Уважаемые участники Анти-Оранжа!

Наш ресурс обновился. Для входа на сайт требуется использовать функцию восстановления пароля по этой ссылке

ВАЖНО! Если Вы запросили пароль, но письмо не приходит - проверяйте папку СПАМ, пожалуйста!

| История |
Просмотров: 9644
2 Плохо0

История Подкарпатской Руси является частью национальной истории русского народа, а современное отчаянное положение закарпатских русинов является частью трагедии разделенной русской нации.

Историческое имя карпатской ветви русского народа - угро-руссы. Угры (мадьяры), будучи еще язычниками, пришли на Тиссо-Дунайскую равнину ок. 896 г., где и попали под культурное влияние православного прарусского народа, поселившегося на южных склонах Карпат по меньшей мере с VI века и являющегося старейшим, ''материнским" русским субэтносом. Первые угорские короли полностью признавали за угро-руссами их религиозные, национальные и политические права до тех пор, пока в Угрии преобладало православное (византийское и русское) влияние над латино-емецким. Оказав важные услуги мадьярам при завоевании Угрии, угро-руссы занимали ключевые должности в венгерском королевстве. Исследователь Карпатской Руси проф. Ф.Аристов отмечает, что самые должности при угорском дворе носили славяно-русские названия, например: воевода, стольник и проч. Принципиально важным является тот факт, что соединенный в одну область утро-русский народ имел также национальное самоуправление, избирая ежегодно своих старшин под названием кня-зей и крайников.

Угро-руссы были крещены в течение IX века, раньше, чем остальная Русь, и после отпадения от Православия Римского Патриархата в 1054 г. оставались верны Православной Церкви. Первое давление на православных угро-руссов было осуществлено мадьярским королем Стефаном . В ответ на притязания католиков, отнимавших у право-славных храмы и насильно перекрещивающих утро-руссов в латинство, разгорелось первое утро-русское восстание под предводительством Купы Стренчаника. Уйки и Киамы, которое было жестоко подавлено. После татарското нашествия в 1241 тоду Уторская Русь долго находилась в запустении.

Лидером национальното возрождения Руси Подкарпатской стал в XIV веке князь Федор Кориатович - обрусевший литовец (из династии Гедеминовичей) на службе уторското короля Карла -Роберта 1. Князь Федор получил Мукачевское и Маковицкое владения, тде создал рус-ское княжество. Окружив себя подвластными русскими вассалами, князь возглавил антикатолическое восстание утро-русского народа, благодаря чему у него и доныне сохранилось православно-русское самосознание. При князе Федоре утро-русский народ восста-новил свои политические и экономические права.

В 1526 г. (после битвы при Могаче) Западная Угрия вместе с Угорской Русью отошла под власть Австрии. С 1614 года начинается и по 1649 год продолжается отчаянная борьба утро-руссов против попыток унии. Первое время униаты просто изгонялись ими, однако в 1649 году 63 русских священника подписали документ об унии с Римом, после чего подвердились обструкции со стороны народа. На какое-то время православный народ остался без епископов и внешне подчинился униатам, но при первом же всплеске карпаторусското национальното движения вновь стал возвращаться к отеческой вере.

Карпаторусское национальное движение сразу же активизировалось при малейших послаблениях австрийской ассимиляторской политики. Так, как только императрица Мария-Терезия разрешила преподававать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые утро-русские "будители" - Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпаторусские интеллигенты вследствие австрийских репрессий при императоре Леопольде II переселяются в Россию. Лодий стал ректором С-Петербургского университета, Балудянский - воспитателем великого князя (будущего императора Александра I ). Орлай - доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских - важен для нас как первый карпаторусский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья "История о карпато-россах или о переселении россиян в Карпатские горы и о приключениях с ними случившихся" ("Северный вестник", 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых.

Здесь следует особо подчеркнуть, что русское славянофильство формировалось вообще двумя потоками: великорусско-москвофильским, духовно окормляемым оптинскими монахами, н западнорусско-москвофильским, сложившимся на Карпатской Руси. Крупнейшими русскими национальными идеологами являются, кроме вышеупомянутых, галицко- и утро-русские просветители - Адольф Добрянский, Иоанн Наумович, Александр Духнович и многие другие.

Важнейшей фигурой карпаторусского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) - литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение - "Истинная история карпато-россов" (рукопись помечена 1853 г., напечатана в Москве в 1914 г.). Национально-политическим кредо всех карпаторусских интеллигентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими.

