на этой благодатной земле.
Вопрос - Так подкарпатские русины и карпатороссы - это одно и то же? Карпатороссы - это русские?
Разгулов -Давайте разберемся, наконец, в понятии карпаторосс, русин, русский.
Первые попытки противопоставить идентичные понятия русский, россиянин и русин были предприняты галицкими сепаратистами еще в ХIХ веке, однако еще тогда Добрянский посвятил этому вопросу целый труд. Он убедительно доказал, что русский - это славянизм, россиянин - это произношение слова русский по гречески, рутен - по латински, а русин - это всего лишь имя существительное, а русский - это имя прилагательное от него. Ты кто? Русин. Ты чей? Русский. И в Архангельской области, как и в Карпатах жители называют себя русинами. Все манипуляции на эту тему, это не более чем, как говорят простые люди - попытка навести тень на плетень!
Очевидно, что противники православного русского возрождения, будучи неглупыми людьми, прекрасно понимают, что русины никогда не примут галицко-бандеро-мазепинскую идеологию. Поэтому они выдумали так называемое "туташенство". В 30-е годы его поддерживало не более 2 % населения нашего края. Его популязаторами выступили профессора будапешского университета Годинка, Бонкало и Стрипский. В 1940 году, на деньги венгерского правительства, упомянутые господа, создают на Подкарпатской Руси "Общестао наук", которое имея ряд изданий, прививало карпатороссам, теорию, не выдерживающую серъезной критики, о том, что русины не имеют никакого отношения к русским. Уже в наше время эту идею продолжил профессор Торонтского университета (Канада) Пол Магочи. Но эта концепция является предательством святого дела карпаторуских просветителей, великого Кабалюка и все тех фундаментальных ценностей, на которых стояла и стоит Подкарпатска Русь. Уместно здесь напомнить, высказывание Раковского: "У нас нет, и не было мысли об образовании какого-либо литературного языка". А лучше всех сказал Кабалюк со своими единомышденниками в знаменитом обращении к Сталину: "Наша русскость не моложе Карпат... Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена"русска", мама "русска" и т. д.".
Вопрос - А как вы сейчас оцениваете положение на Подкарпатской Руси?
Разгулов - Столетиями из нас пытались вытравить православие и русскость. Австрийцы и мадьры, оуновцы и волошинцы, нацисты и коммунисты - огнем и мечом, ложью и лукавым умолчанием. Неужели Вы думаете, что эти колбасники и жлобы из некоторых кабинетов в Киеве и всяких львовских газеток, "образованщина" из Руха и бандиты из УНА-УНСО способны сломить наш дух. Вспомним, когда в 30-е годы солнце русского национального возрождения засияло над Карпатами, ситуация была намного хуже чем сейчас. Так - что я оптимист. И самое главное, что я не один. Вы только посмотрите, сколько у нас по-селам строятся церквей в московском стиле, с куполами-луковками. Такие вещи не делаются из под ранжира, следовательно это глубоко органично. А, где ныне живут самые стойкие приверженцы карпаторусской идеи? Это простые сельские священники, это люди, живущие в карпаторусских села, и среди них есть действительно выдающиеся личности. Приведу примеры. Настоятелем знаменитого Св.Никольского монастыря в селе Иза архимандрит Стратоник является воплощением карпаторусского самосознания, которое выдержало серьезнейшие испытания. Он вырос в семье сельского священника, где преклонение перед Россией было законом. Отец всю свою жизнь ждал прихода русских войск. В 1944 г., будучи уже пожилым человеком, он вместе с будующим отцом Стратоником, тогда еще ребенком , вышел встречать нашу армию. Какой же был у него удар, когда он услышал от отравленных атеистической пропагандой русских солдат матерную брань в свой адрес. Затем началась теперь уже большевистская украинизация карпатороссов, когда были уничтожены все русинские школы, за слово русин десятки тысяч людей попадали в концентрационные лагеря, где они проходили "курсы" украинизации. В 