В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет "Сокращенную грамматику русского языка".

К разработкам "украинского" литературного языка Духнович относился жестко и издевательски, называя его "безправною, простою служанкою безазбучного, валяющегося по корчмам и по вольным домам". Вообще по поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивируемого тогда австрийскими властями, Духнович писал: "Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех ваших украинских повестях нет доброго вкуса", 0тносительно "украинской" орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны "по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит". Духнович является автором народного гимна Угорской Руси, За свои русские убеждения Духнович преследовался мадьярами, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором. Следует отметить двух других карпаторусских "патриархов"- Адольфа Добрянского-Сачурова(1817-1901) и Ивана Раковского(1815-1885).

Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: "Проект политической программы для Руси Австрийской" (18 7 1 г), "О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси" (1885 г.). "Наименование австро-угорских русских" (1885 г) "Материалы для памятной записки галицких русских" (1885 г.). "Программа для проведения национальной автономии в Австрии" (1885 г.). Как богослов Добрянский (формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А.Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами.

Проф. А.Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу "Об основных воззрениях А.И.Добрянского". Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: "'Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникнове-ние и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира", Иван Раковский более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распространением в Угорской Руси об-щерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следутющим образом: "Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединения с прочей Русью. У нас... никогда и вопроса не было по части образования какого-нибудь отдельного литературного языка" (газета "Светъ". Ужгород, 1868).

Другая великая заслуга Раковского - это возрождение православия. Сам он, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, в открытутую перешли в православие, вслед за чем, собственно, и начался крестный путь Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса (так называемые 1-й и 2-й Мармарош-Сигетские процессы). .А впереди подкарпатских патриотов России ждали бессудные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря - такие, как Таллергоф и Терезин.

Угорская Русь первой половины XX века породила такого духовного лидера, как иеромонах Алексий (Кабалюк). ставший во главе массового движения карпатороссов за возвращение в православие, охватившего всю Подкарпатскую русь.

Когда Австрия распалась, Подкарпатская Русь была единодушна в своем желании воссоединиться с Россией. Но в России в то время уже хозяйничали большевики, на Подкарпатской же Руси поддерживали белых, стоявших, в отличие от интернационалистов-большевиков, на русских национальных позициях. Все это сделало невозможным воссоединение Подкарпатской Руси с Россией в то время.

Ей пришлось выбирать одну из четырех открывшихся перел ней возможностей и принять решение о своем будущем: Войти в состав новосозданной Западно-Украинской Народной республики (Галичины). Провозглащая ЗУНР, ее вожди повозгласили и вхождение в ее состав Подкарпатской Руси, не будучи никем уполномоченными и не имея на то ни морального, ни юридического права. Никакого волеизъявления на этот счет народа Подкарпатской Руси не было. Больше того: связывать сбою судьбу с празительством ЗУНР. состоящей из "украинцев"-русоненавистников, у карпатороссов не было и не могло быть никакого желания.

2. Остаться в составе Венгрии на положении федеративной Карпато-Русской республики или автономной области. К этому решению склонялась весьма незначительная и неавторитетная часть утро-русской интеллигенции - "мадьяроны", и этот вариант был отброшен как непо-пулярный и бесперспективный:

3. Обрести полную независимость, создать государство "Подкарпатская Русь". Карпатороссы, основываясь на провозглашенном тогда державамн-победительницами принципе самоопределения нации, имели тогда и имеют сейчас на это полное право. Но практически это было невозможно, ибо Антанта-победительница фактически диктовала свою болю и кроила карту Европы, не особенно считаясь с самоопределением народов и руководствуясь собственными соображениями. По отношению к Подкарпатской Руси ставилась цель не допустить ни в коем случае ее самостоятельности, ибо было более чем вероятно, что она, став независимой, пожелает в той или иной форме соединиться с Россией.

4. Четвертый вариант решения будущего Подкарпатской Руси состоял в том, чтобы включить ее на положении субъекта федерации в. состав вновь 0бразованной Чехо-Словацкой республики. Этот вариант и был принят. Карпатороссы помнили москвофильство "младочешской" партии (вспомним "славянские съезды" в Праге), но Чехословакия жестоко обманула Подкарпатскую Русь.

Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословацкой республике согласно международному договору, подписанному 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермене Великой Антантой и присоединившимися к ней державами, с одной стороны, и представителями Чехословацкой респу-блики - с другой. От имени Чехословакии договор был подписан д-ром Бенешем, ставшим потом президентом страны.

Сен-Жерменским договором Подкарпатской Руси была гарантирована "полнейшая степень самоуправления, совместимая с понятием единства Чехословакии" (ст. 10). Подкарпатской Руси должен Оыл быть предоставлен свой сооственный законодательный сейм (в ведение которого должны были входить все вопросы, касающиеся языка, школы и вероисповеданий, местной администрации, и все другие вопросы, определенные законами чехословацкого государства) и автономное правительство, ответственное перед сеймом (ст. 1 1). Во главе администрации должен был быть губернатор, назначаемый президентом республики и ответственный перед карпаторосским сеймом (ст. II). Чиновники в Подкарпатской Руси должны назначаться, по возможности, из местного населения (ст. 12). Сен-Жерменский договор гарантировал Подкарпатской Руси право быть соответствующе представленной в чехосло-вацком парламенте (ст. 14). Контроль за выполнением Договора вменялся Лиге Наций (ст. 14),

Все эти установления были проигнорированы Чехословакией. Вопреки договору Подкарпатская Русь была разделена между субъектами федерации: ее часть (так называемая Пряшевская Русь с 250 тыся-чами карпатороссами) была присоединена к Словакии. Никакого сейма создано не было. На руководящие должности в администрации назначались чехи.

Чехословацкое правительство начало проводить искуственную украинизацию Карпатской Руси. видя в этом средство для отсрочки предоставления автономии и ослабления национально-культурных сил карпатороссов. Правительстзо специально выписывало и командировало в Закарпатье галицийских "самостийников". Вплоть до 1937 г. был запрещено преподавание в школах на русском языке. "Самостийники" имели в Чехословакии три учебных заведения, финан-сируемые правительством: карпатороссы - ни одного. Галицкие самостийнические издательства, культурные общества также финансировались за счет государства, в то время как проф. Г.Геровский, крупнейший карпаторусский лингвист находился в 1936 г. под домашним арестом.

Невзирая на систематическуто двадцатилетнюю политику насиль-ственной украинизации, осуществлявшейся силами чешского правивительства, римско-католической церкви, социал-демократов и комму-нистов, результаты украинизации к 1938 г. оказались ничтожными. Из 8 депутатов и сенаторов, представлявших русский народ в чехословацком парламенте, семеро были русские патриоты, и только один, избранный чешскими и мадьярскими избирателями, считал себя украинцем. На Пряшевской Руси, переданной Словакии, все население голосовало за русских депутатов. "Украинцы" даже не осмеливались выдвигать своих кандидатов. А на референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в 1938 г., 76 % опрошенных высказались за русский язык как язык официальный, язык преподавания и т.д. В политической жизни голько те партии могли существовать на Подкарпатской Руси. которые поддерживали русскую идею. 8 мая 19!9 г. была создана Русская Народная рада. Количественно самой сильной русской партией был автономный Земледельческий Союз, вождем которого был Андрей Бродий. Интересы карпатороссов отстаивала также Аграрная партия .

В 1938 г. АЗС и Аграрная партия объединились в Русский блок. В

38-39 гг. перед лицом гитлеровского нашествия Чехословакия пошла на уступки - в мае 1938 г. была провозглашена автономия Подкарпатской Руси.

Было создано первое автономное правительство Карпатской Руси ( октябрь 1938 г.), в котором А.Бродий стал председателем Совета Министров и министром народного просвещения. К сожалению, впер-вые созданное, русское правительство совершило серьезную ошибку, включив в своей состав проукраинского политика Августина Волошина, ставленника гитлеровской Германии. Менее чем через три недели после образования карпаторосского правительства премьер-министр Бродий был арестован, а премьером назначен Волошин. Вот как опи-сывает историю этого переворота карпаторосский лидер А.Геровский: "Я немедленно, гут же из президиума югославского министерского совета позвонил в Прагу министру иностранных дел Хвалковскому. Его в министерстве не оказалось, и вместо него со мной разговаривал его заместитель д-р Масаржик. На мой вопрос, на основании какого права чешское правительство могло арестовать главу автономного карпато-русского правительства и назначить на его место человека, к которому большинство русских Карпатской руси не имеет никакого доверия, д-р Масаржик ответил, что чешскому правительству пришлось это сделать потому, что ему "так было приказано свыше". Когда я выразил свое удивление по этому поводу, Масаржик прибавил: "Нам пришлось сде-лать еще и что-то другое, что нам было гораздо более неприятно". А на вопрос, что под этим слезет подразумевать, он ответил: "Мы им т.е. Германии, должны были предостазить экстерриториальную дорогу, соединяющую Бреслау с Веной через нашу территорию".