1959 г., после службы в армии отец Стратоник решил посвятить свою жизнь Церкви и отправился в один из карпаторусских монастырей, который через несколько месяцев был разогнан -начался новый этап борьбы с Православием, который возглавил человек, который после Великой Отечественной войны являлся главным украинизатором Закарпатья, а затем - "дарителем" русского Крыма Украине - Никита Хрущев. После распада СССР архимандрит Стратоник стал во главе движения против автокефалии на Украине, за единство Русской Православной Церкви и вошел в жесткую конфронтацию с Михаилом Денисеко, бывшим Киевским митрополитом. Возглавил несколько лет назад знаменитый Св.Никольский монастырь в селе Иза, который является для карпатороссов такой же святыней, как Троице-Сергиева Лавра для великороссов. В феврале 1999 г. его стараниями были обретены святые мощи схиархимандрита Алексия (Кабалюка), которые оказались практически полностью нетленными (сохранилась даже кожа), что является доказательством святости духовного отца Подкарпатской Руси, скорая канонизация которого станет важной вехой ее возрождения. Стоит упомянуть и сельского народного художника Ивана Исака. За его русскость, беззаветному служению идее Карпатороссии, лишают почетного звания "Заслуженного художника Украины". Среди карпаторусских священников есть люди, лично знавшие Алексия Кабалюка, на Подкарпатской Руси ныне более 20 монастырей. И таких примеров сотни. Это говорит о том, что карпаторусское движение является действительно народным, глубоко укорененным. Идея Карпатороссии выстрадана.
Русский эмигрант Евгений Недзельский, редактор газеты "Русский Народный Голос" в 1938 году писал: "Мы не теряем надежды, что когда-нибуть правительство России избавится от страха перед всем, что делается за границами его страны и будет разрешать русским гражданам свободно ездить за границу, и тогда сможет наступить открыто и с обоюдной выгодой общение между обеими частями русского народа и культурное, и материальное". Эти строки, написанные более шестидесяти лет назад, актуальны и сейчас.
Вопрос - Каковы политические перспективы карпаторусского движения?
Разгулов - Огромные! Практически в каждом населенном пункте Подкарпатской Руси живут сторонники этой Великой идеи - единения с Матерью-Россией. Создается мощное предвыборное объединение "Русский Православный блок". Мы намерены в результате выборов в марте 2002 г. иметь своих представителей во всех выборных органах - от сельских и поселковых советов до Верховной Рады.
Вопрос - А Вы не преувеличиваете свои возможности?
Разгулов - Думаю, что нет.У нас уже готов предвыборный список, в который вошли уважаемые, известные люди края. А главное - все украинские националистические и номенклатурные партии, в том числе СДПУ(о), считающее Закарпатье своей вотчиной, давно потеряли какое-либо доверие избирателей к себе. Теперь, как никогда ранее, актуальным стал вопрос - братский союз Подкарпатской Руси с Великой Россией.
Вопрос - Но ведь тоже СДПУ(о), в отличие от Ваших соратников, обладает неограниченными финансовыми возможностями. Вы не боитесь,что именно этот фактор сыграет решающую роль?
Разгулов - Такая угроза есть! Поэтому вся наша надежда на то, что Господь по молитвам карпаторусских святых вразумит тех, кто в России принимает решения, что уникальный русский остров в центре Европы, который потом и кровью и молитвой отстоял свою русскость, не может быть забыт и вновь предан. Самой тяжелой раной для нас будет еще одно предательство Россией.
Чтобы не закончить наш разговор без конкретики, я вновь хочу заявить,что огромная практическая работа по объединению, в том числе политическому, проведена вопреки всему, поэтому считаю необходимым оставить контактный электронный адрес т. к. занавес молчания вокруг карпаторусских людей должен быть разорван...

Интервью записал Кирилл Фролов - Институт стран СНГ, пресс-секретарь "Союза Православных граждан" (г.Москва)