Волошин переименовал Подкарпатскуую Русь в "Карпатскую Украину" и возмечтал сделать из нее "Пьемонт" для создания "Великой Украины". Однако в 1938-39 гг. нацисты отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове. где охранниками и палачами были галицийские "сичевые стрельцы".

Не менее ожесточенно происходила борьба за духовную свободу Подкарпатской Руси. Согласно Сен-Жерменскому договору церковные отношения регламентировались карпаторусским правительством. Огромную роль в невыполнении Чехословакией Сен-Жерменского договора сыграла чешская римско-католическая клерикальная партия "Лидова Страна", возглавляемая кардиналом Шрамеком, и римско-католическая партия патера Тиссо, примкнувшая затем к Гитлеру. Шрамек поддерживал Масарика, а затем Бенеша - лидеров Чехословакии при условии, что правительство будет подавлять Православную Цер-ковь и не предоставит автономию Подкарпатской Руси.

Им было чего бояться...

Склеенная насильно греко-католическая конфессия при ослаблении государственной поддержки начинала разваливаться. Карпатская Русь начала сбрасывать униатское ярмо еще в конце XIX века. Даже австро-венгерский геноцид не смог остановить процесс. Православные христиане мадьярской части Австро-Венгерской империи находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 20-е годы Сербия ста-ла " второй Россией". Эта братская держава приютила и армию гене-рала Врангеля, и Высшее Церковное Управление Русской Православ-ной Церкви за границей. Самую братскую поддержку оказала Сербская Церковь и Карпатской Руси - туда был направлен епископ Ниш-ский Досифей: после многовекового ватикано-униатского гнета это бь:л первый православный епископ на Подкарпатской Руси. В 1921 г., как тольхо Досифей прибыл на Карпаты, около миллиона человек покину-ло унию и вернулось в Православие Опорой Досифея стал архимандрит Виталий (Максименко - бывий наместник Почаевской Лавры, знаменитый миссионер и лидер правых русских партий, ученик митрополита Антония (Храповицкого)

Чешское правительство поддерживало унию, пыталось спровоцировать раскол в Православной Церкви. Константинопольский патри-арх Мелетий (Метаксакис) - сторонник "реформации", поддержавший советских обновленцев в борьбе с Патриархом Тихоном, пытался подчинить себе

в 1928 г. всех православных христиан Чехословакии, по-ставив туда своего архиепископа Сазватия. Однако авторитет еп. Досифея, арх. Алексия (Кабалюка) и о. Виталия (Максименко), сплоченность карпатороссов и помощь братской Сербии позволили нейтрализовать эти действия.Во время второй мировой войны епископ Досифей попал в плен к хорватским усташам. Озверевшие католики таскали его за волосы по улицам Загреба. Владыка умер от пыток.

В 1939 г. Подкарпатскую Русь оккупирует Венгрия. Приведем свидетельство карпаторусского общественно-политического деятеля Михаила Прокопа: "Венгерские власти желали ликвидировать в самый короткий срок не только русский литературный язык, но и весь русский народ, живущий на южных склонах Карпатских гор, превратив его в мадьярский. И при этом они совершенно чистосердечно удивлялись тому сопротивлению, какое оказывал их планам русский народ... Разрушались памятники Пушкину, Добрянскому, Митраку, сжигались русские городские, сельские и общественные библиотеки, уничтожали русскую кооперацию... Русская молодежь протестовала. Мадьярские жандармы и полицаи брали учеников гимназий с уроков и избивали их...

В конце 1939 г. Польша была разделена между Германией и СССР. По Закарпатью прошло брожение. Особенно молодежь начала вести себя по отношению к мадьярским властям вызывающе. Все были уверены, что в скором времени Росия освободит и наш народ от авекового мадьярского ига. Слова "Советский Союз" у нас никто не употреблял, для нас СССР был Россией.

Теперь все еще более смело начали вести себя, а если кому утрожало преследование, арест, тот убегал в Россию. Так постепенно, неза-метно началось бегство нашего населения в СССР".

Тысячи карпатороссов, перейдя Советскую границу, попадали в плен. Единственным избавлением от концлагеря по время Великой Отечественной войны для карпаторосса было... вступить в чешскую армию генерала Свободы, формировавшуюся на территории СССР и состоявшую в значительной степени из карпатороссов.

По окончанию Великой Отечестзенной войны Подкарпатская Русь, без всякого собственного волеизъявленяя была расчленена между Чехословакией и СССР (ныне Пряшевская Русь находится на территории Словакии).

В СССР карпатороссы были насильственно украинизированы, в паспортах в обязательном порядке ставилось "украинец". Теперь уже большевиками был создан концентрационный лагерь в Сваляве, где заключенные должны были проходить украинизаторские "курсы по-вышения квалификации". Было украинизировано около 500 русинских школ. в ГУЛАГ отправлено 187 тыс. русинов. Готовилась полная де-портация этого абсолютно прорусски настроенного народа, который в отличие от галичинан, практически не дал пронацистских формирований, но, наоборот, молодежь которого тысячами бежала в СССР, чтобы бить Гитлера... В связи с этим один из карпаторосских эмигрантов, иронизируя, заметил: "Папский Рим построил фундамент для украинского сепаратизма, а товарищ Сталин закончил дело Рима... Советское правительство создало украинскоую державу при помощи диц, поддавшихся галицкой папской украинской пропаганде, или авантюристов, стремившихся сделать карьеру на украинской авантюре или в особен-ности таких, которые опасались восстановления какого-либо небольшевистского порядка, и по этой причине ненавидели Россию.

Окончательная заслуга создания Советской Незалежной Украины принадлежит тов. Сталину, во времена "царствования" которого была окончательно сформирована Советская Украина.

Итак, хай жывэ товарищ Сталин и хай жывэ святейший Лев ХШ. Их портреты заслужили себе место в самом центре будущего украинского пантеона" ( "Свободное слово Карпатской Руси". № 6. 1986 г.).

Всем известен подарок Хрущева Советской Украине - Крым, но почему-то забыли о другом подарке той же Советской Украине, сделанном Сталиным, - о Закарпатье.

Подкарпатская Русь юридически и фактически вышла из состава Чехословакии в ноябре 1944 г. как суверенное государство. Первый съезд народных комитетов суверенной республики Закарпатская Украина избрал высший законодательно-исполнительный орган госу-дарства - Народную Раду республики Закарпатская Украина, которая и была обязана осуществить решения съезда о воссоединении с Совет-ской Украиной. Народная Рада конституировала государственность, создавая необходимые институты - например, ее постанозлением от 18.11.44 г. был создан Суд Закарпатской Украины, декретом № 27 от 12.01.45 г. утверждена присяга госслужащего Закарпатской Украины и т.д.

Однако 25 июня 1945 г. СССР и Чехословакия подписали Договор "О Закарпатской Украине" (без какого-либо участия присоединяемого государства), согласно котрому Закарпатская Украина присоединялась к СССР. Не успели стороны обменяться грамотами, как 22 января 1946 г. Президиум Верховного 'Совета Украины принял постановление "Об образовании Закарпатской области в составе УССР". Таким образом, суверенная русинская республика с президентом и органом законодательной власти - Народной Радой - без всякого волеизъявления народа была ликвидирована и присоединена к Советской Украине как обыкновенная область.

После распада СССР в "независимой Украине" судьба древного правосланого карпаторусского народа, более тысячи лет имевшего свою культуру и государственность, сложилась трагически. Русинство жестко подавляется, карпаторусский народ лишен всех национальных прав. даже права на свое национальное имя.

На Подкарпатской Руси 1 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором 78% населения высказалось за автономию в рамках Украины. Естественно, Украина проигнорировала результаты этого референдума.

В 1992 г. Закарпатский областной Совет вынес решение о признании русинской национальности и обратился в Верховную Раду Украины с просьбой решить этот вопрос на государственном уровне. Но ВР, вопреки собственным законам и международному праву, до сил пор не восстановила русинскую национальность, имя которой было ликвидировано украинскими коммунистами. Какой показательный пример советской национальной политики: на территории Великороссии была создана масса "автономных республих" и "автономных районов", а Украине передавались великорусские и карпаторусские земли без всяких прав не только на административную, но даже на национально-культурную автономию!

Депутат Закарпатской области Е,Жупан, заместитель председателя Общества Подкарпатских русинов, пишет: "Мало того, что нам не вернули нашу национальность, ликвидирванную сталинским тоталитарным режимом, в 1996 г. Кабинетом Министров Украины был принят "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов". Этот антигуманный акт является попытко.й ликвидации русинов и был осужден во многих странах".

Приведем отрывки из упомянутого "Плана мероприятий", разработанного на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и № 176/34 jn 25. 09.96 г.:

"1. Четко засвидетельствовать и продекларировать, опираясь на положения Конституции Республики Украина, в частности ст. 2, позицию украинского государства в бесперспективности идеи выделения и автономизации Закарпатья на какой-либо основе - культурной, этнической, тем более административно-территориальной.

Возложить на посольства РУ в Словакии, Чехии, Венгрии и Польше организацию серии публикаций в СМИ, разъясняющих позицию Республики Украина в отношении русинов. Затребовать от посольств РУ в означенных странах необходимый материал для органи-зации публикаций.

2. Выработать систему мероприятий, основанных на украшении полиции украинскости Закарпатья (язык. культура, кадровая политика}... Создать межведомственную группу, на которую возложить координацию деятельности министерств и ведомств в этом направлении...

3. Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ...

9. Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации.

10. Провести предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения "политического русинства", наппавленную на недопущение усиления влияния политических структур сепаратисткой направленности. Довести до членов незарегистрированного областного "Товарищества подкарпатских русинов" и созданного им "временного правительства" о нормах ответственности администра-тивного и уголовного законодательства Республики Украина (ст. 187-8 УК). Предусмотреть административные меры к функционерам зарегистрированных на территории области районных и городских отделений Товарищества в городах Ужгороде, Мукачево, Сваляве по поводу нарушения Закона "Об объединениях граждан".

Процитированные пункты, разработанные высшей исполнитель-ной властью Украины, свидетельствуют: классический, могущий слу-жить иллюстрацией к соответствующему документу ООН этноцид - налицо.

Однако Подкарпатская Русь жива. Ее народ отверг церковных раскольников - на Подкарпатской Руси около 400 приходов н около 20 монастырей канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а самозванные "Киевский Патриархат" и УАПЦ практически отсутствуют, что вызывает бешенство у РУХа (Чорновил лично приезжал в Подкарпатскую Русь регистрировать приход так называемого Киевского Патриархата). Даже русины греко-католики не подчиняются Львовскому униатскому кардиналу, несмотря на постоянные попытки Львова принудить их к этому.

На Подкарпатской Руси созданы и действуют собственные политические силы: в Словакии (на Пряшевской Руси) и в Закарпатье - Временное правительство Подкарпатской Руси, в Закарпатье - Общество карпатских русинов. Подкарпатская Республиканская партия, демократическая лига национальностей. Общество карпатских русинов, которому власти Украины отказывают в регистрации, последовательно выступает за две основные цели - самоуправление Подкарпатской Руси (Закарпатья) и восстановление прав русинов на их исторической родине. По мнению одного из современных русинских лидеров Е.Жупана: "1 декабря 1991 г. народ Закарпатья на референдуме семидесятью восемью процептами голосов "за" восстановил самоуправляемость нашей территории, а это значит, что после опубликования данных референдума, по его итогам Закарпатская область стала автономно-самоуправляемой, а областной совет народных депутатов вернул себе статус парламента - Сейма Подкарпатской Руси, и все это соответствовало действовавшей тогда Конституции СССР. Но не тут-то было! Имперский нрав Союза унаследовала Украина с той же силой".

С 20 по 24 мая 1998 г. в г. Праге проходил 43-й Европейский Конгресс ''Национальные меньшинства и европейское единство". В его работе приняли участие и представители русинов с исторической Подкарпатской Руси - председатель общества карпатских русинов проф. И.М.Туряница и Е.Жупан. Из Пряшевской Руси, входящей в состав Словакии, прибыл министр иностранных дел Временного правитель-ства Подкарпатской Руси Т.Ондрик. Выступившие на конгрессе пред-ставители русинов подчеркнули, что "после распада СССР Украина объявила себя демократическим государством, но продолжает этноцид русинского народа. Нет русинских школ, русинам нет доступа на радио, телевидение и т.д. Продолжается сталинская политика по отношению к русинскому народу...

Останется ли Православная Россия равнодушной к судьбе Подкарпатской Руси?

Кирилл Фролов, консультант Отдела Украины и Крыма Института стран СНГ


Комментарии   

0 #1 Иван 21.04.2008 22:21
Здесь Исьория Закарпатят
http://mysite.com.ua/xdem3430/pagesxdem3430/1_1.html
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить